Зарисовки из Индии. Формула счастья

Дмитрий Красавин
"Имейте смелость принимать каждого человека таким, какой он есть"
Мать Тереза Калькуттская

Быть в Калькутте и не посетить монастырь Матери Терезы – это нонсенс. Не так ли? Поэтому, несмотря на плотный график различных мероприятий включенных в программу поездки по Индии, мы с Ириной (инструктор фонда «Искусство жизни»* из Подмосковья) на второй день пребывания в городе в шесть часов утра отправились в монастырь.

При входе нас встретила доброжелательная, улыбающаяся монахиня, лицо которой светилось вселенской любовью ко всем и каждому. Она ознакомила нас с правилами посещения монастыря, показала, какие комнаты открыты для паломников и туристов.
Мы преклонили колени и постояли в молчании перед плитой, под которой покоится прах Матери Терезы. Затем осмотрели комнаты с многочисленными стендами, фотоальбомами, картинами. Побыли в тишине маленькой тесноватой кельи, в которой жила, работала, принимала гостей Мать Тереза…

В небольшом фойе перед выходом из монастыря нас вновь встретила улыбчивая монахиня. Завязался разговор о монастыре, о Матери Терезе. Узнав, что мы русские, женщина перешла с английского на русский. Я спросил ее, где она научилась русскому языку. Она ответила, что до Индии много лет проработала в Казахстане.

– А почему решили из Казахстана перебраться в Калькутту? – поинтересовался я.
– Я никогда не решаю, где жить и работать – для этого есть Папа, – ответила она.
– Но ведь это ужасно, когда кто-то другой, пусть даже очень уважаемый, распоряжается твоей судьбой! – вступила в разговор Ирина.

Монахиня рассмеялась:
– Ужасно, когда твою судьбу решает нечто временное, непостоянное – соображения выгоды, эмоции. А я от всего этого далека, так как отдала себя в руки Господа. Он мой возлюбленный. Что в этом мире и за его пределами может быть надежней и крепче Его любящих рук? Я нахожу Его везде и в каждом. Я люблю, и я любима. Разве это ужасно?

Ирина начала было рассказывать ей об "Искусстве жизни", но оказалось, что монахиня знакома со многими местными учителями фонда и высоко ценит их вклад в борьбу с нищетой, коррупцией, безграмотностью.
 – Людей доброй воли роднит общность цели – через служение, через возвеличивание роли общечеловеческих ценностей приблизить этот мир к Богу. Не так ли? – обратилась она ко мне.

Я поспешил поделиться с ней недавно поразившим меня открытием и поправил ее:
– К Богу невозможно приблизиться, так как Он сердцевина всего сущего, Он всегда «здесь и сейчас». Надо лишь научиться видеть Его в каждом миге бытия.

Монахиня ответила, что это не меняет сути: слова разные, а то, что стоит за ними, что выше любых слов – чувства, намеренья, дела – у всех людей доброй воли сходны.

Ирина сделала ей комплимент, что мало встречала в своей жизни людей столь светло, привлекательно улыбающихся, столь открытых.

Монахиня оставила комплимент без ответа.

Вытащив из кармана мобильник, я спросил:
– Можно я вас сфотографирую – над вашей головой сияет нимб с надписью "я очень счастлива"?

– Монахиням не пристало фотографироваться без благословения игуменьи – отказала она.

– Что делает вас такой счастливой? Можно это как-то сформулировать? – спросила Ирина.

Монахиня снова рассмеялась:
– Я не знаю никаких формул! – Помолчала, задумавшись, и тут же вновь просияла улыбкой. – Впрочем, кое-что для вас найдется.

Она взяла со столика в фойе два флайера с фотографиями Матери Терезы и протянула нам с Ириной:
– Это вам. Здесь записана, искомая вами, проверенная временем и опытом тысяч людей "формула счастья".

Я взял флаер. На оборотной стороне фотографии знаменитой на весь мир монахини было напечатано:
Плод ТИШИНЫ – Молитва.
Плод МОЛИТВЫ – Вера.
Плод ВЕРЫ – Любовь.
Плод ЛЮБВИ – Служение.
Плод СЛУЖЕНИЯ – Душевный покой.
Чуть ниже рукой Матери Терезы было приписано: "Бог благословляет вас".

* Фонд «Искусство жизни» — международная неправительственная гуманитарная организация, имеющая особый консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете при ООН, осуществляет свою деятельность более чем в 150 странах мира (по материалам Википедии).