Сочинение 1

Глафира Кошкина
СОЧИНЕНИЕ №1. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ в трилогии Дж.Р.Р.Толкиена "Повесть о Кольце" в переводе З.Бобырь.

        План:
1. Вступление. Общее понятие хронотопа как пространственно-временнОй парадигмы.
П. Основная часть.
П.1. Пространство у Толкиена
П.1.а) горизонтальное
П.1.б) вертикальное
П.1.в) иные виды пространства
Ш. Время у Толкиена.
Ш.1.а) виды времени
Ш.1.б) стыки времени
Ш.1.в) Лориен, Ривендель, Море как особые пространственно-временнЫе парадигмы
Заключение.

1. Хронотоп - это единство пространства и времени.

П.1. Общий вид пространства.

     Прежде всего, Пространство у Толкиена не имеет аналогов на Земле. Почти во всех биографических статьях упоминается или рассказывается о том, как он с сыном рисовал карты Средиземья. Вот с него, с горизонтального пространства, пожалуй, и начнём.

П.1.а.
        "Через леса и горы, через холмы, долины и поляструится к Великому Морю Великая Река - Андуин.
        Много стран лежит на её пути и вокруг её, и многие народы их населяют. На запад от Реки, за бессмертными златолиственными чащами Лориена, за горной цепью Эрегиона, лежит обширный Эриадор; южнее Лориена - травянистые долины Рохана и гористый Гондор. В Лориене живут сероглазые легконогие Эльфы, в непроходимом лесу Фангорна - зеленокудрые Энты, в Рохане и Гондоре - отважные, могучие Люди, в подземелье Эрегиона - искусные в ремёслах Карлики. А далеко на Западе Эриадора, за Ледяной рекой, за быстрым прозрачным Брендивейном, живут среди зеленых холмов Шира Коротыши...".

        И далее:

        "Но на востоке от Андуина обитают только страхи и тревоги. В обширном мрачном Чернолесе почти не осталось Эльфов: их вытеснили злобные Тролли. В подземных лабиринтах Эред-Митрина - серых гор - и среди Железных холмов живут свирепые чудовищные Орки. А южнее, отделяясь от Великой Реки и от Гондора зелёной полосой цветущего Итилиена, высятся мрачные утёсы и острые зубцы Эфель Дуата, горной стены, окружающей страну Мрака - Мордор".

        Т.о., мы видим, что Толкиен делит горизонтальное пространство на светлую и темную половины. Это является первым аккордом-зарядом, первой вспышкой света. Это описание - как будто кинокамера медленно показала нам могучие воды Андуина,золотые леса Лориена, всадников Рохана, мрак Мордора... И эта кинокамера будет сопровождать нас на протяжение всего пути Отряда и кольценосца Фродо.

        "В сказке герой отправляется вовне на периферию Пространства, отличающуюся особой опасностью и концентрацией злых сил; более того, место, к которому приезжает сказочный герой, часто находится вне Пространства, в том особом остатке непространственного хаоса, где решается судьба и героя, и самого этого места, поскольку победа героя обозначает освоение Пространства, приобщение его космизированному, "культурному" Пространству" (В.Я.Пропп, "Исторические корни волшебной сказки").

      Мордор - страна, образованная Валаром Мелькором после того, как он внёс разлад в музыку Творения Единого Эру Великого Илуватара. Эта история описана в "Сильмариллионе". Мы же хотим лишь указать на то, что Мордор, как часть Пространства Средиземья,несет на себе эту печать Хаоса, дисгармонии, и должна быть освоена населением Средиземья. Пространство Хаоса должно быть сгармонизировано.

        Итак, карта создана, постелена на пол. И перед нами встают леса и горы, реки и долины, холмы и водопады.

        Средиземье прекрасно. Великолепное знание Толкиеном нюансов Слова даёт нам возможность физически ощущать утреннюю свежесть леса, увидеть, как заря разгоняет мрак над сражением у Эфель Дуата, услышать треск костра среди снегов Кадрахаса.

        Средиземье одухотворено. Всё имеет имена: замки, водопады, холмы, скалы, ворота. Странно, но имена эти уже сами по себе несут информацию. Так, мы попросили несколько человек, не знакомых с "Повестью о Кольце", описать местность, которая называется "Мордор" (опрос проводился в декабре 1991 года, прим.Г.Кошкиной), и получили нечто, близкое к описанию Толкиена. Спрашивали также, какая из двух стран - Рохан или Гондор - занимается коневодством. И еще: Эрегион или Итилиен является горной цепью. И получали верные ответы.

