Стефан Скримшир - XR и новый религиозный протест

Виктор Постников
Resilience
15 мая 2019 г
 

Из-за толпы, примерно в 400 человек, я плохо различал фигуру молодой девушки. Она была одета в цветную исламскую дупатту [1]  и выступала среди моря раскинувшихся знамен группы Extinction Rebellion (XR). Протестующие смешались с прохожими на Оксфорд-серкес, которые забыв о шоппинге, прислушивались и брали листовки.

Но эта женщина не повторяла последних данных от  IPCC  и не ругала правительство за отказ бороться  с климатом.  Она, можно сказать, проповедовала для вновь обращенных.  Она учила нас,   с помощью своих слов и жестов, о  смысле Аллаха и  Азана  [2],  призывала к молитве  в контексте климатического кризиса:

“Allahu ‘akbar…Нет ничего более великого, чем единство… ни Бог,  ни Ее Величество, ни Пиккадили, не выше, чем единство…Hayya ‘ala I-falah.  Приходите в храм.  Приходите к успеху. ‘ Потому что важно быть в безопасности…Hayya ‘ala s-salah.  Приходите, чтобы праздновать.  Приходите, чтобы поклоняться.  Приходите, чтобы молиться.”

Когда она начала петь, произошло следующее.  Сначала, несколько человек подхватили ее слова и начали гудеть.  Потом я понял, что они гудят вовсе не на нее, а на полицию, которая пробилась в толпу  и начала произвольно арестовывать  тех, кто подвернулся.  Это был второй день протестов группы Extinction Rebellion   в Лондоне –  в результате чего основные достопримечательности столицы были перекрыты на восемь дней Пасхи. Цель протестов XR -  сказать правительству “всю правду” о климатических переменах.

Отдел 14  был на месте, а это означало, что полиция может попросить любого уйти и за отказ арестовать его.  Женщина прерывает молитву и начинает стыдить полицию: “вы разве не видите, что мы молимся!”  Когда она закончила молиться, она говорит, “Теперь можно поцеловать землю и трижды коснуться  ее лбом, если хотите.”  Большое число людей следуют за ней.  Она заканчивает со словами “Благославляю вас.  Вы теперь едины.”

Смешение различных элементов в этой сцене поднимает важные вопросы о новой притягательности религиозности для протестов,  а также стратегии и направления этого нового движения.  Несмотря на то, что на протестах было много запланированных разговоров о вере, этот протест был очевидно спонтанным,  затесавшимся среди ди-джеев,  политическимх речей и обсуждения полицейской тактики.  Никто специально не приглашал  “людей веры” –  приглашались все желающие.

В контексте происходящего – разрушение климата,  массовое вымирание видов и безудержный консумеризм – задавался вопрос:  а что  если  обратить все религиозные категории в новое русло понимания  и участия в  чрезвычайной ситуации ?  Рассматривать «Бога»  как коллективное единение,  политическую акцию как поклонение,  а пространство протеста и споров как единое святое пространство?

У группы XR  нет связи или официального  договора с верующими.  Но описанная мной сцена не изолированный случай.  Присутствие религиозных ‘родственных групп,’ выступления религиозных лидеров,  ритуалы и церемонии  выделяются в этом движении более, чем где-либо.  Христианские активисты воспользовались символическим моментом на Святой неделе, когда христиане  размышляют о смерти, самопожертвовании и пути от отчаяния к надежде.  Христианская климатическая акция [3],  Christian Climate Action, на все протесты которой я ходил,  организовывала инновативные литургии, такие как климатические Станции Креста между блокпостами на дорогах, на каждом выходе из окупированного Marble Arch.

В Страстной четверг,  когда отмечается омовение  Христом ног своих учеников накануне смерти,  группа организовала церемониальное омовение ног протестующим дабы “служить, поддерживать и благословлять активистов.”  Был также вклад  от еврейской традиции,  для которых праздник Песах, или  Еврейская пасха, включает в себя ритуальную трапезу (седер) в память об исходе евреев из египетского рабства. Еврейские члены  extinction rebellion  устраивали “Климатический Песах”  в качестве протеста перед Парламентом, причем их песни, еда и напитки интерпретировались как символы страдания Земли и проход к надежде.

Состоялись также религиозные и духовные церемонии, направленные на межконфессиональное участие. На бдении в Пальмовое воскресенье, около собора Св. Павла накануне главных протестов  читались молитвы и  пелись песни из языческих, христианских, еврейских, мусульманских и аборигенных духовных традиций.
 
