Роль судостроения в развитии отечественной промышл

Александр Щербаков 5
Царская Россия, как известно, была отсталой страной. Но это произошло не потому, что россияне были отсталые в умственном отношении, хотя большую часть населения составляли неграмотные люди.  Нет, причина была в неэффективном устройстве государственного управления. Самодержавие было очень отсталой формой, отмена крепостного права сильно запоздала, в то время, когда это произошло в 1861 году, в Лондоне было построено первое метро. Не повезло России и с климатом, очень холодный он был по сравнению с Западной Европой, которая  была наиболее развитой в промышленном отношении.  Поэтому и урожайность зерновых  в России была низкой, САМ 3 – САМ 4, т.е. из каждого посеянного зернышка вырастало 3-4. Одно зернышко надо было оставлять для  посадки следующего года, остальные для собственных нужд,  для продажи или обмена на промышленные товары, включая ту же одежду.

А вот в Европе урожайность зерновых была намного выше, САМ 7 – САМ 8. Т.е. меньшее число крестьян могло прокормить город, где начала развиваться промышленность. Вначале мануфактурное производство, потом более сложное промышленное, где требовались не просто рабочие руки, а грамотные специалисты, которым можно было доверить станки.  А в «лапотной» России еще долго промышленное производство было неразвитым, на иностранные инвестиции в основном строились выгодные для большей прибыли производства, в первую очередь добывающие. Например, нефтяную отрасль в Баку развивали англичане, которые были и владельцами тех же Ленских золотых приисков в Забайкалье, где произошли волнения, ставшие известными всей стране.

Наибольшее развитие из европейских стран имели те, у кого был выход к морю – Англия, Испания, Голландия, Италия. Эти страны могли завозить без проблем сырье из своих заморских колоний самым дешевым транспортом – морским.  Поэтому строительство кораблей, как торговых, так и военных для защиты торговых путей, развивалось в этих странах ускоренными темпами. Большие судостроительные верфи появились и в США, которые позднее включились в мировой торговый товарообмен. Они вообще находились на другом континенте, отделенные от Европы Атлантическим океаном.

А вот Россия долгие годы «прорубала окно в Европу», воевала за выход к побережью Балтийского и Черного морей. Имея на севере холодный Северный Ледовитый океан с замерзающими в зимнее время морями на побережье, она могла вести торговлю лишь небольшое количество месяцев в году.  Строить на побережье того же Белого моря верфи было очень сложно и дорого, так что в тех краях судостроение и не развивалось.  Оно сконцентрировалось в Петрограде на Балтике, и в Николаеве на Черном море. А вот на Дальнем Востоке верфи строили лишь небольшие по водоизмещению торговые суда и военные. 

Испокон веков самые сильные корабли еще парусного флота назывались линейные. В те годы сражения на море проходили весьма примитивно. Корабли противоборствующих эскадр выстраивались в две линии напротив друг друга и палили из пушек. И чем больше по весу бортовой залп корабля, тем он сильнее. Самыми большими кораблями были линейные, они несли на борту большее число пушек.  Важно в этих сражениях «поймать ветер», т.е. атаковать с наветренной стороны. Парусные корабли в таком случае наклоняются в сторону противника, и пушки будут стрелять или прямо в борт, или ниже ватерлинии корабля противника. А пушки противника,   накренившись в другую сторону вместе с кораблем, будут попадать разве что по мачтам и парусам.

Когда корабли строились из дерева, которого в России хватало, наша страна построила много военных кораблей.  Но когда пришло время броненосного флота, нам стало труднее побеждать на море. Крымскую войну 1854-55 годов мы проиграли во многом оттого, что наш флот был парусный, а флот англичан и французов уже стал паровой, и мог ходить в полный штиль.

