Спектр израильской самоидентификации

Моисей Харитонов
 
Для рассмотрения Государства и народа Израиля как Системного субъекта, который побужден выжить в условиях нарастающей угрозы Третьей мировой войны попытаюсь определить подсистему «коллективная самоидентификация в религиозном аспекте».
Вот лишь несколько новостных заголовков:

;США и Иран – на грани войны. Кто ударит первым?

;Иран – США: очертания грядущей войны

;Израиль готовится к началу Третьей мировой войны

;Война с Ираном за Израиль уже на пороге! 3-я Мировая...

;"Погибнут миллиарды": Трамп объявил о начале Третьей...

Воспользуюсь несколькими публикациями кафедры политического управления Санкт-Петербургского госуниверситета, где группа ученых исследует проблематику существования (перспективы дления существования?) Государства Израиль. Из статьи Макаренко Евгении Юрьевны "Религия как фактор групповой самоидентификации в Израиле"  попытаюсь извлечь представления о самоидентификации спектра характерных горупп израильского населения/общества.

Основная часть сторонников секуляризации и либералов ( 25 % до 35 % населения Израиля) выступает против статус-кво в вопросах взаимоотношений между религией и государством и требует существенно изменить существующее положение. Меньшинство поддерживает американский вариант решения проблемы (размежевание религи и государства). Большинство же склоняется к западноевропейской формуле, по которой государство обеспечивает религиозные услуги, однако неверующие граждане не подчиняются религиозным учреждениям, законам или распоряжениям.
Те, кто соблюдает традиции (до 50 % жителей Израиля), рассматривают еврейство как сочетание религии и национального самосознания и потому утверждают, что характер государства не может быть светским. Они поддерживаю статус-кво в целом, в отличие от верующих и неверующих, которые, вероятно, видят в нем некий неизбежный компромисс, но наверняка предпочли бы для государства иной облик. Следовательно, представители данной груп-пы выступают за то, чтобы государство Израиль в умеренной степени носило религиозно-еврейский характер, и противятся любой идее отделения религии от государства.

Религиозные сионисты (10–20 % населения) также рассматривают религии и нацию как единое целое, однако полагают, что еврейское национальное государство непременно должно быть религиозным. Более того, многие религиозные сионисты приписывают государству религиозное значение и видят в его создании «начало избавления». Рав-духовный отец внепарламентского религиозно-сионистского движения «Гуш эмуним» («Блок верующих»), даже рассматривал государство Израиль как «Божественное дело», «как воплощение пророчества об избавлении». Более умеренные религиозные сионисты расценивали строительство государства и освоение страны как постепенно разворачивающийся процесс избавления, начало которого зависит от людей, а завершение — от воли Небес.

С точки зрения религиозных сионистов, размежевание религии и государства, подобное отделении души от тела, ведет к катастрофе, к расколу народа. Идеал этой группы населения — это государство Галахи, где действуют религиозные законы не только в области брачно-семейного права, как это существует сейчас, но и в уголовной и гражданской сферах.

Национально-религиозный подход к проблемам религии и государства характеризуется прагматизмом. Члены этой группы готовы принять на данный момент частичную интеграцию традиционного еврейского права в израильском законодательстве,  не рассматривают это как ущерб святости Галахи.
Сторонники национально-религиозного лагеря осознают, что государство Израиль не является тем еврейским государством, к которому они стремятся. Его органы власти и большинство населения не религиозны. Однако они считают, что необходимо соблюдать большую часть законов страны.

Составляющие примерно 5–10 % населения - «харедим» не рассматривают Израиль как еврейское государство, хотя большинство из них признает его. Для умеренных «харедим» Израиль не имеет религиозного значения. Экстремисты из среды «харедим» считают его государством еретиков, а наиболее бескомпромиссные представители течения считают своей обязанностью вести неумолимую борьбу против «сионистского» Израиля. «Харедим» отвергают любой подход, основанный на национальных интересах, евреи должны жить, по их мнению, в соответствии с заповедями Торы. Вследствие того, что «харедим» отмежевываются от государства, их партии не становятся полноправными партнерами в правительствах Израиля. Исключение представляет партия ШАС. Многие «харедим» не признают флаг, герб, гимн Израиля и не отмечают День независимости государства. Кроме того, они не служат в Армии Обороны Израиля, в отличие от религиозных сионистов.

Политическое поведение большинства «харедим» не является идейным партнерством с государственным истеблишментом. Они примирились с технико-административной реальностью, приспособились к ней. «Харедим» рассматривают свое израильское гражданство как факт, который следует принять.

Экстремистское крыло «харедим» (группировка «Наторей карта», сатмарские хасиды и «Община богобоязненных») отрицает легитимность Израиля как государства, бойкотирует выборы, не признает государственные учреждения и суды. Некоторые его приверженцы полагают, что создание государства стало продолжением «Катастрофы европейского еврейства».
Некоторые исследователи предполагают, что в последнее время наблюдается тенденция к переходу «харедим» на национальные позиции, и наоборот, представителей национально-религиозного лагеря на позиции «харедим».

(это - заготовка раздела; после того, как обрисуется структура Сборника, раздел будет доработан)