Архистратиг информационных войн

Анатолий Апостолов
                АРХИСТРАТИГ ИНФОРМАЦИОННЫХ  ВОЙН
Когда умру – прошу не суетиться.  Вы только  мой прах над Доном развейте,  а дальше  я  и сам до Керчи   доплыву.
                Сергей Доренко
      
       Вечером 9 Мая, после того, как  по Красной площади торжественно  прошёл  «Бессмертный полк»,   на Садовом кольце,  в железном потоке машин  «красиво умер»     архистратиг информационных войн и маг-манипулятор массовым сознанием, выдающийся  публицист Сергей Доренко (1959-2019).
      Красиво и внезапно  для всех  ушёл из жизни  яростный жизнелюб и гедонист по кличке Серёжа-пастушок. Нежданно и внезапно   для себя погиб Расстрига, беспринципный  ландскнехт информационных войн  и непревзойдённый мастер «бело-серой» и «чёрной» пропаганды.  Он любил красиво жить, и  старался жить  красиво как никто из  его коллег по ремеслу, но  сам  красиво умирать   не спешил. Сергей Доренко никогда не романтизировал    смерть, не спешил  на «красивое свидание»  с Богом, считал, что мёртвые живым не товарищи, что  для мёртвых  Родиной является  Вселенная. Он считал,  что любая смерть, даже  самая «красивая и героическая»,  лишена эстетики,  как лишён эстетики всякий процесс распада и разрушения. Иронически относился  Сергей Доренко и к пышным погребальным обрядам и мероприятиям, к гражданской панихиде, к  похоронным    речам,  воинским почестям   и к оружейным залпам почётного караула. На одной из своих философско-мировоззренческих передач  он пошутил по этому поводу: «Когда умру – прошу не суетиться.  Вы только  мой прах над Доном развейте,  а дальше  я  и сам до Керчи   доплыву».
      Ушёл в мир иной  великий Манипулятор массовым сознанием, главный специалист   по   сдиранию  сусальной позолоты   с деревянных идолов нашего времени.   Нежданно для всех погиб тот, кто как никто из  социальных  публицистов, умел    «выворачивать наизнанку» окружающую нас    российскую действительность, выставляя напоказ всю её грязь и мерзость  духовно-нравственного запустения.  Он, как никто другой,  умел «делать новости», препарировать в особом свете  события и поступки людей, умел демонстрировать изнанку людских душ так образно и наглядно,  что многие   из его  слушателей  начинали стыдиться самих себя, яро  гневаться  на  авторитарно-олигархическую власть,   сгорать всякий раз от стыда и позора за свою  неприкаянную страну. Чем язвительней  и злей становился   его сарказм, тем  ироничней звучала его  «похвала   глупости»  очередных «героев» нашего времени.
       Весьма омерзительным выглядит  его «иконостас» правящих  элит  современной России. Угрюмо и безнадёжно смотрятся эти портреты героев великой Смуты конца ХХ века  и участников   информационных пси-войн  между российскими олигархами, криминальными и криминально-силовыми структурами, между советско-буржуазными  патриотами и либералами-компрадорами,  между «новыми русскими» – хищниками  нового типа, между теми, кому вообще, по мнению Доренко, не следовало вообще  рождаться на этот свет.
      Преждевременно и внезапно погиб тот, кто не стеснялся в грубой форме  открыто  говорить  об истинном  месте России в цивилизованном мире, задавать себе и всем нам  жгучие «вечные  вопросы» бытия: Кто мы? Откуда мы?  Где мы?  Зачем мы? 
Ушел от нас великий маг-манипулятор, кумир толпы Серёжа-пастушок, погиб Расстрига-атеист и не звучат из уст  его  убойные сатиры и правильные глаголы.
      Во всех информационных пси-войнах, в которых участвовал Сергей Доренко, информационное, эмоциональное  доминирование всегда оставалось на  его стороне. Многократные повторы одной и той же информации, обыгрывание одного и того же факта в  разных вариациях и новых гиперболических сочетаниях,  всегда создают впечатление новизны и    актуальности  обсуждаемого  факта.

