Примитив, примитивизм, пародизм...

Владимир Морж
1. Не знаю, как правильно это определить: внутренняя слепота или глухота. Вполне вероятно, что и то, и другое.

2. Речь я веду о непрофессиональных авторах, которые пишут стихи и прозу, определяемые термином «примитив» или «наив».

3. Что эти «наивные» произведения отличает от качественных литературных произведений? Далеко ходить не надо. Этому вопросу посвящено столько всяческих статей, что порой кажется: сказать более нечего. Самое же забавное, что 90% этих статей пишут те самые создатели от «примитива». А если быть внимательнее, то на самом деле не техника подводит самодеятельных авторов, не неумение найти своё (стиль, тематику), не старательное копирование того, что уже давно «вышло из моды» («писать, как Пушкин, умеют все»). Подводит именно слепота и глухота. Когда автор не может критически взглянуть на своё произведение, не замечает того самого «примитива», хотя пытается придерживаться всех рекомендаций и правил, например, из учебников по стихосложению.

4. Приведу всего лишь два примера.

Александр Рубис
Девятнадцати не стало

Листья кленов потемнели,
Как платочки матерей.
Рановато налетели
Кони Смерти на детей.

Девятнадцати не стало,
Успокоилось ружье.
Видно, взрыва было мало,
Хоть сказали бы, за что….

Чем охрана занималась,
Что пищал детектор ей?
Всей Керчи скорбеть осталось.
Не иссякнет слез ручей!

Безусловно, примут меры,
Чтоб опять не грянул гром.
Есть пока колодец веры,
Ну, а памяти – на том.

Тема животрепещущая, но автор откровенно её не раскрыл. И дело не в глагольных рифмах, не во невнятности финала и пр. Главные ошибки: выбран не тот размер (четырёхстопный хорей выглядит тут неуместно весело) и скачки в мыслях (автор хотел описать всё, и получилось, что не выразил ничего; поэтому сомневаешься в его искренности, намеченной в первом четверостишье). Причина? Излишнее старание найти «хорошие» рифмы и подогнать под них смысл.

Антонина Рыбалкина
Берёзка

Ласкал берёзку ветер на опушке,
касался нежно он её ветвей.
А на верху, на самой, на макушке,
играли блики солнечных лучей.
...
Весной берёзка вновь зазеленеет,
вернётся к ней былая красота.
Но так устроено,что мы не молодеем,
а наши годы улетают  навсегда.

Тут другое. Не нелепые «макушка» и банальные «годы». Тема произведения (берёзка с ветром) приелась и обыгрывалась уже столько раз и настолько талантливей, что браться за неё слабому автору слишком рискованно. Но автор слеп и глух.

5. И эти слепота и глухота даёт обилие пищи для такого направления в искусстве, как «примитивизм». Читатель без труда найдёт значение этого термина. Это направление часто используется в живописи и словесности.

6. Например, невозможно представить себе без примитивизма Зощенко или Шолохова. Их колоритные герои применяют забавные диалектные словечки, делают странные, вызывающие улыбку умозаключения и пр. Но примитивизм используется не для того, чтоб посмеяться над героем, а как особый литературный приём, необходимый автору, например, для снижения накала в сюжете или для демонстрации нелепости всего сюжета в целом.

7. В стихотворчестве на ниве примитивизма преуспел, например, автор, скрывающийся под псевдонимом Эдуард Шляпников. В его произведениях примитивизм настолько выпячивает примитив, что многие серьёзно воспринимают его стихи как наивные. Такой стиль мы с Сарой Бернар определили как «репунсивность»: двойной «пробой».
 
8. В своё время и я пытался использовать примитивизм, но не так явно, стараясь прикрыть его:

Владимир Морж
Осень и смерть

Осенний старый парк – защита от Москвы...
Уйду подальше от смердящего проспекта,
сниму долой очки от солнечного света,
увижу чистый цвет и неба, и листвы.

И воздух свеж и прян, тих острый ветерок,
Петровский пёстрый парк торжественно наряден,
ещё денёк у серой осени украден,
украден у забот, у быта, у тревог.

Прохожие среди деревьев мельтешат,
кинологи собак сгоняют сонно в стаи... –
Всё суета... Тут – светлая исповедальня,
тут согревается озябшая душа.