Наступил ХХ век, и пришло время броненосцев, т.е. военных кораблей, одетых в защиту из брони.  Это сталь, специальным образом выплавленная, прокатанная в листы большой толщины, которую навешивали на борта кораблей и на палубу.  Неуклонно росла мощь пушек. Если на суше самыми крупными пушками считались гаубицы или мортиры калибром 240 мм, но чаще это были калибры 152 и 203 мм, то на линейные корабли еще перед началом Первой мировой войны ставились пушки калибром в 305 мм. Такие пушки в огромных башнях, снятых с линейных кораблей, охраняли дальние подходы к Севастополю или Владивостоку еще в предвоенные годы, и сейчас с ними можно познакомиться. Не знаю, как в Севастополе, но на Русском острове под Владивостоком точно, мой сын 2 года назад там был и сделал фотографии.

Россия, которая позиционировала себя как крупная и мощная держава, не могла остаться в стороне от гонки военной мощи кораблей военно-морского флота. Часть кораблей начала строиться в России, часть была заказана за границей. Например, знаменитый крейсер «Варяг», о котором поется в песне начала ХХ века, был построен в Филадельфии (США), но большинство крупных кораблей строилось или в Петрограде (Балтийский завод и Новые Адмиралтейские верфи)  - линкор «Марат», крейсер «Аврора», а также в городе Николаеве – броненосец «Потемкин».  Я перечислил самые известные для большинства читателей военные корабли.  Так же за границей были построены знаменитые парусники «Товарищ» и «Крузенштерн», на которых курсанты мореходных училищ до сих пор проходят морскую практику.  Первый был построен в Англии, а второй достался нам по репарациям от Германии после Второй мировой войны.

Но вложенные в строительство кораблей огромные деньги не окупились. Флот почти не воевал, особенно крупные корабли, которых боялись потерять. И это было не только в России, но и во всем мире. Единственное за весь ХХ век крупное сражение военных флотов Англии и Германии произошло недалеко от полуострова Ютландия, и то в ней принимали участие не линейные корабли, а линейные крейсера, имевшие более тонкую броню, но зато более высокую скорость.  Во Второй мировой войне сражений эскадр с участием линейных кораблей не было. На первый план в боях на море вышли авианосцы, плавучие аэродромы.  Но это стало известным уже по результатам сражений на море, а вот до войны к палубной авиации отношение было более, чем прохладное. Все ведущие страны мира стремились построить линейные корабли. Не хотел отставать от них и появившийся на карте мира Советский Союз.

Окруженных со всех сторон враждебными государствами, он должен был себя защищать.  В середине 20-х годов, по мнению история Андрея Фурсова, Советский Союз можно было брать голыми руками. Рабоче-крестьянская Красная армия была очень слаба, в ней разве конница была в хорошем состоянии, военно-морской флот практически отсутствовал. Но западные страны после войны тоже были в кризисе. Им было не до нападения на первое в мире государство рабочих и крестьян. Вместе с тем Гитлер написал свою «Майн Кампф», перевод которой очень внимательно прочитал Сталин. Он сделал правильный вывод – если к власти в Германии придут нацисты, надо ждать от них нападения рано или поздно. Лучше поздно, тогда СССР сможет лучше подготовиться к войне. 

И Сталин выдвинул лозунг – пройти за 10 лет путь, который западные страны прошли за 50-100 лет, иначе нас сомнут.  В стране началась индустриализация и коллективизация. Первая нужна для создания современно промышленной базы, производства современных видов вооружений, а вторая для освобождения рабочих рук в деревне,   созданию класса рабочих в городах, а так же переводу сельского хозяйства из единоличного в коллективное, с широким применением тракторов, комбайнов и прочего сельскохозяйственного инвентаря и оборудования, нужных  для повышения производительности сельскохозяйственного труда.

И когда промышленность стала создаваться, в первую очередь группы А,  т.е. производство средств производства,  встал вопрос о строительстве линейных кораблей. Но если промышленное производство в стране по сравнению с 1913 годом выросло в 10 раз, то судостроение просело. Все судостроительные верфи СССР находились в плачевном состоянии. Те кадры, которые имели опыт строительства крупных военных кораблей, или состарились, или убежали за границу, или элементарно умерли, или погибли в Гражданскую войну.  Не хватало даже чертежников, ведь тогда не было ни ксероксов, ни другой множительной техники, ни компьютеров. А чертежей надо было изготовить огромное количество. Например, если сложить все чертежи башни главного калибра линейного корабля в один ряд, он будет длинной в 20 километров. 

