На восток от Опочки

Александр Нивин
"Видишь сии великие здания? Всё это будет разрушено,
так что не останется здесь камня на камне"...
Святое Благовествование от Марка 13: 2
______________________________________________



Стара как мир дорога, которая пролегла от Опочки на восток — за озеро Ямное, Кудку, Ровные нивы... Остановимся на берегу тихого Городищенского озера. Вода в нем темная, отражения синего неба и ярко-желтых берез кричат контрастом. Зыбкие берега — в кроваво- красных брызгах иссохших трав. Озеро — умирающее. Год за годом его поглощает болото. А на болоте кривляются березки, сосенки. Набирает силу будущий лес.
Городище — название исчезнувшей деревни. Городище — это и гора с плоской вершиной, с каменным крестом 11-12 века и полузаброшенным кладбищем наверху. Предполагают, что здесь находилась крепость Коложе (или Коложа), предшественница, старшая сестра Опочки. Считается, что пребывала Коложа в укромном лесном месте у тихой речушки Кудки...
Бродя ясным осенним деньком по этим историческим местам, тысячу раз убеждаешься, что это не совсем так. То самое болото, что год за годом с чавканьем доедает озеро, тянется от подножия Городищенской горы к востоку — на многие, многие километры. И заканчивается у озера Коложо. Отчетливые следы былой береговой линии на бывших озерных берегах и на подошве Городищенской горы красноречиво свидетельствуют о том, что некогда все это пространство заполнено было водой. Коложо-озеро накатывалось волнами под самые стены крепости Коложе. Противоположный берег  терялся в сизой дымке. За несколько веков озеро сжалось до нынешних скромных размеров. Лишь осколки его ( озера Бакшинец, Городищенское, разлив речки Коложицы и другие) напоминают о прежнем водном раздолье.
Слово «Коложе» в разных вариантах (Коложа, Коложе, Коложо) соотносится с тремя реалиями: 1. церковь в городе Гродно, 2. пригород Пскова в 14 — 15 веках, 3. озеро в Опочецком районе. Все три эти реалии связаны исторически. Озеро Коложо некогда окружало водным щитом одноименный город-крепость. А в Гродно были угнаны коложские пленники (числом в 11 тысяч) и там основали предместье, назвав храм в честь святых Бориса и Глеба (12 век), предоставленный им Витовтом — в память о своей псковской родине — Коложа. Коложская церковь сохранилась до наших дней и является старейшей в Беларуси.
Не возникает элегических чувств, когда поднимаешься ныне на Городищенскую гору. Все здесь задичало. Дороги стали едва приметными тропинками. Повсюду обвалившиеся дряхлые деревья, зловещий грай ворон. В белый день темно, как в сумерки. И только копытень-трава, что оплетает всю гору, распространяет тонкий ладанный запах — дабы помнили путешественники, в каком святом месте они находятся...
Поднимаясь по наискось восходящей дороге, постепенно приходим на вершину. Здесь, как на Валу в Опочке, обширная площадка, поднебесный покой, грустный аромат осени, нереально окрашенные колдовскими чарами деревья, ворохи желтой листвы... И следы, оставленные весной 2013 года «черными следопытами» — раскопы (метра полтора-два в глубину), кучи пепельно-серой земли, вывороченные камни. Что ищут здесь алчущие люди? Сокровищ?... Работа проделана впечатляющая — со знаком минус, конечно. И напрасная. 
По версии, 5 февраля 1406 года град Коложе был захвачен врагами «на миру». Целью литовцев был не грабеж, а «полон». Дело в том, что незадолго в Литве был разорен — сначала тевтонами, потом ордынцами - город Гродно. Великий литовский князь Витовт любил этот город и вознамерился восстановить его. Население Гродно было почти все уничтожено. Витовту требовался народ — талантливый, трудолюбивый, умеющий строить и воевать — для восстановления «жемчужины Немана». Выбор пал на южный псковский пригород — Коложу...
Без боя при захвате крепости Коложе не обошлось. Об этом свидетельствует летопись. Однако после взятия города с пленниками обращались довольно сносно — как с живым товаром. Позволили собраться в дорогу, взять свое нажитое. Поэтому все ценное коложане увезли с собой. Когда колонна тронулась, город зажгли...
Можно не сомневаться в том, что пепелище в дальнейшем не раз посещали люди, охочие до наживы. Они по свежим следам рьяно искали «злата-серебра». И в последующие годы всевозможных копателей на Коложе было пруд пруди. А в начале ХХ века на Городище велись серьезные археологические изыскания... Какой же вывод отсюда напрашивается? — Говоря словами известной  комедии Л. Гайдая, там «все уже украдено — до нас!»
Вот если бы те немалые усилия, которые затрачивают на раскопы черные «поисковики», обратить во благо — скажем, на расчистку древнего городища от валежника, бурелома, привести Гору в подобающий вид... Ведь настоящее сокровище этих мест — сама коложская земля, которая хранит множество зримых следов героической старины. Люди старшего поколения тепло вспоминают, как в школьные годы всем классом с учителем ходили в походы на Городище, на Коложу... Тогда Гора не производила столь удручающего впечатления. Веяло от склонов ее зеленых — распаханных и засеянных — былинной Русью, крепким духом ратаев и витязей. Полевые и лесные цветы заодно с облаками украшали ее. И татарской саблей кривой ярко блестела внизу, в чистой долине, незабвенная речка Кудка...  Все это в прошлом, хотя… Все же романтический дух все еще витает здесь, не смотря ни на что.