    Богатый жизненный опыт, приобретённый им  в самых дальних уголках страны и за рубежом, его живой, образный,   колоритный язык, язык московского бомонда,  язык улицы и казармы, высокий интеллект  одарённого свыше   дилетанта, глубокие знания социальной психологии и специфических свойств характера  русско-советского человека, делали Сергея Доренко гением публицистической журналистики. Он до конца жизни  оставался  непревзойдённым  Мастером психологического воздействия (массового гипноза) в области манипулирования  массовым сознанием. Никто из его коллег мог так мгновенно  зажигать общий интерес слушателей  к тому или иному факту повседневности, и никто, кроме него, не мог так долго, по своему усмотрению его поддерживать.    
    Каждое его выступление в эфире являлось  ярким   лицедейством одного актёра  театра Ужасов и  Абсурда, театра  Чёрной Сатиры,  балагана Петрушки и уличного карнавала при активном участии  самой аудитории. 
      Эмоциональные, надрывные конструкции,  умело встроенные Доренко  в конкретные, жуткие  факты, порождали максимальную  включённость аудитории в ход телевизионной дуэли или  в  дискуссии  на  радио, повышали  и без того  высокий уровень  сопереживания сограждан, доходящего иногда до омерзения к своей  эпохе.    Десятки и сотни  бытовых, уголовных и политических  жутких историй  превращались  по воле режиссера-манипулятора Доренко в радиотеатр   абсурда и безумия, в атмосфере которого продолжает жить наша страна. Почти каждый жуткий факт или очередной нелепый  новый закон властей сопровождался со стороны Доренко  ироническим восхвалением   «подвигов»  героев дня, месяца и года и заключительной  убойной для всей аудитории  фразой: «И это современная  Россия. Это  Россия XXI  века». Его аналитические социальные передачи в эфире побуждали многих людей критически посмотреть на себя и на свою страну со стороны заставляли  огромную аудиторию  думать,   мыслить, проводить аналогии с прошлым и  вслед за Доренко делать  глубокий сравнительный анализ. Недаром девизом радиостанции «Говорит Москва», главным редактором которой он являлся,  стали его  слова: «Слушать, думать, знать  – правильные глаголы!»
       Сергей Доренко был   порождением идейного блуда третьей Великой Русской Смуты конца ХХ века и одновременно  зловещим и беспощадно правдивым зеркалом «гнилой»  советско-буржуазной России.
     От нас ушёл тот, кто не боялся дерзить Богу и  задирать юбку  даме строгих правил, госпоже Судьбе. Как известно, такого рода  «высшие инстанции»  (как и земная власть)  не  приветствуют  такого запанибратского к себе отношения и  кардинальным образом усмиряют гордыню  своего  тёмного падшего  ангела. 
     Господин Рок и  леди Удача не любят в свой  адрес насмешливой иронии и  прагматичного  скепсиса со стороны  обычных смертных. Вот и на этот раз  сыграла свою  загадочную роль мистика. Может, в самом деле, Бог любит не только одних смиренных праведников-страдальцев, но и   таких дерзких и падших демонов, как Сергей Доренко, Серёжа-Пастушок и Расстрига-безбожник?  Вот и взял его  Господь пораньше в тот мир, где нет времени и пространства, где «не слышны вопли  и стенания и скрежет зубовный»… 
      Но не будем спешить осуждать  погибшего манипулятора массовым сознанием за его явные и тайные грехи перед людьми и Богом, ибо мы  сами грешны перед Мiром и своими  божественными предками, мы сами –дети позорной эпохи, той самой, которая    войдёт   в историю России,   как самая бесславная, бездарная и позорная из всех эпох.
     Без Сергея Доренко осиротело информационное пространство России, оно стало тусклым, серым и унылым, как и сама наша бездарная эпоха. Нам будет долго не хватать  таких  витий-ведущих и острых  публицистов, как Сергей Доренко, ибо такие как он рождаются раз в столетие.

16.05.2019