К тому же задание партии и правительства создать самый современный и мощный линкор  требовало конструкторской мысли. Да, использовали опыт и отечественного судостроения (кстати, перед Первой мировой войной нам помогали итальянцы), и зарубежного. Дже немцы в свое время поделились своими секретами, когда два изгоя – СССР и Германия - дружили еще до прихода Гитлера к власти. И проект такого корабля был создан. Планировалась постройка 4 линкоров типа «Советский Союз», длиной около 270 метров, осадкой 10,4 метра, водоизмещением около 50 тысяч тонн, с главным калибром в 406 мм, с мощностью машин в 180 тысяч л.с., развивающий скорость до 30 узлов (около 55 км/час).  Строить корабли планировали в Ленинграде на 2-х заводах, в Николаеве, и в городе Молотовске (ныне город Северодвинск),  на построенном при индустриализации  судостроительном заводе.

И это только одна часть проблемы. Таких оказалось очень много. Еще не начав строительство линейных кораблей, которые стали бы самыми крупными и сильнейшими в мире, а денег было вложено очень много.  Были построены огромные стапеля, на которых бы возводился корпус линкора.  Чтобы начать производство пушек главного калибра, в Ленинграде построили целый цех площадью 50 тысяч квадратных метров. Были созданы подъемные краны, способные поднять 250 и 300 тонн.  Корабль со стапеля должен был выйти на акваторию залива на территории завода. Для корабля с  осадой  в 10,5 метров требовалось углубить заливы.

Огромные трудности возникли с производством броневых листов. В России нашлись мастера, которые катали броню толщиной в 200 мм, а требовалось иметь толщину в 400 мм.  Для этого требовалось провести массу испытаний на разных режимах, чтобы получилась броня не только нужной толщины, но и качества.  Японцы, которые в 20-е годы прекратили получать с английских заводов новые технологии, сумели создать броню, которая при одинаковой толщине была на 15% слабее английской, и на 30% слабее немецкой, крупповской, которая заслуженно считалась самой прочной.  Какого качества получилась броня у нас, неизвестно, потому что строительство линкоров было не завершено. Броневые листы крепились специальными болтами. Один из заводов произвел несколько тысяч штук болтов не из того металла. Удивительно, но никого не расстреляли как вредителей народа, пострадало лишь несколько начальников, но их оставили на работе исправлять ляп.

В орудийных башнях главного калибра планировалось разместить три орудия. Это очень сложная задача. Немцы, имеющие большой опыт судостроения, сумели создать башни только с двумя орудиями.  К тому же главный калибр пушек двух самых крупных немецких линкоров «Бисмарк» и «Тирпиц» был 381-мм, а  у англичан были трехорудийные башки с пушками в 406 мм.  Вес такой башни составлял свыше 2 тысяч тонн.

Когда создали пушку,  и требовалось провести её испытания, вывезли пушку на Ижорский полигон. Расчетная дальность стрельбы пушек главного калибра, который выстреливает снаряд весом в 1100 кг, была 45 километров. Сейчас траекторию можно проследить, смоделировав на компьютере. Тогда же пришлось соорудить на всем протяжении полета снаряда рамочные конструкции с натянутой сеткой рабица, и по отверстиям в них проследить путь снаряда.

Завершить строительство линкоров «Советский Союз» не удалось. По плану они должны быть готовы к концу 1941 года, но эти сроки по ряду причин не выдерживались, хотя постройку линкоров контролировал сам Сталин.  Реальный срок завершения строительства первого линкора «Советский Союз» (строились линкоры «Советская Россия», «Советская Украина» и «Советская Белоруссия») – 1943 год, но помешала война.  Хотя были вложены огромные деньги в их строительство, и после войны, до самой смерти Сталина, вопрос достройки линкоров оставался. Потом их порезали на металл.

