12 Мамаев курган. Послесловие

Александр Сергеевич Трофимов
«Что-то с памятью моей стало.
Всё что было не со мной, помню…

А степная трава пахнет горечью…»

Р.Рождественский


Остановка «Мамаев курган». Гранитная лестница в 200 ступеней, по числу дней Сталинградской баталии, ведёт от главной улицы города через железную дорогу и скверы перед склонами вверх к вершине. Позади шум машин и троллейбусов. Впереди, от могучего солдата, заслонившего грудью Родину-Мать, начинается героика. В декоративных стенах, что по бокам,  с барельефами  героев сражения, - кирпичи из разбитых войной домов.  Дальше у «Озера слёз»  фигуры могучих солдат-богатырей. На вершине перед злосчастными баками статуя «Родина-мать зовёт!», огромный монумент, изображающий зовущую на смертный бой непоколебимую валькирию с огромным мечом мести, занесённым для сметающего удара.
Это известный всему миру  символ Сталинграда, олицетворяющий мощь и суть сталинского государства, его силу и беспощадность, как к врагам, так и к своим.

Время тогда было такое. Надо было побеждать - и при неумении, и при огромных предыдущих потерях и с очень ограниченным обеспечением оружием, боеприпасами и питанием, и с понуждающим к преумножению бессмысленных жертв буквально и тупо понимаемым страшным приказом №227. 
Сколько же полегло здесь на овражистых крутых склонах без права сберечься, занять лучшую позицию и выбрать верный момент для ответного удара, семнадцати–двадцатилетних солдат, сколько осталось навечно в засыпанных землёй окопах, блиндажах, воронках и  многочисленных оврагах и овражках.
Не было тогда поисковиков, и миллионы тонн навезённой при строительстве мемориала земли скрыли их след.

В пантеоне воинской славы, где на стенах выбиты имена более десяти тысяч солдат и офицеров горит вечный огонь, стоит караул и звучит пробирающая до слёз траурная мелодия.
Под потолком слова: «МЫ БЫЛИ ПРОСТЫМИ СМЕРТНИКАМИ И МАЛО УЦЕЛЕЛО ИЗ НАС НО ВСЕ МЫ ВЫПОЛНИЛИ СВОЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ДОЛГ ПЕРЕД СВОЕЙ РОДИНОЙ».
Посетителей, особенно в первый раз попавших сюда, потрясает ощущение человеческого горя.
А слева от пантеона - простая, понятная и близкая народу  мать, скорбящая над погибшим сыном. Она антипод  возвеличивающейся над ней  – грозной победительнице.

Теперь этот выдающийся, всемирно известный военный мемориал – зона туристов.  И для его привлекательности у подножия кургана заложили  самый большой в Волгораде парк, сделали впечатляющую подсветку мемориала – даже с  лазерным шоу.
На отметке 102, рядом с башней танка, поставлен храм. На мемориальном кладбище – часовня.
Есть на вершине кургана гостиница с рестораном. Есть площадка с современными военными самолётами и бронетехникой. Даже есть музей Сталина. Но здесь, на этой главной высоте России, нет ничего, правдиво повествующего о 135 днях кровавых боёв 1942 – 1943 года.
Вот только одна башня танка на постаменте  да баки, о которых никто ничего не знает. 

Технике здесь было не пройти. Всё решала пехота.
И немыслимо представить, созерцая ровные зелёные газоны и мирное солнечное небо, как по этим склонам, перерезанным овражками, холмиками, ложбинами на бьющие сверху, где сейчас монумент и баки, миномёты и пулемёты, бежали красноармейцы, и хотя бы на капельку  прочувствовать их ощущения неизбежности смерти и отчаянность самопожертвования.

Мемориал, законченный в 1967 году, очень впечатляет. Но здесь главенствует дух советского сталинско-брежневского времени с акцентом на пафос победы, хоть и на фоне смерти, но  как  будто со страниц газет «Красная Звезда» и «Правда» того времени.
Рядом с главным монументом вынужденно засыпанная слоем грунта - для укрепления фундамента увеличенной, чем первоначально спроектировано, скульптуры, - братская могила, где покоятся останки более 30 тысяч человек. Такая судьба перезахороненных к шестидесятым из братских могил города и Мамаева кургана – на нём тоже было несколько  могил и памятников. Перезахороненных считали вёдрами, в пятидесятых идентифицировать павших и искать медальоны и не пытались.

