18. Эскадра вышла в океан

Владимир Зезиков
          И, так, наши герои вышли в море на замечательно построенной со всеми удобствами платформе. К сожалению, Татьяну Ивановну море не радовало. В молодые годы она на Дальнем Востоке на рыбзаводе (когда-то были такие суда) выходила в Тихий океан. Потом ходила на пограничных кораблях и имела воинское звание «Главный корабольный старшина», но моря всегда боялась и страшно укачивалась. Здесь же, через пару суток поняла, что находиться на таком огромном судьне ей комфортно и морской болезни она не ощущает, и потому, скоро потеплела душой и стала веселее.
После выхода в открытый океан, капитан, пожилой и опытный моряк, Толмачёв Виктор Викторович спросил:

          - Куда направлять эскадру, Илья Витальевич?

          - Ложитесь на курс норд по компасу без всяких поправок. Идём на Южный магнитный полюс.

          Рулевой возмутился:

           - Так куда править, товарищ капитан, на север или на юг? – он так волновался, что именно ему Сергею Леднёву первым доверили управлять этой огромной платформой, что забыл о том, что Южный магнитный полюс находится на севере.

          - На север, правь на север, Серёжа. Южный магнитный полюс находится на севере, - успокоил его капитан.

          - Штурман, рассчитать курс на точку Южного магнитного полюса. Внимательно проверить, есть ли у нас по пути острова и скалы, которые нам придётся обходить. Будьте особенно внимательны и всегда помните, что мы находимся на огромной платформе. Подобных плавающих объектов больше нет во всём мире, она тяжело управляема, особенно во время сильного ветра, - скомандовал капитан платформы.

          По расчётам штурмана до Южного магнитного полюса, который находится в нентральных водах в 2200 км от истинного Северного географического полюса, с координатами 780 40i северной широты и 1680 08i западной долготы расстояние составляет около 4000 км. Или 2160 морских миль. Итак, со скоростью хода 8 узлов наша группа кораблей должна дойти до точки назначения за 270 часов или за 12 суток. Но если предположить, что часть пути придётся идти в тяжолых льдах, то наш путь займёт около трёх недель. На Севере загадывать нельзя, но расчитывать надо всё.

          Илюша свох родных задействовать в работе с Митридатом не планировал, так как его команда была отработана, каждый знал своё дело и место. Весь путь все занималась изучением своих обязанностей, и они постепенно стали догадываться, о полной цели данного мероприятия. С ними производились инструктажи и тренировки по выполнению наиболее сложных работ и элементов операций. Сообщать родным или заинтересованным лицам, которые из сил выбились, пытаясь узнать цель выхода целой эскадры в море, никто из команды не мог, так как средства связи у всех членов команды в приказном порядке изьяли. Недовольных не было, так как за хорошую зарплату, люди смирились с такими неудобствами.
 
          Поэтому наши герои были предоставлены на несколько недель сами себе. Они обошли и, насколько можно, изучили платформу.
 
          Их поразил, а особенно Владимира Ильича, размах задуманного их сыном и внуком. Когда-то, почти семьдесят лет назад, дед служил на Дальнем Востоке на крейсере 68–бис проекта «Александр Суворов». Он помнил, что первый месяц они, молодые курсанты, часто блудили на этом корабле. Но то что он увидел здесь, а платформа по объему была в двадцать раз больше того огромного корабля его молодости, на некоторое время, «выбило его из седла». Огромное количество помещений: каюты, переходы, ходовая рубка, ходовой мостик, кинозал, актовый зал, кают-компания, столовая, спортзал, бассейн, энергетический отсек и ещё множество помещений, даже для него бывалого моряка, непонятного назначения. Качество постройки судна было высочайшим, и ни в какое сравнение не шло с тем, давно «изрезанным на иголки» крейсером. Правда, в Новороссийске у причальной стенки в центре города стоит брат того крейсера «Михаил Кутузов» и иногда, Владимир Ильич, для того чтобы вспомнить молодость, посещал этот замечательный корабль.
 
          Вокруг простирался Северный Ледовитый океан. На палубе было достаточно тепло. Летнее солнце играло своими лучами на лицах людей и заставляло прищуриваться. Океан был спокоен. Некоторые обратили внимание, что вода в окружении платформы, как бы «кипит». С глубины поднимались пузырьки газа. Люди заинтересовались этим необычным явлением, стали обсуждать увиденное и высказывать свои предположения.

