Премудрая ворона

Мила Левицкая
       Когда-то давным - давно, лет пятьдесят тому назад, а может быть, и больше, школьники с учителями посадили фруктовый сад на приусадебном участке. С другой стороны школы, вдоль дорожки, в два ряда высадили стройные тоненькие липки, они быстро поднялись вверх и через несколько лет образовали прекрасную липовую аллею. Сад также быстро рос и каждую весну радовал всех красивым цветением, а осенью одаривал крупными, сочными и  вкусными плодами.
Проходили годы, ученики росли, оканчивали школу и разлетались кто куда, уже внуки пришли учиться в эту школу и так же, как их родители, на переменках между уроками и после школы гуляли, прыгали в классики и бегали по дорожке липовой аллеи, крона деревьев которых уходила высоко в небо. Аллея стала казаться таинственной, загадочной, даже сказочной, потому что липы на ней выросли очень большими, их уже невозможно было обхватить руками.

Фруктовый сад продолжал жить своей жизнью, только от времени очень состарился. Из всех фруктовых деревьев в саду остались одни груши, да и те поросли мхом. Они выросли огромные, ветви переплелись друг с другом, крона стала единой и почти касалась крыши школы. Груши по-прежнему продолжали плодоносить, только жаль, плоды превратились в мелкие, корявые, с тёмными пятнами шарики, и старые деревья сами сбрасывали  их на землю.
Крону этих груш облюбовали вороны. Когда начиналось их гнездование, то с утра до позднего вечера у школы стоял птичий гомон. Они строили гнёзда и тащили в клюве сухие палочки, веточки, тряпочки, обрывки целлофановых пакетов, клок ваты или пуха, в общем, всё то, что могло пригодиться для строительства гнезда. Принесённый материал они сильным клювом заталкивали в широкое разлапистое гнездо, кружились на одном месте, утаптывая его, затем делали кладку из 4-5 яиц и 17-20 дней насиживали их. Когда появлялись птенцы, кормили и воспитывали своё потомство, обучая птенцов премудростям вороньей жизни; крона деревьев превращалась в своеобразную школу, которую вороны оберегали и охраняли очень тщательно от посторонних глаз.

 За всем процессом жизни пернатых семей наблюдали из окон школы десятки любознательных глаз учеников. Порой им крепко доставалось от ворон, дети приходили в школу в слезах, царапинах и в крови. Некоторые вороны при появлении птенцов становились агрессивными и нападали не только на детей, но даже и на взрослых, идущих мимо деревьев, где пищали птенцы. Вороны буквально пикировали на человека и со всей силой своего мощного клюва разбивали в кровь голову несчастного. Единственным спасением от крылатых бандитов было, прикрыв голову портфелем, стремительно бежать до школы. А если не сразу удавалось отбиться от них, то вороны продолжали преследовать свою жертву до самого школьного крыльца, неоднократно низко пролетая над головой. Вороны садились на козырёк крыльца, смотрели на свою жертву и кричали громко резким, скрипучим голосом. Только после вылета молодых воронят из гнёзд родители успокаивались, и за ними уже можно было спокойно наблюдать. А наблюдать за этими чёрно-серыми птицами - огромное удовольствие.
Вороны в целях безопасности никогда не остаются на день там, где ночуют, поэтому наши вороны со своим потомством дневное время проводили по другую сторону школы, в липовой аллее. Здесь на деревьях они каждый для себя отвоёвывали  полюбившуюся ветку и никому другому даже рядом не позволяли сесть, иначе сразу начинался ужасный скандал. Ворона принимала угрожающий вид: опустив крылья вниз, вытягивала шею, широко раскрывала клюв, громко скрипела,  наскакивала на противника и с позором изгоняла пришельца. Только на своей любимой ветке она могла спокойно отдыхать, наблюдать и подрёмывать.

Однажды молодой воронёнок сорвал в школе классный урок. На 3-м этаже в 3-м классе учительница объясняла ученикам новый материал, дети слушали внимательно, но когда на ветке, которая почти упиралась в окно, появился молодой воронёнок, их внимание переключилось на него. Вначале он побегал вдоль ветки, потом удобно устроился и начал дремать. И вдруг, в мгновение ока, не отрывая лапок от ветки, как хороший спортсмен на турнике, сделал кувырок на триста шестьдесят градусов. От неожиданности он проснулся, огляделся, отряхнулся, немного потоптался на ветке и опять задремал. И такое упражнение он проделывал три раза. Хохот в классе  стоял невероятный, ребятишки повыскакивали с мест и с интересом наблюдали за маленьким гимнастом.  Учительница не стала успокаивать и ругать своих учеников, а просто дала возможность понаблюдать за живой природой, но урок с объяснением нового материала был окончательно сорван.
               
Ворона – птица умная, даже премудрая и загадочная. Иной раз диву даёшься тому, как же эта большая птица умудряется подолгу сидеть на самой тоненькой ветке верхушки дерева и удерживаться там, притом ещё в такт ветра раскачиваться на ней, как на качелях.
Подчас она проделывает такое, что другие пернатые ничего подобного сделать никогда не смогут. Вот так однажды старая ворона на школьном дворе нашла большой кусок чёрствой булки, попробовала отколоть кусочек – ничего не получилось, видно от старости сил не хватило. Чтобы напрасно не утруждать себя утомительной работой, она схватила находку, подлетела к луже, аккуратно опустила  булку в воду и сверху придавила её лапой. В такой позе она стояла в луже некоторое время, потом попыталась ещё раз отколоть кусочек, но булка не поддавалась. Сообразительная ворона опять опустила её в лужу и заново придавила лапой. Наконец, булка размякла, и ворона, удовлетворённая своей работой, вместе с находкой полетела подальше от любопытных глаз.    Интересно было увидеть, как ворона развлекается.
            
 Дети после школы быстренько бежали домой, чтобы вывести  на прогулку своих мохнатых любимцев. Одной вороне приглянулся очень симпатичный, весёлый, чёрненький пёсик. Выводил его погулять мальчик, и как только он спускал собачку с ремешка, тут же появлялась ворона, которая молниеносно, как стрела, пролетала над спиной Марсика, так звали эту собачку, и садилась на ближайшее дерево.               
Оттуда, склонив голову набок,  наблюдала, как собачонка, заливаясь звонким лаем, кидалась на дерево и очень нервничала, что не может достать ворону. Мальчик с трудом оттаскивал Марсика от дерева, и как только они проходили небольшое расстояние вперёд, ворона снова летела к собачке.
Марсик пытался ухватить её за крыло, несся за ней с лаем, а пернатой плутовке, видно, такая игра доставляла удовольствие, она садилась на дерево и наблюдала, как Марсик прыгал, лаял и визжал от отчаяния, что не может справиться с ней. После такой вороньей забавы Марсик, вконец измученный вороной, униженный и оскорблённый, в расстроенных чувствах, с поджатым хвостом и поникшей головой, уходил с прогулки домой.
Много интересных историй можно рассказать о воронах.
А вы, друзья, какими наблюдениями за живой природой можете поделиться с нами?