Межконфессионные молитвы были также включены в  ‘заключительную церемонию’  по окончанию десятидневного протеста.  В дополнение к этим литургическим и дискурсивным интервенциям,  замечались также ряд религиозных и духовных практик, включая буддийские медитации и групповые молитвы.

Описанные ритуалы не представляли собой «побочное» явление в стороне от основных протестов, но сами  представляли собой акты протеста. Например,  Станции Креста свою последнюю молитву провели на середине дороги, недалеко от скопления полицейских машин на одном из блок-постов.  После того, как полицейский потребовал освободить дорогу, активист вежливо ответил тем же вопросом что и женщина-мусульманка: “Разве вы не видите, что мы молимся?”

Другие присоединились к нам на дороге, и молитва стала еще одной блокадой. Аналогично, еврейский Песах сразу же привлек полицейских, как только началась церемония, хотя дорога была уже заблокирована другими протестующими.  Несмотря на то, что группа решила перейти в более безопасное место (прямая аналогия с Исходом!), по крайней мере один член группы был арестован

Что способствовало встрече этих двух  точек – духовности и протеста?  Роль религии в современных протестных движениях не новая вещь.  Исторически, церкви и другие группы верующих играли важную роль в массовых политических движениях и гражданском неповиновении,  от борцов за гражданские права в США в 1960-х,  в протестах против апартеида в 1980-х,  и далее в антиядерных и антивоенных движениях уже в наше время. Хотя экологический протест сравнительно недавно был принят мейнстримом религиозных организаций, многие исследователи отдают первенство духовности коренных народов и нео-язычникам.

Отличие сегодня в том, что религиозные и духовные истоки появляются сегодня в поддержку самого движения, и говорят сегодня по-другому и о другом.  Фраза “экзистенциальный кризис”  широко используется  климатическими активистами в буквальном смысле, чтобы описать кризис, угрожающий самому существованию человеческих особей.  Но я не уверен, что под этим скрывается также философский смысл кризиса –   глубокая тревога по поводу того, кто мы такие, что значит вообще смерть и существование мира.

Когда выступающие на пикетах  напоминали о трех требованиях движения [4],  они часто предварялись  молчаливой медитацией.  Стремление группы XR включить духовные и религиозные аспекты в движение вероятно указывают на масштаб и сложность проблемы, а также сложность донесения ее до других.

Хотя у группы XR есть конкретная политическая цель, она представляет собой также пространство для выражения таких эмоций, как ярость, горе или тоска,  которые в предыдущих протестных движениях играли второстепенную роль. Это новое поколение активистов, для которых успех их акций измеряется другими критериями.  Наша задача превышает задачу остановить катастрофический сценарий, за которую выступали прежние поколения.

Неудивительно, что наряду с политическими задачами движения, есть еще и цель научить "мастерству  жить с разбитым сердцем" [5].   Это требует  таких форм протеста, которые  вызывают необходимость совершать акты литургии, что для некоторых активистов будут самыми подходящими актами.  Это относится не только к горю, но также и к радости,  поскольку протесты -  это также высший праздник, выражаемый через музыку, танец и дающий возможность соединиться с другими и выразить благодарность творению.

В противовес недавней критике [6] радикализма XR, который якобы будет отчуждать потенциальных союзников из традиционно консервативных религиозных кругов, я  возражу, что напротив он допускает широкий спектр верований и видов активизма, от тех, кто предпочитает проводить молчаливые бдения до тех, чья вера допускает ненасильственное прямое действие.  Будет ли эта широта способствовать также расширению  классового и этнического участия в движении, а также  сможет ли ясно выразить проблемы климатической справедливости?  Наверное, пока рано говорить,  но международные религиозные сети и организации верующих конечно же должны сказать свое слово.

Как сказал мне местный священник и участник Христианской климатической акции, экологический кризис, это также “духовный кризис.”  Определенно он требует духовных ресурсов и единства религий, ритуалов и протестов.



[1] – Длинный универсальный женский шарф на Востоке.
[2] – Призыв к молитве в исламе.
[3] -  https://christianclimateaction.wordpress.com/
[4] https://rebellion.earth/the-truth/demands/  (1. Говорить правду, 2. Действовать немедленно, 3. Передать полномочия Асамблее граждан  по решению климатических и экологических проблем)
[5]
[6] 
Photo credit: Extinction Rebellion interfaith vigil in London, April 14 2019, Stefan Skrimshire. CC BY-NC-SA 3.0.