АРХИСТРАТИГ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН
Когда умру – прошу не суетиться. Вы только мой прах над Доном развейте, а дальше я и сам до Керчи доплыву.
Сергей Доренко
Вечером 9 Мая, после того, как по Красной площади торжественно прошёл «Бессмертный полк», на Садовом кольце, в железном потоке машин «красиво умер» архистратиг информационных войн и маг-манипулятор массовым сознанием, выдающийся публицист Сергей Доренко (1959-2019).
Красиво и внезапно для всех ушёл из жизни яростный жизнелюб и гедонист по кличке Серёжа-пастушок. Нежданно и внезапно для себя погиб Расстрига, беспринципный ландскнехт информационных войн и непревзойдённый мастер «бело-серой» и «чёрной» пропаганды. Он любил красиво жить, и старался жить красиво как никто из его коллег по ремеслу, но сам красиво умирать не спешил. Сергей Доренко никогда не романтизировал смерть, не спешил на «красивое свидание» с Богом, считал, что мёртвые живым не товарищи, что для мёртвых Родиной является Вселенная. Он считал, что любая смерть, даже самая «красивая и героическая», лишена эстетики, как лишён эстетики всякий процесс распада и разрушения. Иронически относился Сергей Доренко и к пышным погребальным обрядам и мероприятиям, к гражданской панихиде, к похоронным речам, воинским почестям и к оружейным залпам почётного караула. На одной из своих философско-мировоззренческих передач он пошутил по этому поводу: «Когда умру – прошу не суетиться. Вы только мой прах над Доном развейте, а дальше я и сам до Керчи доплыву».
Ушёл в мир иной великий Манипулятор массовым сознанием, главный специалист по сдиранию сусальной позолоты с деревянных идолов нашего времени. Нежданно для всех погиб тот, кто как никто из социальных публицистов, умел «выворачивать наизнанку» окружающую нас российскую действительность, выставляя напоказ всю её грязь и мерзость духовно-нравственного запустения. Он, как никто другой, умел «делать новости», препарировать в особом свете события и поступки людей, умел демонстрировать изнанку людских душ так образно и наглядно, что многие из его слушателей начинали стыдиться самих себя, яро гневаться на авторитарно-олигархическую власть, сгорать всякий раз от стыда и позора за свою неприкаянную страну. Чем язвительней и злей становился его сарказм, тем ироничней звучала его «похвала глупости» очередных «героев» нашего времени.
Весьма омерзительным выглядит его «иконостас» правящих элит современной России. Угрюмо и безнадёжно смотрятся эти портреты героев великой Смуты конца ХХ века и участников информационных пси-войн между российскими олигархами, криминальными и криминально-силовыми структурами, между советско-буржуазными патриотами и либералами-компрадорами, между «новыми русскими» – хищниками нового типа, между теми, кому вообще, по мнению Доренко, не следовало вообще рождаться на этот свет.
Преждевременно и внезапно погиб тот, кто не стеснялся в грубой форме открыто говорить об истинном месте России в цивилизованном мире, задавать себе и всем нам жгучие «вечные вопросы» бытия: Кто мы? Откуда мы? Где мы? Зачем мы?
Ушел от нас великий маг-манипулятор, кумир толпы Серёжа-пастушок, погиб Расстрига-атеист и не звучат из уст его убойные сатиры и правильные глаголы.
Во всех информационных пси-войнах, в которых участвовал Сергей Доренко, информационное, эмоциональное доминирование всегда оставалось на его стороне. Многократные повторы одной и той же информации, обыгрывание одного и того же факта в разных вариациях и новых гиперболических сочетаниях, всегда создают впечатление новизны и актуальности обсуждаемого факта.
Богатый жизненный опыт, приобретённый им в самых дальних уголках страны и за рубежом, его живой, образный, колоритный язык, язык московского бомонда, язык улицы и казармы, высокий интеллект одарённого свыше дилетанта, глубокие знания социальной психологии и специфических свойств характера русско-советского человека, делали Сергея Доренко гением публицистической журналистики. Он до конца жизни оставался непревзойдённым Мастером психологического воздействия (массового гипноза) в области манипулирования массовым сознанием. Никто из его коллег мог так мгновенно зажигать общий интерес слушателей к тому или иному факту повседневности, и никто, кроме него, не мог так долго, по своему усмотрению его поддерживать.
Каждое его выступление в эфире являлось ярким лицедейством одного актёра театра Ужасов и Абсурда, театра Чёрной Сатиры, балагана Петрушки и уличного карнавала при активном участии самой аудитории.
Эмоциональные, надрывные конструкции, умело встроенные Доренко в конкретные, жуткие факты, порождали максимальную включённость аудитории в ход телевизионной дуэли или в дискуссии на радио, повышали и без того высокий уровень сопереживания сограждан, доходящего иногда до омерзения к своей эпохе. Десятки и сотни бытовых, уголовных и политических жутких историй превращались по воле режиссера-манипулятора Доренко в радиотеатр абсурда и безумия, в атмосфере которого продолжает жить наша страна. Почти каждый жуткий факт или очередной нелепый новый закон властей сопровождался со стороны Доренко ироническим восхвалением «подвигов» героев дня, месяца и года и заключительной убойной для всей аудитории фразой: «И это современная Россия. Это Россия XXI века». Его аналитические социальные передачи в эфире побуждали многих людей критически посмотреть на себя и на свою страну со стороны заставляли огромную аудиторию думать, мыслить, проводить аналогии с прошлым и вслед за Доренко делать глубокий сравнительный анализ. Недаром девизом радиостанции «Говорит Москва», главным редактором которой он являлся, стали его слова: «Слушать, думать, знать – правильные глаголы!»
Сергей Доренко был порождением идейного блуда третьей Великой Русской Смуты конца ХХ века и одновременно зловещим и беспощадно правдивым зеркалом «гнилой» советско-буржуазной России.
От нас ушёл тот, кто не боялся дерзить Богу и задирать юбку даме строгих правил, госпоже Судьбе. Как известно, такого рода «высшие инстанции» (как и земная власть) не приветствуют такого запанибратского к себе отношения и кардинальным образом усмиряют гордыню своего тёмного падшего ангела.
Господин Рок и леди Удача не любят в свой адрес насмешливой иронии и прагматичного скепсиса со стороны обычных смертных. Вот и на этот раз сыграла свою загадочную роль мистика. Может, в самом деле, Бог любит не только одних смиренных праведников-страдальцев, но и таких дерзких и падших демонов, как Сергей Доренко, Серёжа-Пастушок и Расстрига-безбожник? Вот и взял его Господь пораньше в тот мир, где нет времени и пространства, где «не слышны вопли и стенания и скрежет зубовный»…
Но не будем спешить осуждать погибшего манипулятора массовым сознанием за его явные и тайные грехи перед людьми и Богом, ибо мы сами грешны перед Мiром и своими божественными предками, мы сами –дети позорной эпохи, той самой, которая войдёт в историю России, как самая бесславная, бездарная и позорная из всех эпох.
Без Сергея Доренко осиротело информационное пространство России, оно стало тусклым, серым и унылым, как и сама наша бездарная эпоха. Нам будет долго не хватать таких витий-ведущих и острых публицистов, как Сергей Доренко, ибо такие как он рождаются раз в столетие.
16.05.2019