А сколько осталось неоткопанных героев и на склонах Мамаева кургана! Здесь, со слов Родимцева, его дивизия потеряла четыре тысячи человек, а она была задействована только одним полком в сентябре  и частично у подножья - по январь. 

Виктор Некрасов, воевавший тут, с горечью заметил ещё в пятидесятом:
«Хочется сказать о том, чему, к сожалению, за массой других дел, не уделяют должного внимания в Сталинграде. Речь идет о памятных, исторических местах и самих защитниках Сталинграда.
Почему не восстановить наиболее памятные места Сталинградского сражения в том виде, в каком они были в 1942—1943 гг.?
 На Мамаевом кургане, на каменном постаменте стоит танковая орудийная башня. Приходящие на курган экскурсанты читают надпись на мемориальной доске о том, что здесь проходили наиболее ожесточенные бои в Сталинграде, потом подходят к братской могиле и спрашивают: «А кто же здесь воевал? Кто похоронен?» И не знают, что похоронены здесь бойцы и офицеры из Гвардейской дивизии Родимцева. (Это, видимо, решение цензора. Деревянный памятник, который тут ещё тогда стоял, был сделан по эскизу В.Некрасова и поставлен был офицерам 1047-го полка 284-й дивизии Н.И.Батюка. – А.Т.)  «А как же проходила оборона? Где были фашисты, где наши?» Не знают. Окопы размыло дождями, развеяло ветром, через год-два и вовсе сравняет с землей. А ведь здесь воевали батальоны Беньяша, Никитеева, Котова и многих других, о которых никто экскурсантам не расскажет.
Мне говорили, что заповедными местами, то есть местами, которые сохранятся в том виде, в каком они были во время войны, решено оставить КП генерала Людникова на «Баррикадах», лабораторию завода «Красный Октябрь» и старую мельницу около дома Павлова. Допустим, что мельница живописна, как руины, но ведь, кроме этого, она была почти на переднем крае обороны, и с ней, без сомнения, связано много героических дел и имен. Мне их никто назвать не мог. Никто даже не знает, что именно на этой мельнице находилось».

Мало осведомлены, тем более спустя столько лет, россияне, и даже волгоградцы. Так, про Банный овраг, где он находился, мне не ответили в своё время даже в Музее-панораме, хоть вызвали сотрудника.

Да и сама панорама в главном  музее страны,  где изображён январский бой на кургане, не для истории, а для политики.
Воспоминания о реальной войне уже стёрлись, и, к сожалению, мало кого интересуют... Только строители натыкаются ещё на стихийные захоронения военных и гражданских, возможно что и по приказу немцев.

Не осталось следов и от командных и наблюдательных пунктов 62-й армии. Только у Чуйкова их было пять и у Родимцева не менее трёх.
Нет доступа и к местам самых тяжёлых сталинградских боёв, которые находятся на территории заводов «Баррикады» и «Красный Октябрь». Да и по соседству с заводами и курганом  от войны, кроме нескольких братских могил и следов разрушений на старых домах, практически ничего нет, только за «Баррикадами» - мемориальное место «Остров Людникова».
Похожая история и с недооценённым историками и общественностью генералом Н.Ф.Батюком, главным защитником и освободителем кургана. А именем Н.И.Крылова, дважды героя Советского Союза, начальника штаба 62-й армии, защищавшей город, улицу в Волгограде назвали только в 2017 году.

На кургане из артефактов - только башня танка Т-34 и кое-где остатки воронок и следы слабо угадываемых окопов. Да ещё не перерытые части южных и северных склонов, метизный завод, что внизу, «Красный Октябрь» да Волга. Да и во всём Волгограде их единицы. Есть, правда, и экзотика! - можно сфотографироваться у старенького газика с автоматом в руках в пилотке и плащ-палатке (можно и с немецким - частник зарабатывает на сталинградских бедах).

Если бы были живы участники тех боёв, они бы сказали с болью в сердце, чего не хватает и что надо бы сделать. Ведь это единственный оставшийся незастроенным кусочек Сталинграда, страница войны, которую надо читать с непокрытой головой!
Будем надеяться и ждать!