Любите ли вы театральный реквизит так, как люблю его я?
Приходилось ли вам добывать его со всей страстью - искать, находить, покупать, выменивать?
Мой предыдущий опыт в этой области относится к самому началу 80-х годов прошлого века.
Наша проектная группа в институте "Молдгипрозем" занималась устойчивостью оползневых склонов. Правда, происходило это исключительно во время, свободное от творческих помыслов и устремлений инженерного состава.
В жизни каждого проекта неотвратимо наступала точка невозврата, когда Миша, руководитель группы, по только ему известным признакам, констатировал нулевую вероятность сдачи проекта в срок, если не начать сегодня.
Тогда объявлялось время "Ч", и никто не уходил домой вообще.
А в мирное время...
Игорь Мильштейн руководил институтским ВИА "Мечта". Хорошие инструменты, дорогая аппаратура...
Давал в год 5 - 6 концертов, и каждый из них был событием.
Алик Баренбойм снимал фильм о работе института - осушение болот, рекультивация карьеров, борьба с оползнями и оврагами...
Трудно переоценить и мой вклад в съемочный процесс.
Алик заснял бульк от брошеного мною в придорожную лужу камня. Бульк вошел в ленту как поднявшийся со дна болота пузырь и являл собой символ того, "что здесь было до Советской власти".
Фильм был смонтирован в духе оголтелого махрового соцреализма. - Склонившиеся над кульманами инженеры-проектировщики. Наплывом - геодезисты, выносящие проект в натуру. Бодро, под "время-вперед" идущая по полям землеройная техника. Уходящие за горизонт ряды молодых саженцев. Луч солнца, пробивающийся через яблоневое соцветие. Ветки, сгибающиеся под тяжестью гроздьев яблок. Смеющиеся дети. Счастье...
На последних кадрах - "Бушует сад над головой..." в исполнении Марии Кодряну.
Кино называлось "Вернуть землю людям", и на республиканском фестивале документальных фильмов было удостоено первой премии.
Итак, музыка и кино были заняты, мне остался театр...
На самом деле, я бредил театром. Три-четыре раза в год летал на недельку в Москву.
"Таганка", "Современник", Ленком, МХАТ... Все, до чего мог дотянуться.
У меня был период труднообъяснимого интереса к русской деревне - Можаев, Шукшин, Абрамов...
Все они, безусловно, очень достойные талантливые авторы, но "откуда у хлопца испанская грусть?"
А труппа, собранная из инженеров-проектировщиков, уже била копытом в ожидании начала репетиций "А поутру они проснулись..."
Это было какое-то наваждение... Морок... Я просыпался по ночам, расписывал мизансцены и вносил изменения. Подбирал части фонограммы... Собирал РЕКВИЗИТ....
Начало было такое - в кромешной темноте зала - звон разбиваемого стекла, душераздирающий крик, милицейская сирена, блики мигалки по стенам и "вот, новый поворот..." Песня только-только появилась, ее еще вообще никто, кроме меня, не знал.
Ну, разве что, еще Кутиков с Макаревичем.
Все было смонтировано, не было только мигалки, и взять ее было решительно негде.
А без мигалки я чувствовал себя, как учитель музыки Удря без английского рожка. И так же, как Удря, делал всем вокруг дырку в голове (прям-пам-пам-пам-пам! прям-пам-пам-пам-пам!).
Разрешилось все пресно и буднично. Даже рассказывать неинтересно.
По дороге с работы увидел стоящую на обочине "канарейку" с работающей мигалкой и сержанта-коротышку рядом.
- Слушай, друг, - подошел я к нему, - позарез нужна мигалка. Не скажешь, где бы я мог ее купить?
Сержант, откинув назад голову, ухитрился посмотреть на меня сверху вниз.
- А скока дашь? - процедил он.
- Ну-у-у, - пошарил я в кармане, - червонец дам, больше нету.
Вид застенчиво отвернувшегося Ленина на купюре, произвел на сержанта магическое действие, и он (сержант, а не Ленин), ни слова не говоря, полез в бардачок за отверткой...
Но мигалка не принесла мне счастья - через месяц в проектном институте грянула аттестация...
Так уж повелось, что лучшие актеры - совсем необязательно лучшие инженеры, и двое из труппы не прошли горнило испытаний.
Все рухнуло.
А мигалка еще лет пять пылилась у меня на шкафу - до того, как с большим наваром была продана дискотеке.
Прошло 30 лет... Театр дремал во мне.
И вот, лет пять назад я прочел пьесу В.Шендеровича "Потерпевший Гольдинер"...
Этот старик оказался настолько близок мне, несмотря на совершенно противоположное мировоззрение, настолько захотелось его сыграть, что я чувствовал - меня буквально разорвет на куски, если я этого не сделаю.
К счастью, как раз в это время, я познакомился с Аллой - режиссером от бога и настоящим профессионалом.
Работать с ней - настоящее удовольствие.
А кроме того, она совершенно не материт актеров, и даже наоборот, прислушивается к их мнению.
Но бывает, что Алла стоит, как скала. Как было, например, с горнистом..
В тексте у Шендеровича дважды мельком упоминается фарфоровая статуэтка горниста, стоящая у героя пьесы на комоде.
Меня стали узнавать на блошином рынке, куда я ходил как на работу, и где в широком ассортименте были представлены сотни фарфоровых статуэток разных времен и народов.
Наметанный взгляд уже выхватывал только фигурки с музыкальными инструментами, из числа которых были сразу отметены классово чуждые элементы в виде арфисток и баронетов с флейтами и кларнетами.
Та же участь постигла и вдохновенных бездельников с мандолинами.
Некоторое сомнение вызывали социально близкие молодые пастушкИ со свирельками и дудочками, но бемятежно-придурковатое выражение их лиц внушало опасение по поводу готовности к беззаветному служению делу трудового народа.
- Может, из папье-маше сварганим? - затравленно спрашивал я Аллу. - Кто его из зала увидит, этого пацана?
- Только фарфор, - с интонацией опытной перекупщицы отвечала она.
Стали поступать отклики с разных континентов.
- Есть архангелы с золотыми трубами, - докладывала Анечка из Бостона. - можно аккуратненько отпилить им крылья.
- Валерчик! - в радостном возбуждении кричала в трубку Марина из Детройта, - я купила тебе горн!
Кстати, этот горн, привезенный мне через пару месяцев, тоже был задействован в спектакле.
Параллельно шли, разумеется, поиски в сети. Много времени это не заняло - мгновенно был обнаружен пионер в красном галстуке, синих шортах и с золотым горном. Оказался он, правда, жутким раритетом и стоил тыщу долларов.
Дальнейшие поиски привели меня в Днепропетровск, где за смешные 50 долларов, включая пересылку, нашелся конармеец с горном.
Он и стал одним из героев спектакля.
Театральный реквизит богат и многообразен - мебель, утварь, одежда...
Прошу снисхождения профессиональных актеров и актрис из моей ленты. Просто очень хочется...