Генералы. X. Судьбы... Судимость сняли, но не реаб

Александр Коваленко 5
     СУДИМОСТЬ СНЯЛИ, НО НЕ РЕАБИЛИТИРОВАЛИ               

                СЕРИЯ: Генералы погибшие солдатской смертью

 
                Человек умирает тогда, когда умирает 
                последнее воспоминание о нём.
                Джоан Роулинг.

      Впервые, в апреле 2010 года, Главная военная прокуратура России Российской Федерации открыла новую страницу истории Великой Отечественной войны. По представлению Военной Коллегии Верховного суда России, приговор от 17 сентября 1941 года был отменён как «не соответствующий фактическим обстоятельствам дела».
      В решении суда было указано: 

      Документ №1
      «Действия командира дивизии генерал-майора Лазаренко И. С. не входили в противоречие с требованиями действующих в тот момент руководящих документов, соответствовали обстановке и полученным от штаба корпуса приказаниям».
Верховный суд с такими выводами согласился и реабилитировал И. С. Лазаренко. Но этому решению предшествовали десятилетия упорной борьбы за ЧЕСТНОЕ ИМЯ ГЕРОЯ.
      Иван Сидорович Лазаренко - командир 42-й стрелковой дивизии в составе 4-й армии Западного фронта, командовавший обороной Брестской крепости, 4 июля 1941 года, был арестован вместе с командующим Западным фронтом генералом-армии Дмитрием Григорьевичем Павловым и другими генералами.
      17 сентября Военной Коллегией Верховного суда СССР приговорён  к расстрелу по ст. 193-17 и 193-20 УК РСФСР (преступное бездействие и сдача неприятелю вверенных сил прим. Авт.).
В приговоре было сказано:

      Документ №2
      - «Лазаренко, будучи командиром дивизии, имея данные, свидетельствовавшие об активной подготовке противника к военным действиям, проявил беспечность, не держал войска в состоянии боевой готовности. В первый же момент нападения Лазаренко проявил растерянность и бездействие, вместо решительных мер к организации отпора врагу, самостоятельно выехал в штаб корпуса, оставив части без надлежащего руководства».

      29 сентября 1941г. Указом Президиума Верховного Совета СССР высшая мера наказания была заменена на 10 лет исправительно-трудовых лагерей.
Хотя приговор не был приведён в исполнение, на репутации старого солдата, защитника Отечества, 69 лет лежало это прискорбное пятно. 
      Единственный сын Ивана Сидоровича, Григорий, пошёл по стопам отца. Окончил танковое училище и доблестно воевал в годы Великой Отечественной. Когда генерала арестовали, сына заставили публично перед строем отречься от отца. До 1944 года Григорий Лазаренко не получил ни одной награды. Медаль «За оборону Москвы» ему вручили только в 1944-м, когда его отца посмертно удостоили звания Героя Советского Союза. Впоследствии Григорий стал кавалером пяти боевых орденов. Умер в 1980 году.
      Внук Ивана Сидоровича, Григорий Григорьевич многие годы добивался реабилитации деда.

      Документ №3
      «Добиваться реабилитации стал ещё мой отец, а когда он в 1980 году умер, то я продолжил это дело, – рассказывал внук героя Григорий Лазаренко. – Я всё время получал отказы, и при этом мне говорили: «Чего вы добиваетесь? Все почести ему возданы». Мы добивались справедливости, исторической правды. Я хочу, чтобы имя деда перестали трепать за какую-то «растерянность и беспечность», его имя должно занять подобающее место среди защитников Брестской крепости».

      И вот справедливость восстановлена...
      Уроженец станицы Михайловская Кубанского района Краснодарского края, Лазаренко Иван Сидорович, родился 8 октября 1895 года. В семье было девять детей – четверо сыновей и пять дочерей. Хотя особого достатка не было, но жили дружно. Иван окончил церковно-приходскую школу, помогал родителям по хозяйству, позже подался под Ростов, трудился забойщиком на шахте.
В 1915-1917 годах служил в Русской императорской армии. С началом Первой мировой войны отважно воевал на Юго-Западном фронте, в боях с кайзеровцами заслужил четыре Георгиевских креста и 4 медали за отличие. Его имя и фамилия увековечились, занесением в список Георгиевских кавалеров на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве. Уже после революции свои награды Иван добровольно отдал в фонд помощи голодающим Поволжья.
      «Растерялся, бросил войска и военное имущество»!?! И это вахмистр Лазаренко - полный Георгиевский кавалер, участник знаменитого похода Первой Конной армии на Царицын?!
      В бою у станицы Егорлицкой эскадрон под командованием Лазаренко разгромил вражескую батарею. Командарм 1-й Конной Будённый и член Реввоенсовета Ворошилов объявили И.С. Лазаренко благодарность.
      В 1920 году 25-летний красный командир Лазаренко воевал на Кубани против отрядов генерала Улагая. За отвагу в боях под станицей Степной был удостоен ордена Красного Знамени. Орден ему вручил лично  глава Советского правительства - Председатель Совета Народных Комиссаров (СНК), Владимир Ильич Ленин.
      После гражданской войны Лазаренко в 1938 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. Был старшим военным советником командира 5-го корпуса республиканской армии полковника Хуана Модеста, в бушевавшей в пожаре гражданской войны Испании. В память о воинской дружбе испанский полковник подарил Лазаренко карманные часы. В ожесточённых боях в составе армии Эбро Иван Сидорович получив тяжёлое ранение, возвратился на Родину. Залечивать раны, пришлось находясь на должности коменданта Карельского укреплённого района. Но мирная жизнь длилась недолго.
      В ноябре 1939 года Лазаренко формирует 42-ю стрелковую дивизию и с ней успешно штурмует финские укрепления. Его награждают вторым орденом Красного Знамени.
      С началом Отечественной войны г.Брест, оказался на направлении главного удара группы армии «Центр». В 4 часа 15 минут 22 июня под прикрытием сильного артиллерийского огня вражеская пехота атаковала крепость. Генерал Лазаренко отдал приказ о выводе частей из крепости, чтобы не оказаться в окружении, сам отправился к новому месту сосредоточения полков для организации обороны.

