Семейная тайна пионера

Евгений Кошелев
 
 
    В советское время  ношение нательных крестиков, религиозные праздники  воспринималось обществом неоднозначно. А исполнение религиозных обрядов считалось одним из негласных грехов для коммунистов; комсомольцев и даже пионеров, ведь людей воспитывали в духе атеизма, отрицания религии. Но, не смотря на это простой народ в большинстве случаев придерживался старых традиций. Особенно это было заметно на селе.
 
***
    Формально советским гражданам запрета на крещение не было, но служителей церкви власть обязывала докладывать о каждом факте крещения человека  путем уведомления.  Но население, зная о последствиях за такие обряды, старалось договариваться со священниками о проведении крещения ребенка тайно. Если информация о крещении  доходила до официальных органов, то с родителями, как правило, проводили беседы общественность, а члена партии могли даже исключить из рядов КПСС.  Поэтому взрослые старались молчать о таких случаях.

   И мне в детстве пришлось тоже крестить свою двоюродную сестренку Ирину. Моя тетя первый раз вышла за парня, который был старше ее на несколько лет. Он работал водителем в совхозе, после свадьбы крестная жила в семье жениха в селе в рядом с райцентром. Брак был недолгим, молодой муж пил, а свекровь и деверь постоянно придирались к молодухе. По совету мамы и с согласия деда и бабушки, тетя развелась и перешла жить к нам уже беременной. Вскоре она родила девочку Ирину

  Где-то перед новым годом решили сестренку окрестить. Но были определенные трудности, действующая церковь находилась в селе в пяти километрах от райцентра. Для этого дедушка с бабушкой приехали к нам заранее на лошади, в совхозе отпросились, как бы съездить в гости. В крестные взяли меня и двоюродную тетю (Валю, она была постарше меня на 4-е года, двоюродная сестра мамы со стороны деда).

   Я не могу сейчас точно сказать по какой причине мне родители предложили быть крестным. Ведь на ту пору мне было чуть больше десяти лет. А по церковным правилам крестным можно быть только при достижении церковного совершеннолетия, то есть 15 лет. Наверное, я сам сильно этого желал, да и взрослые хотели провести крещение тайно.  Возможно, что моя мама заранее договорилась об этом с местным священнослужителем-батюшкой.

***

 Наверное, был какой-то праздник, потому что везти на крестины пришлось моей маме (взрослые мужчины  куда-то ушли). Церковь находилось в селе Калиновка в пяти километрах от райцентра. И вот мы на санях-розвальнях впятером поехали на крещение, шла мелкая поземка. Лошадь была сноровистой и мама с трудом управляла ею. Вдобавок село  Калиновка расположено на возвышенности, а церковь была в низине и дорога шла то вниз, то на подъем. Мы были напуганы от такой езды. В церкви было прохладно, обряд прошел быстро. Батюшка (поп) налил в тазик воды, и трижды окунул ребенка в этой воде. После этого помазал миром на лбу, руках и животике, состриг прядь волос  с младенца и закатал ее в воск. А потом бросил ее в воду. Отдал сестренку на руки мне и начал молится, размахивая кадилом, а затем мы с будущей крестной и батюшкой ходили по кругу возле тазика. После приезда домой тут же отметили взрослые крещение ребенка. Так я стал крестным отцом для своей двоюродной сестры. Конечно, как я хранил эту священную семейную тайну. Моя пионерская честь я думаю от этого не пострадала. Ценности семейной жизни должны быть выше общественной, если они не приносят вреда обществу.

  ***               
 
 О том, что я участвовал в крестинах, я длительное время молчал, и только в годы перестройки об этом знали уже многие мои друзья.