        Итак, мы пришли к выводу, что в самом названии местности уже кроется нечто, позволяющее предположить, комфортно ли будет себя здесь чувствовать Отряд.

        Карлос Кастанеда устами дона Хуана рассказывал нам о том, что каждой местности присуще нечто, называемое предположительно её духом. Страницы "Повести о Кольце" в полной мере подтверждают это предположение.

        Помогает Отряду пространство лесов Фангорна, Саурону - озеро у Врат Мориа. Горная система Кадрахаса - сама по себе.

        Вернемся к теме Андуина.
        Андуин делит Пространство на положительное и отрицательное.
        Андуин прячет Кольцо с руки Изильдура.
        Андуин заботится о мертвом Боромире.
        С Андуина начинается сама "Повесть".

        Создаётся впечатление, что Пространство  тоже является её действующим лицом. И Толкиен не разубеждает нас в этом. Довольно часто его герои ощущают, будто не они идут, а само Пространство надвигается на них. Так было с Фродо и Сэмом, шедших в обход Эфель Дуата. Так было с Пиппином: "Пиппин постепенно засыпал, и ему казалось, что они с Гандальфом сидят неподвижно на статуе мчащегося коня, а весь мир убегает мимо, и сильный ветер шумит в лесах,как река".

        Итак, горизонтальное пространство у Толкиена одухотворено, персонифицировано, т.е. вполне соответствует действующему лицу.



П.1.б. Рассмотрим вертикальное пространство.

        Как в традиционной мифологии, мы имеем верхнее пространство (заоблачные выси, которыми ведет Арагорн Отряд по пути Мрака), среднее (Средиземье), нижнее (обиталище Огнемрака, возможно, и болото Мёртвых).

        О нижнем мире герои имеют достаточно чёткое представление.
    
        Об этом свидетельствует восклицание Гимли: "Мориа! Мориа! Чудо Северного мира! Мы жили там когда-то, но слишком глубоко ушли в недра земли, и темные силы проснулись и изгнали нас".

        И об этом же ремарка самого Толкиена: "В подземном и подводном царстве могут жить существа еще более древние и злобные, чем Орки".

        Спорным представляется вопрос, являются ли звёзды в "Повести" верхним пространством. На всякий случай рассмотрим, как представлены в измерении Толкиена космические светила (Верхний мир с повестью о Илуватаре Великом и его Айнурах остался в "Сильмариллионе").

        О звездах говорится прежде всего, когда речь идет об Эльфах. Их женщины носят имена звезд. Галадриэль, Арвен Ундомиель. Склянка Галадриэль со светом звезды спасает Фродом и Сэма в поединке с Шелоб. Но звезды представлены не как Иной мир, а как Вечная Красота, неподвластная местному злу. В связи с этим приведем показательный отрывок:

        "... в разрыве туч над темной черной вершиной Сэм увидел мерцающую белую звезду. Красота её пронзила ему сердце; он смотрел на неё из этой проклятой страны, и его надежды воскресли. Ибо подобно лезвию, холодному и чистому, пронзила его мысль о том, что в конечном счёте Мрак - это нечто маленькое и проходящее, и что есть в мире свет и красота, для него неуязвимая".

        О Средиземье, как о горизонтальном пространстве, мы уже рассказали.

        Но есть и ОСОБЫЕ виды Пространства.

        Мы опишем два из них: путь Мрака и таинственный путь за Море. Но прежде чем говорить о них, нужно обратиться к теме парадигмы Времени.


П.2.а.

        Мы обозначили виды Времени у Толкиена так: Вечность; Большое Время (3 Эпохи) и текущее Время (время действия героев "Повести").

        О Вечности мы нашли 2 упоминания. Шелоб Толкиен называет "последним детищем Довременного Мрака". Причем "Довременной Мрак" выделен прописными буквами. Арвен Ундомиэль с родичами, расставаясь "до конца Времён". Т.е. мы действительно имеем описания мироздания, окаймленного Вечностью.

        Большим Временем мы назвали 3 Эпохи. Перечислим их: Великий Илуватар сотворил Мир и Средиземье. Мудрый мастер Феанор создаёт три Сильмарилла. Мелкор их похищает, ибо возжаждал света лишь для одного себя, он становится Мордоком. Переносится на Север Средиземья, строит крепость, садится на трон. В его короне три Сильмарилла. Феанор, его сыновья и родичи дают клятву вернуть волшебные камни "любой ценой". Сын Человека Берена и Эльфийской Царевны Лютиен Эарендил с одним из Сильмариллов добирается до Валинора, обиталища Айнуров и Илуватара и вымаливает спасение Средиземью от всевластия мрака. Это основные события Первой Эпохи.