          - Тут в воде много чилимов, ну это креветки такие, они и пускают пузырьки, - предположил один.

          - Да нет, это, очевидно, как пить дать, - вмешался в разговор ещё один опытный товарищ, - киты пузыри пускают.

          - Ну что вы товарищи, это мы своими винтами мешаем воду океана и происходит расщепление воды на кислород и водород, - предположил самый разбирающийся в химии.

          На палубу вышел профессор Сибирский, как и все посмотрел в воду и в доступной форме разъяснил происходящее:

          - Последние исследования ученых позволили доказать, что со дна Северного Ледовитого океана в атмосферу поступает огромное количество метана - сильнейшего парникового газа, товарищи. Гидраты метана, представляющие собой твердые соединения этого газа, содержатся в слое вечной мерзлоты на дне Северного Ледовитого океана, образуясь при низких температурах и давлении воды. Помимо этого, в осадочных породах содержаться органические останки животных и растений, которые в результате оттаивания мерзлоты разлагаются, выделяя опять же - метан.

          - Я, товарищ профессор, недавно по телевизору видел, как в тундре оленевод копнул снег лопатой, взял спички и поджёг в ямке газ. Правда ли это? – спросил один из присутствующих.

          - Да, так оно и есть, никакого обмана здесь нет. Правда, до последнего времени ученые считали, что расположенный под толщей океанской воды метан надежно защищен от последствий потепления климата, но это оказалось не так. Метан в тридцать раз сильнее углекислоты, поэтому увеличение его концентрации в атмосфере может вызвать интенсивное повышение температуры на Земле.

          Средняя глубина океана равна 1225 метров, максимальная, кстати, 5527 метров, а на самом северном полюсе 4261 метр. Это самый маленький и самый мелкий из океанов. Практически всё его дно представляет шельф континентов. А вот выделяемый дном Северного Ледовитого океана метан по своему объему равен количеству этого газа, поступающего из всех остальных океанов планеты вместе взятых.

          Беспокойство ученых вызывает тот факт, что в последнее время слой вечной мерзлоты на дне океана становится неустойчивым, и это может привести к увеличению выбросов метана. Причем, даже выброс 1% этого газа повысит содержание его в атмосфере в 3-4 раза. А как это скажется на климате Земли? Предсказать сложно.

          Содержащийся в слое вечной мерзлоты арктического шельфа Восточной Сибири метан по площади почти в три раза превосходит основные источники метана - наземные газовые резервуары Сибири. Сегодня концентрация метана в Арктике достигла своего максимума за все время исследования.

          - А добывать этот газ со дна можно? – спросил все тот же любопытный собеседник.

          - Конечно можно, при разработке особых технологий, но пока об этом говорить ещё рано, на сегодняшний день таких технологий нет, кстати, как и на Чёрном море. Там сосредоточено огромное количество сероводорода, который можно использовать как горючее топливо. Но на сегодняшний день технологий его добычи и использованию так же нет. Пока существуют нефтяные и газовые корпорации, этим полезным ископаемым они дорогу к людям не откроют.

          Вот здесь на нашей платформе будет работать лаборатория по исследованию метана в шельфовых водах. Концентрация метана в некоторых районах Северного Ледовитого океана превышает нормы в зимний период 1400 раз, а в летний - в 250 раз. Проведение таких исследований имеет большое значение для последующего изучения размеров источников метана, который может попасть в атмосферу, а также для изучения процессов, которые влияют на выброс газа на поверхность, или, напротив, удерживают его внутри.

          - Товарищ профессор, извините, а киты то все-таки здесь есть, или нет, - не унимался товарищ, который ранее предположил версию о китах.

          - Есть, уважаемый, есть. Здесь обитает гренландский кит. Он небольшой по размеру, в сравнении с синим китом, но достаточно крупный и питается теми «чилимами» о которых здесь уже говорили. Извините, друзья, я, кажется, слишком отвлёк ваше внимание.

          - Господин профессор, а действительно ли Северный Ледовитый океан самый чистый океан на планете? – спросила Татьяна Ивановна.