      Документ №4
      Из показаний свидетелей:
      - «... Лазаренко организовал оборону и, поскольку связь была нарушена, отправился в штаб корпуса за получением дальнейших приказов, после чего вернулся на рубеж обороны дивизии. Поэтому нет никаких оснований говорить ни о «растерянности», ни о «бездействии», ни о «самовольном убытии в штаб», которые были ему в последствии инкриминированы Военной коллегией Верховного суда СССР.
      Едины во мнении эксперты Института военной истории Министерства обороны:
      - « ... реальной возможности противостоять внезапному нападению превосходящих сил противника в течение времени, необходимого для выдвижения и развёртывания подкреплений, не было».
      Изучая уголовное дело,  "ЗК" Лазаренко И.С., военные прокуроры нашли и другие весьма важные детали.

      Документ №5 
      ТАК: - «Генерал Лазаренко вступил в командование 42-й дивизией 12 мая 1941 года, а уже с 15 мая трижды предлагал командованию вывести дивизию из Бреста и Брестской крепости и призвать из запаса приписанных к ней 7000 бойцов». Поэтому, говорить о «беспечности» Ивана Лазаренко, по мнению Главной военной прокуратуры, оснований нет. Генерал Лазаренко докладывал, что из «14 танкеток дивизии 10 неисправны, что дивизия не получила две зенитных батареи (8 пушек)». Всё это также свидетельствует о внимательном отношении командира к исполнению своих обязанностей.
      САМ - Иван Сидорович не признал никаких обвинений, кроме одного: вовремя не уничтожил склад с обмундированием.
      Когда в 1942-м под Ржевом понадобилось срочно прорвать оборону, о заключённом Лазаренко вспомнил, член Государственного комитета обороны (ГКО)  представитель Ставки по формированию войск,  К. Е. Ворошилов. Его привезли на фронт прямо в лагерной телогрейке.
      Вступил в должность заместителя командира 146-й стрелковой дивизии в звании полковник (упоминание в ряде публикаций о том, что якобы Иван Сидорович, воевал рядовым штрафного батальона документально не подтверждено прим. Авт.). Отличился в боях за станцию Зикеево и город Жиздру, при форсировании реки Десны и захвате плацдармов, был ранен и дважды контужен, но остался в строю. 24 октября 1943 года о снятии с него судимости ходатайствовал генерал армии К.К.Рокоссовский2.
      Судимость сняли, но не реабилитировали?!
      В 1944 году Лазаренко был восстановлен в звании генерал-майора, и 25 июня, командуя дивизией, в ходе Могилёвской операции погиб при освобождении белорусского города Могилёва в 4 -х км. от деревни Холмы Чаусского района.
      В своём последнем бою он лично из орудия успел подбить несколько вражеских танков. Через месяц Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1944 года...

      Документ №6      
      «... за уме­лое ко­ман­до­ва­ние ди­ви­зи­ей, об­раз­цо­вое вы­пол­не­ние бо­е­вых за­да­ний ко­ман­до­ва­ния на фрон­те борь­бы с немец­ко-фа­шист­ски­ми за­хват­чи­ка­ми и про­яв­лен­ные при этом му­же­ство и ге­ро­изм», ге­не­рал-май­о­ру Ивану Си­до­ро­ви­чу Ла­за­рен­ко посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза...
                НАГРАДЫ:
     Награды Российской империи
Георгиевский крест I степени;
Георгиевский крест II степени;
Георгиевский крест III степени;
Георгиевский крест IV степени

     Советские государственные награды:
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (21 июля 1944, посмертно);
орден Ленина (21 июля 1944, посмертно);
ордена Красного Знамени - Приказ Революционного Военного Совета Союза Советских Социалистических Республик по личному составу армии № 101. 23 февраля 1928 года. Москва. — М: Центральная Типография НКВМ, 1928. — С. 17. — 36 с. — 430 экз.
ордена Красного Знамени 15.01.1940;
орден Отечественной войны I степени;
медали.

Ты кончил жизни путь, герой!
Теперь твоя начнётся слава,
И в песнях родины святой
Жить будет образ величавый,
Жить будет мужество твоё,
Освободившее её.
Пока свободен твой народ,
Он позабыть тебя не в силах,
Ты пал! Но кровь твоя течёт
Не по земле, а в наших жилах….