Никто меня не обидит безнаказанно

Михаил Чайковский
               
   У  одного из героев романа  »Лицедеи»   австралийской писательницы  Джессики Андерсон был девиз “Nemo me impune lacessit”. Я его взял на вооружение  в качестве заголовка. Просто он мне понравился. И надолго. Был в этой пословице скрытый, таинственный смысл, некая магическая, сильная струна звучала.  И я стал прислушиваться к ней, к её действию внутри меня и вокруг меня: авось, прольётся свет сакральный на моё бытие, на поступки, деяния мои и окружающих - тех, с кем был я, или кто был со мной, -  невольно соприкасаем? А подтверждения, порою косвенные, больше на намёки смахивающие, всё же проявлялись…
    Небольшое отступление с объяснением, касающееся  девиза и  его выбора.
   Я всегда относился к латыни подобострастно, считая, что древние римляне всю свою многовековую историю копили перлы общечеловеческой мудрости.
  Первые 2 курса иняза мы изучали латинский язык по учебнику профессора Мушака. Не пойму, что наша латинянка - или латинистка? - в своём предмете нашла? Язык древний и мёртвый, но она - то молодая и  живая! Ну, не хотел я свою «белобрысую забивать латынью и эпосом!» Выход нашёлся: сообразил предложить преподке подклеить грамматические таблицы, не менее древние, чем её язык. Конечно, получил «Одобрям!» Решил, латыну сдам легко.  Не тут - то было! Попёрла она меня доучивать этих ископаемых философов, поэтов  и прочих мыслителей! Выучил я наизусть и «Памятник» Горация, и речь чью - то  там против Катилины наизусть. И пословиц запомнил с дюжину.
   Профессор Мушак был на экзамене, остался мною весьма доволен.
   Спустя почти полстолетия  многое из его книжицы помнится…
   Не надейтесь на халяву, господа студиозусы!
   А что касается мудрости римлян, скажу: многие мудрые афоризмы они нагло черпали из греческих источников, не гнушались даже у своих рабов греческой национальности перенимать, а греки, в свою очередь, грабили то ли шумеров, то ли у древнейших индусов воровали. Эдакий круговорот цитат и трактатов в природе. А что? Авторского права не было, бери, что плохо лежит. 
   Римляне мне как - то больше по душе, хотя бы тем, что были европейцами. Но, заметьте:  у них где - то в соседях этруски жили - вслушайтесь в название народности, совсем наши:  «Эт’ русски» звучит, правда?
   Однако, если заглянуть в любой словарь иностранных слов - в конец, где приложения, то можно обнаружить, что самые ходовые, ставшие популярными пословицы и поговорки иностранного происхождения, процентов на 80 взяты из латыни: на ней, названной некогда вульгарной, зиждется целая европейская семья языков, романно - германская. Её языки вульгарными не считаются.
Поэтому латынь стала стартовым предметом, краеугольным камнем для изучающих основные европейские языки.
   Отдельные представители  стран нашего континента кичатся тем, что занимают географические зоны в центре Европы, в отличие от «немытой России» - скажем, финны, эсты, венгры, - не зная, что в Европу они пришли из Западной Сибири, а  родственники их ханты и манси, бывшие всего столетие тому назад на одном уровне интеллектуального развития с африканскими племенами. Почему? Им хватало знаний, умений и навыков, чтобы охотиться, ловить рыбу, разводить оленей и уметь выживать в зимы длиною почти в год.
   Эти цивилизованные народы щеголяют нажитой цивилизованностью перед своими сородичами из Центральной России: марийцами или там удмуртами, коми и пермяками, напрочь позабыв о том, откуда их в европы - то занесло.
   Но вернёмся к узурпированному мною девизу.
   Как говорилось,  я верил: он мой оберег, защита, надежда и опора в бедах или неудачах. Любому человеку какая - то вера необходима.
   Я никакой не язычник фетишист или фаталист. Да, было чужое мотто написано на моих записных книжках. Перевести его никто из моих знакомых не мог, а близкие, кому я называл его значение, скептически ухмылялись. Но я знал, что они неправы.
   Можете сказать, что это случайность, совпадение, судьба, рок, но шесть (!) пытавшихся каким - либо образом обидеть, оскорбить, унизить меня человек ушли из жизни достаточно молодыми, половину из них съел рак, источил изнутри, при этом за очень непродолжительный период времени.
   Или я настолько уверовал в магическую силу этих слов, или они стали опорой сил физических и моральных?
   Не знаю.
   А ведь лет 20 тому даже  из обидчиков моих кое - кто  знал, что значат надписи на обложках старых тетрадей.
   Свойств шагреневой кожи у них не было…И злобы к своим недругам я не испытывал. «Мне отмщение, и аз воздам?» Но ведь и язычеством,и  мистикой моё убеждение было проникнуто…
   Имена и конкретные неблаговидные поступки своих недоброжелателей я упоминать не буду: про ушедших в мир иной лучше ничего, или…
   Скажу лишь, что эти люди были амбициозны, честолюбивы и заносчивы.
   Nemo me impune lacessit.

13 - 16.05.2019