Профессор несколько погрустнел:

          - Может так, может быть, и нет, но, четыре острова архипелага Земля Франца Иосифа – Земля Александры, острова Гукера, Грэм-Белл и Гофмана, были отнесены к зоне экологического риска и бедствия. Огромное количество бочек с горюче-смазочным материалом и брошенная техника стали источником загрязнения почв нефтепродуктами и тяжелыми металлами. По оценкам специалистов, сделанным в 2011 году, всего на архипелаге брошены до 250 тысяч бочек с 40-60 тысячами тонн нефтепродуктов, металлолом в виде бочкотары (свыше 1 миллиона единиц, в частности, со смазкой и маслом), уголь, техника (самолеты и автомобили) и строения, в том числе радарные станции. А всего на побережье океана только брошенных бочек насчитывается до семи миллионов. В последние годы предпринимаются попытки очистить побережье, но это капля в море.

          - Анатолий Иванович, так получается что Северный ледовитый океан самый грязный?
 
          – опешила Татьяна Ивановна.

          - Нет, это не так, - продолжил отвечать профессор. – Человек на нашей Матушке Земле как младенец в прибранной квартире. Лезет куда ни надо, везде мусорит и пачкает. Вот, например, возьмём Тихий океан.

          Большое тихоокеанское мусорное пятно - явление абсолютно уникальном. Оно представляет собой невообразимых размеров гору мусора антропогенного происхождения, скопившегося за столетие в водах Тихого океана между 135°—155° западной долготы и 35°—42° северной широты. В течение множества лет океанские течения приносили сбрасываемый в воду мусор, а американцы сбрасывали в океан мусор прямо с барж, в один и тот же район. Сегодня его скопление представляет собой остров размером с США.
 
          Приблизительные оценки площади варьируются от 700 тыс. до 15 млн кв. км и более (от 0,41 % до 8,1 % общей площади Тихого океана). Вероятно, на этом участке находится более ста миллионов тонн мусора.

          Существование такого мусорного «острова» - это еще не самое страшное. Пластик, как известно, не поддается разложению, однако с течением времени распадается на мелкие кусочки размером с планктон. В верхних слоях океанской воды в шесть раз больше пластика, чем планктона - легкий пластик не тонет и плавает всего в нескольких десятках сантиметров от поверхности воды, тем самым привлекая рыб. Употребив в пищу пластик, рыбы и птицы погибают.

          - Скажите, пожалуйста, господин профессор, а какие народы проживают здесь по побережью? – не удержался Владимир Ильич. Он, конечно, знал ответ, но хотел уточнить:

          - В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 малочисленных народов Севера, - начал профессор и глаза его ещё больше стали грустными.

           - Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года общая численность малочисленных народов Севера составила всего 244 тыс. человек, причём численность отдельных народов колебалась от 41 тыс. человек (ненцы) до 240 человек (энцы).

          Возраст людей живущих на Севере уменьшается за счет пьянства, насильственных смертей и прочих негативных факторов. Нарушается естественная сменяемость поколений. В последнее десятилетие демографические процессы стали более большой проблемой северных народов. Традиционные семейные установки на многодетность неуклонно изменяются. Искусственные меры по переводу на оседлость, нарушили структуру кочевых хозяйств и в перспективе, молодое поколение не будет иметь навыков ведения кочевого хозяйства и должна будет пройти путь соответствующего обучения уже во взрослом возрасте. В таких условиях оленеводам и промысловикам вступить в брак будет еще сложнее. Уже сейчас число холостых мужчин и женщин превышает оптимальные нормы. Кроме того, постоянно увеличиваются доли смешанных браков (например, у саамов доля смешанных браков составляет 90% и стоит вопрос о существовании саамов в принципе). Таким образом, для таких народов, как кеты, нганасаны, селькупы, эвенки, обские угры прирост идет в основном за счет метисов. Можно утверждать, что через поколение, этническая карта Крайнего Севера будет выглядеть совершенно иначе, чем сейчас.

          - Спасибо Анатолий Иванович. Нам было очень приятно вас послушать, – поблагодарил профессора Владимир Ильич и пожал ему руку.

          После такой лекции на палубе стало не интересно. Все разошлись по огромной платформе, и каждый нашел занятие по своим интересам.