Пока даёт Бог мир и счастье лицезреть,
спешу всей грудью осени нектар отведать,
вскрываю пачку, наслаждаюсь сигаретой,
дымя на надпись про здоровье и про смерть...

Я пытался тут сделать так, чтоб нелепости проявлялись тут незаметно, постепенно  и выплеснулись в финале.

9. Работа над такими текстами настолько увлекательна для некоторых авторов, что они проводят особые конкурсы (https://stihi.ru/2018/10/31/5554).

8. Здесь важно отличать примитивизм от «пародизма». Я не говорю о пародиях, построенных на критике конкретного произведения. Я говорю о пародиях на тенденции.
В самом деле, прицепиться к неудачной строчке относительно легко. Придраться к стилю тоже несложно. Сложнее стилистически выразить своё отношение к теме произведения или к тому, как она была раскрыта. Здесь пародия граничит с подражанием. Но последнее не предполагает насмешки! А в пародии она необходима. Поэтому приходится показывать абсурдность позиции автора на полном серьёзе. Авось читатель заметит эту самую абсурдность.

9. Несчастная любовь в изображении поэтесс – обязательное предательство со стороны сильного пола и неизменная жертвенная любовь к предателю со стороны героини. Иногда в героине вдруг просыпается протест, и она посылает предателя, вырывая любовь с корнем, хотя её мааааленькие корешки дают новые чахлые ростки в виде несбыточной надежды.
Безграничная любовь в изображении поэтов-мужчин – неохватное прославление слабого пола, хотя сквозь строчки виден прекрасно распушенный павлиний хвост. Даже если объект полового влечения никаких обещаний в стихах не давал. Впрочем, на этот случай есть стойкое убеждение, что «нет» в устах женщины означает только «да»; просто нужно правильно расположить пёрышки на хвосте.
Это называется «любовная лирика».
И пародировать эти произведения будут до тех пор, пока эта самая любовная лирика будет существовать.

Вот попытка такого «подражания»:

Владимир Морж
Стоящий на пути

                       Жалею,что много потеряно силы,
                       жалею, что времени не возместить.
                       Могла б для другого единственной
                       милой
                       я стать,
                       если б т ы
                       не стоял на пути!
                                      март 1989 г. Киров. Бывшему мужу
                       Светлана Исса. Стоял на пути. Архивное.

СОБСТВЕННО ПАРОДИЯ

Я помню свой путь, вспоминаю я снова
как ты повстречался со мною лоб в лоб,
могла целовать очень страстно другого,
но встал на обочине ты, о мой столб!

Октябрь 2017, Ростов-на-Дону, обледенелое шоссе, летняя резина, «Альмере»

10. Кроме пресловутой любовной лирики существуют ещё такие поэтические жанры, как пейзажная, гражданская, философская, религиозная лирика. Однако тут простора для пародирования наивных стихотворцев маловато, да и неблагодарное это дело. Как правило, темы этих поэтических жанров настолько однотипны, что тыкать в просчёты как бы и ни с руки. Мне вообще кажется странным, что слабые во всех отношениях авторы берутся за такие серьёзные и сложные темы. В основном эти авторы просто пользуются многочисленными штампами, наработанными за полтора века после Пушкина. Может, поэтому примитивные поэты любят писать на эти темы?

11. Особо отмечу, что пародии на стихи слабых авторов писать так легко, что скучно. И обычно такие пародии пишут... те же самые слабые, обучающиеся авторы. В какой-то степени это помогает в их развитии.

12. Итак, явление примитива порождает собой примитивизм. Однако наив не так прост, как кажется, у него слишком много сил для сопротивления. С точки зрения социологи очень любопытно явление массовой, «тривиальной», «бульварной», «формульной», коммерческой литературы. Это необходимо для медиа-средств, где присутствует массовое чтение, где необходимо выделять субкультуры, активно поглощающие парафольклорные и инфантильные формы, тюремную лирику, для воздействия на тот или иной слой общества. Как не сдвинуться в эту сторону профессиональной поэзии? Самое естественное – примитивизм, которые позволяет сатирически указывать на грань, отделяющую качественное и примитивное творчество.

Январь, май 2019.