Чтобы представить,  во что обошлось строительство этих монстров, приведу несколько цифр.  Плановая стоимость корабля – 850 миллионов рублей, реальная 1 млрд 100 миллионов. Если бы эти деньги пошли на строительство танков, то ими можно было оснастить 14 танковых дивизий.

На строительство одного корабля  надо было потратить  31,5 млн человеко-часов, т.е. 6,5 тысяч рабочих должны трудиться в течение 4 лет.  И все это для того, чтобы иметь плавучую батарею с артиллерией в 403 мм, способную забросить снаряд весом больше тонны на 45 км.  Всего построенная корабелами пушка Б-37 за годы войны произвела около ста выстрелов по врагу, штурмовавшему Ленинград.  Это было огромной неожиданностью для немцев. Разорвавшийся снаряд, свалившийся откуда-то сверху, устилал осколками огромную площадь, примерно 600 кв. метров, образуя воронку в 50 метров диаметром. Когда нужно было  вывести из строя электростанцию в Гатчине, которую захватили немцы, потребовался один залп.

Так что, для того, чтобы выполнить планы по постройке военных кораблей, пришлось создавать целые отрасли в промышленности, точном машиностроении, смежных отраслях производства.  ХХ век требовал этого, но времени, чтобы все перестроить на новые рельсы, не хватило, началась война.

Но наработки советских корабелов не пришли даром. Они научились строить большие корабли.  На наших верфях были построены артиллерийские крейсера, один из которых, «Суворов» я посетил во Владивостоке по время празднования 40-летия Краснознаменного Тихоокеанского флота. Это корабль стандартным водоизмещением в 14 тысяч тонн, длиной 210 метров,  имел на вооружении 152 мм пушки, построен в Ленинграде в начале 50-х годов, потом по Северному морскому пути в 1956 году перешел на Тихий океан.  Таких кораблей построено несколько и в Ленинграде, и в Николаеве. Вовремя визита нашего крейсера в Англию, куда он доставлял правительственную делегацию Советского Союза на чествование английской королевы, всех  присутствующих поразила красота этого корабля.

Еще один крупный корабль, ракетный крейсер «Варяг», с 1996 года является флагманским кораблем КТОФ, я видел его у причальной стенки во Владивостоке, правда, только на фотографиях. Водоизмещение 11 тысяч тонн, длина 186 метров, построен в Николаеве, и до 1995 года носил название «Червона Украина». Несет противокорабельные ракеты и много других видов вооружений.

Самый крупный крейсер не только в России, но в мире, «Петр Великий», имеет атомную энергетическую установку, водоизмещение 23 тысячи тонн, длиной 251 метра, вооружен противокорабельными ракетами и ракетами ПВО, другими видами вооружений и по праву считается самым сильным кораблем в мире. Пройдя модернизацию, он получит самые лучшие на сегодня крылатые ракеты «Калибр» и системы ПВ0 С-400 «Триумф». Завершается в Северодвинске модернизация такого же крейсера «Адмирал Нахимов», которые получает такие же системы вооружения. Всего было построено в Советском Союзе 4 корабля этого же проекта.

Теперь поговорим об авианесущих кораблях двух проектов. Один позволял построить крупные корабли стандартным водоизмещением  в 30 тысяч тонн, длиной 273 метра, нести на борту как ракетное вооружение, так и самолеты с вертикальным взлетом и посадкой. Таких кораблей было построено 4 – «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Сейчас два из этих кораблей проданы в Китай и являются объектом показа. Все эти корабли построены в Николаеве, где был самые большие стапели и эллинги, плавучие доки.

Так же в Китай был Украиной продан недостроенный в Николаеве авианесущий  корабль «Варяг». По сути дела, это уже авианосец, только вместо паровых катапульт, как на американских авианосцах, здесь в носу трамплин, который как-бы подбрасывает взлетающий самолет. А приземление на такой корабль как на обычных авианосцах, на угловую палубу с аэрофинишерами.  Классификация такого корабля дана для того, чтобы он мог проходить проливы Босфор и Дарданеллы, по которым проход авианосцев запрещен.