        Во Времена Второй Эпохи мы видим прекрасные государства Нуменора и Вестернессе. Первый государь Нуменора - сын Эарендила. Мелкор волею Илуватара был удален из Средиземья и посажен в вечное заключение. Его место в Мордоре занял Саурон ("Мордор" - "Чёрная страна"). Видя, что Светлые Силы намного превосходят ео могущество, он хитростью входит в доверие к потомкам Феанора,искусникам Эльфам. Так появляются магические Кольца во главе с Кольцом Власти, заклятые Сауроном с Ородруина - Огненной Горы. Нуменор гибнет. Среди спасшихся - Элендил и его сын Изильдур. Далее начинается Третья Эпоха.

     Мы хотим отметить, что следы этих эпох, эпохальное прошлое Средиземья мы видим в развалинах древних замков и городов, встречающихся по ходу путешествия Отряда. Мы слышим о прошлом в песнях Эльфов. Особенно часто упоминается песня о Берене и прекрасной Лютиен. Арагорн лучше других осведомлен о преданиях про героев и подвигах. Гандальф - о древних рукописях.

        К тому же очень хорошо проработан "временнОй стык", т.е., в одном Кольце слилась необходимость воскресить все древние предания, чтобы четче определить путь.

П.2.б.
        Теперь можно вернуться чуть-чуть назад и с учётом определенных нами видов времени закончить мысль об особых пространствах.
       
        Прежде чем говорить о Море и Пути Мрака, остановимся на Лориене и Мордоре. Толкиен не описывает их без упоминания о парадигме времени.

        Лориен: "Всё ... было прекрасно, как в первый день мироздания: все краски - жёлтая, и белая, и голубая,и зелёная, - сиялитак светло и ярко, словно они только что были созданы...".

        И еще: "Фродо чувствовал, что попал в страну, где время остановилось, где каждый миг превращается в вечность, а то, что было - не исчезает. Южный ветер дунул ему в лицо, и он услышал шум моря, которого никогда не видел, крики морских птиц, давно уже вымерших".

        Пространственно-временнОй "адрес" Мордора тот же самый, что и Лориена, но с обратным знаком.

        "Дол Гулдур, твердыня Врага: часто над ею лежит мрак, как над нами свет". И: "Он был в стране Мрака, где дни обычного мира забыты, и где мир забывает о всяком, кто ступит туда".

        Таким образом, мы имеем два Пространства, время в которых застыло на отметке Второй Эпохи. Два Пространства, равновеликих друг другу.

        Что же касается Моря, за которым живет таинственная Эльберет, покровительница Эльфов, мы можем сказать следующее.

        Мы знаем, что Море - это Иной Мир, "страна, которой не видел никто из живых". На совете у Эльронда "Глорфиндель предложил отослать Кольцо за Море в сторону Эльфов, но и это оказалось невозможным: оно по самой своей природе принадлежало этому миру и не могло уйти из него".

        Сказано также, что за Море уходят Эльфы на большом корабле с серыми парусами,, когда подойдёт их срок. Упомянуто также, что племя Бродяг, к которому принадлежит Арагорн, имеет еще одно название: потомки Пришельцев из-за Моря. О Бродягах и Арагорне мы еще будем говорить, а сейчас коротко резюмируем нашу гипотезу: Пространство за Морем - это Космос. Время за Морем - это Вечность. Оттуда приходят и туда уходят навсегда, ибо "всегда" и есть Вечность.

        О Пути Мрака пока не будем.

П.2.в. Время через ощущения героев. ВременнЫе стыки.

        Герои Толкиена постоянно спешат. Они движутся, бегут, мчатся. Но тем не менее они всегда могут выбрать во ремени ишудля восстановления сил (отпуск в Лориене, Ривенделле).

        Мы хотим затронуть тему мастерски подогнанных временнЫх стыков.

        С древности известно: перед рассветом всегда темнее. В Кольце Толкиен заключил многие, если не все, проблемы "предрассветного Средиземья". Совет в Ривенделле наглядно иллюстрирует это.


        В самом деле, выступления Людей, Карликов, Эльфов, казалось бы, о разном, на деле сводились к одному: тревоге, угрозе Саурона, торопящегося вернуть Кольцо. Глоин, Карлик, рассказывает о его посланцах. Боромир, человек, сын Гондорского правителя, говорит о потере Итилиена, накануне битвы за который он с братом вспоминал старое пророчество, согласно которому существует знак близкой гибели, Хоббит и сломанный меч Изильдура. Тут же Бродяга Арагорн предъявляет меч. Хоббит Фродо рассказывает о Кольце. Проблемы Средиземья в одном временном "пучке" и в фокусе этого "пучка" - проблема Кольца.