Водоизмещение такого корабля 46 тысяч тонн, длина корпуса 270 метров, а полетной палубы 304 метра, ширина больше 74 метров. На борт этот авианосец может взять авиагруппу в количестве 26 самолетов и 24 вертолетов.  Сейчас бывший «Варяг» достроен китайцами и является кораблем КНР под названием «Ляонин».  А вот такой же авианесущий крейсер в России называется «Адмирал флота Кузнецов». Это самый крупный корабль российского Военно-морского флота.

В СССР начали строить и крупные китобазы. Если первое судно, получившее название «Слава» было получено по репарациям в Германии после войны, то два судна – «Советская Украина» и «Советская Россия» были построены отечественными корабелами на заводе в Николаеве. Водоизмещение этих судов было по стать авианесущему крейсеру – 44,9 тысячи тонн, 217 метров в длину и 24,8 метра в ширину. За сутки на такой китобазе могли обработать до 75 китов общим весом до 4000 тонн. Это были самые крупные суда такого класса. После запрета на промысел китов были переоборудована под рыбоконсервные базы.  Создать такие корабли могли страны только с развитой  судостроительной промышленностью.

Но не только крупные надводные корабли строились в СССР в послевоенные годы. У нас появился огромный подводный флот, причем со многих точек зрения, самый передовой.  Наши лодки достигли самой высокой скорости под водой в 44 узла (почти 80 км/час) на подводной лодке типа «Анчар»; самой большой глубины в 1 километр, на какую погрузилась подводная лодка «Комсомолец». Самая маневренная и автоматизированная субмарина типа «Лира» могла набрать полный ход в 40 узлов за 1,5-2 минуты, и описать циркуляцию на 180 градусов за 40-45 секунд. И самая большая по водоизмещению подводная лодка типа «Акула», имеющая полное водоизмещение почти 48 тысяч тонн, тоже построена у нас, в Северодвинске. Лишь на наших заводах могли сваривать титан, самый прочный и не коррозийный металл, для чего пришлось строить специальные камеры, где титан сваривается в особых условиях.  По мнению многих конструкторов и экспертов, современная подводная лодка намного сложнее, чем любой космический корабль. Так что не только космические корабли создает наша промышленность, но и подводные лодки, причем не только атомные, а и дизель-электрические, самые бесшумные в мире, которые американцы назвали «черной дырой».

Конструкторская мысль наших корабелов не замыкалась только на военных кораблях.  Наши моря и реки бороздили комфортабельные теплоходы, быстрые суда на подводных крыльях,  а катера на воздушной подушке были поистине вездеходны, могли пройти и по мелким речкам, и по отмелям. Это для нашей страны, имеющей самую большую площадь в мире, очень актуально. 

Так что опыт строительства крупных судов в России имеется, он перешел из советского прошлого. Хотя в 90-е годы был почти утрачен по время ельцинских «реформ». Тогда остался на Украине самый продвинутый в стране Николаевский судостроительный завод, где могли строиться корабли большого водоизмещения.  По сути дела, и Комсомольский-на-Амуре судостроительный завод влачил жалкое существование, потерял свои самые квалифицированные кадры, с большим трудом сдал флоту атомную подводную лодку, которую передали в аренду  Индии.  В лучшие годы со стапелей этого завода в год сходило до 14 подводных лодок разного проекта, а тут за 7 лет – одна.  Но приход к власти в стране Путина позволил заводу удержаться на плаву, и сейчас началось его возвращение если не к прежним объемам строительства судов, то хотя позволяющих  не считать каждую копейку. 

По мнению многих экспертов, возрождение отечественного промышленного производства началось с судостроения. На этих заводах стали строить буровые платформы для добычи нефти и газа на шельфе. Многие импортозамещающие производства тоже развиваются на судостроительных заводах. На заводе в Большом Камне собираются строить огромные танкеры и газовозы, причем ледового класса, чтобы транспортировать сжиженный  газ и нефть с буровых на шельфе в Арктике. Дай-то Бог, чтобы этот процесс продолжался.