        Здесь вступает вопрос о случайностях и закономерностях, даже - о Судьбе.

        "Не случайно Вы собрались здесь в одно и то же время", - говорит Эльронд собравшимся на Совете.

        Всё должно быть в Своё Время - так чувствуют и знают герои Толкиена. Снова Эльронд: "Если Кольцо должно уйти отсюда, то время для этого настало". Всё, что преждевременно, - обречено на неудачу, даже если и несёт в себе благородные цели. Так Гандальф говорит о попытке Карликов вернуть Родину - Мориа: "... отважный, но неразумный шаг, ибо время для этого еще не пришло".

        Наиболее выпуклые временнЫе стыки: при осаде Гондора пролом ворот - поединок Гандальфа с Королём-Призраком - пение петуха - приход Рохиррим.


        Кормаленское поле тоже синхронно с самыми напряженными, самыми критическими минутами битвы, совпадает прилет Орлов и возвращения Кольца Ородруину.

        Таким образом, очень красивая проработка неслучайных временнЫх совпадений показывает как мастерство Толкиена, так и общий, единый ритм биения сердец союзников - Гандальфа, Фродо и Арагорна, а также великую правду о том, что в напряженных критических ситуациях никогда нет ничего случайного.

       На этом можно было бы закончить вопрос о Времени и Пространстве, но мне хочется в заключение остановиться еще на одном моменте. Для того, чтобы меня лучше поняли, позволю себе целиком воспроизвести эпизод из шекспировского "Короля Лира".

        Лир (с мертвой Корделией на руках): Вы видите? Взгляните на неё! Смотрите ж... её уста... Смотрите... Смотрите ж...

        Слово "смотрите" в тексте Шекспира повторено четыре раза. Шекспироведами, в частности, Л.Пинским, это трактуется, не только как обращение к окружающим Лира людям, чтобы смотрели на Корделию, но и к зрительному залу, чтобы смотрели и на Корделию, и на мир вокруг, и на весь трагедийный смысл случившегося с героями трагедии. Как мне кажется, мы видим здесь "магическое включение" зрителей в сам смысл происшедшего без специального обращения к ним.

        Всё это вспомнилось мне в эпизоде, где Фродо и Сэм перед встречей с Шелоб сидят у расселины, ночью, между двумя большими утёсами и разговаривают о героях легенд.

        Сэм: "Но интересно всё-таки, попадём ли мы как-нибудь в песню или легенду? То есть, попасть в неё мы уже попали, но я хочу сказать - будет ли кто-нибудь, через много-много лет рассказывать её вечером у очага или читать в большой книге с черными и красными буквами? И чтобы говорили: "Расскажи нам о Фродо и о Кольце". И чтобы сказали: "Да, эта легенда - моя любимая".

        Или взять чуть раньше. Сэм: "Вот хотя бы Берен, он и не думал, что завоюет Сильмарилл, сверкающий камень, а сверкающий камень попал в конце концов к Элдьфам, а потом превратился в Вечернюю Звезду. И - ох, я до сих пор и не думал об этом! - ... у вас тоже есть крупица его блеска в склянке, которую дала вам Галадриэль. Подумать только, мы попали в ту же самую легенду! Неужели старые легенды не кончаются никогда?

        - Нет, сами они не кончаются, - сказал задумчиво Фродо, - но их герои появляются и уходят, когда их дело сделано; рано или поздно окончится и наша роль."


        А вывод отсюда следует просто замечательный. Легенда продолжается. В древности - Берен. В прошлом - Толкиен с Фродо и Сэмом. А в легенде сейчас - ты, читающий эти строчки. Вот какие штуки делает Время в "Повести" Толкиена.

        Старые легенды не кончаются никогда. Слушающие и читающие их уже автоматически становятся их следующими участниками. А действующие по указанной в легенде парадигме - становятся их следующими героями.

        Удивительно ли после этого, что выход романа люди восприняли, как предостережение перед политикой Гитлера, его тоталитарной машиной власти. Толкиен, бедный, как мог, открещивался от этого сравнения. Наверняка он убеждал, что его сыну, как и девяти-десятилетним сверстникам его сына, неизвестны ни Гитлер,ни Гитлеровские генералы... а для меня - так вот трилогия Толкиена сов-сем о другом.

        Как и для тебя -  о другом.

Продолжение следует.