Холст

Георгий Томин
    Тело как будто накачали расширяющим раствором. Все вокруг казалось, гиперболизировано большим. Просто огромным.
 Я что-то начал понимать.
 Наркоз, по-видимому, ослабевал.
 В огромной комнате слышались не реальные голоса:
    - А этот, молоденький,  приходит в себя.
    - Как дела, орел?
     - Пить!
Медсестра смочила губы  водой.
     - Потерпи. Завтра будет легче. А сегодня только так.
     Острый аппендицит оказался проблемным, и хирурги долго возились, пока не избавили мое тело от его неприятностей
    На следующий день я почувствовал себя намного лучше и смотрел на больничный мир, уже изучая его.
 Я выздоравливал быстро. Слушал музыку, мягко звучащую в палате, и рисовал по представлению разные фигурки.
     - Покажи, что там у тебя получается? – тихим голосом попросил сосед. Он просмотрел альбомчик, слегка приподнявшись на койке.
 -  Очень хорошие рисунки. Молодец!  Ты приходи ко мне в художественную школу, и я научу тебя по-настоящему рисовать.
    - Вы художник?
    - Да!  Я работаю преподавателем. Меня легко будет найти. Спросишь Валентина Андреевича. Худощаво- бледный сосед уверенными штрихами набросал на листке схему расположения школы.
    Прошло несколько дней. Меня выписали. И я нырнул в водоворот школьной жизни.  Только через два месяца вспомнил об этом разговоре. Когда пришел по указанному адресу и спросил у дежурного о Валентине Андреевиче, то понял, что в вопросе   существует непонятное препятствие. Дежурный на меня внимательно посмотрел и сказал:
   - Мальчик, он у нас больше не работает, - и потом добавил,- Его больше нет.
Слова оказались очень неприятными. В детском понимании такое известие - настоящее потрясение.
  И какое-то время я мучился в бессилии перед  очевидной  и непонятной жестокостью жизни.
       В последующем, пытался найти себя в чем угодно, но не в живописи. Учась в обычной школе, занимался спортом, музыкой. Пробовал себя в фотографии. Писал стихи. Даже печатался в небольших газетах.  А, далее, стал инженером. Трудился.    И мой ровный жизненный путь продолжался до одного ключевого момента.
 Когда обстоятельства, выстроили стену жизненной бесперспективности.
 Инженерная специальность, в один прекрасный момент, оказалась невостребованной.
Поиски своего места в жизни отбросили меня на много лет назад.
 Разобраться в этом и выстроить   определенность помог мой дальний родственник – художник.
 С Никитой мы виделись достаточно часто.
    -Ты хочешь получить второе инженерное образование? А дальше что? Опять работать на очередного хозяина.
С улыбкой - он беспощадно громил мои представления.
    - Я просто понимаю, что нужно что-то изменить. И одновременно не знаю, что делать.
    - И поэтому наступаешь на одни и те же грабли?
    - Можешь предложить что – то дельное? – с пессимизмом в голосе спросил я.
    - А что здесь предлагать. Нужно всего лишь использовать творческий потенциал.. Сколько наблюдаю за тобой, твоими художественными фотографиями и всегда удивляюсь:  как ты  умудрился до этого заниматься не своим делом.
   Атмосфера беседы заставляла меня думать. Но сразу принимать какое-либо решение было сложно.
     - Мне когда-то лет двадцать назад немного не повезло.  Если бы все совпало я возможно, уже давно бы стал художником.
Я рассказал свою детскую грустную историю.
    - Видишь от судьбы не уйдешь! Это же ясно как божий день.  Я помогу тебе.  Давай составим учебную программу, я дам тебе задания, и вперед без сомнений - совершенствуйся.
    Мы ударили по рукам, и в моей жизни начался совершенно новый этап, не похожий ни на какие предыдущие события. Рисунок, живопись, композиция - стали занимать все мое время. . Я чувствовал себя великовозрастным Ломоносовым  и упорно постигал учебные вопросы.  Дополнительно стал заниматься керамикой. Миниатюрная скульптура, свободные композиции. Глина оказалась очень пластичным и чутким материалом.
  Работы принимались в художественные магазины и придавали мне смелость и решительность. Стал замечать некоторую особенность керамических миниатюр: если, приходилось дарить фигурки знакомым и друзьям, и при этом произносить напутственные пожелания – они часто стали сбываться. Для меня это явление было новой, но до конца неосознанной игрой.
 Я лишь понял значение силы слов и всегда старался быть щедрым на пожелания.
    Шли годы. Этюды становились совершенней. Скульптуры интересней. В зимнее время очень редко удавалось выходить на пленер. и я открыл для себя другую возможность самовыражения: часто просто играл с красками на холсте и этот способ «от холста» преобладал в моих работах.
  В условиях мастерской часто преодолевал возникающее сильное сопротивление материала.  Иногда живопись давалась с большим трудом. Краски плохо слушались. Редко получались хорошие сочетания.
  Не смотря на сложности, я не останавливался и продолжал работать. И *шедевры* постепенно накапливались в моей небольшой мастерской. В создаваемых образах не сразу можно было угадать развитее событий или определенный смысл. Был свет и цвет и философская тенденция в формах изображений.
    Однажды в мастерскую заглянул мой инициативный педагог Никита.
    - Слушай. Да у тебя уже есть несколько просто выставочных работ. Удивил!
    - Это так, мазня, -  я не набивался на комплименты. Просто не был готов ни к критике, ни к похвале.
    - Легко написано. И очень удачное цветовое решение. Понимаю, что это твое послесловие. И ты выражаешь отношение к произошедшим трагедиям?.
    - Это мои старые работы, -  неожиданно для себя решился на откровенность.- Я был  в недоумении, когда - то, что изображал спонтанно, вдруг подтверждалось спустя время в реальности. Честно говоря, не хотел в это верить. Может быть, в природе так много совпадений, и я просто придумываю немыслимые связи?
    - В этом что-то есть. Возможно, ты современный ясновидящий. Время покажет.
    - Но ты понимаешь – эти совпадения для меня достаточно тяжелый груз.
    -  Расслабься.  Не обращай внимания на случайности и продолжай работать. А вообще -то могу тебе предложить написать меня с чемоданом денег. Представляешь, это сбудется. И я непременно поделюсь с тобой.
    - Шутишь. Вот если бы ты помог снять проблему – было бы замечательно.
Наступила небольшая пауза, после которой Никита добавил:
    - Ты мне  подсказываешь одну интересную мысль. Подари одну из твоих фигурок, а я загадаю желание. Вот и посмотрим. что получится.
Я подошел к стеллажу. Взял одну из готовых поделок и протянул ее Никите.
    - Возьми. И не ради эксперимента. А просто так. На удачу.
    - Отличная постановка вопроса. Нужно чтобы мой триптих просто купили. Ну да ладно. Это так. Лирическое отступление..
    Никита ушел с подаренным сувениром.
 А для меня, после этой встречи наступил новый виток творческой работы.
 Это часы упорного труда.
 Когда время останавливает свой бег, когда предельная концентрация внимания превращается в различные образы. И только физическое напоминание, в виде перенапряжения мышц, может затормозить процесс созидания.
 Я ваял из глины, писал новую картину.
 Дней через десять в этот ритм вновь ворвался радостно возбужденный Никита:
    - Старик! Свершилось! На этот раз мне по-настоящему повезло. Купили мои работы. Правда, не то что, я хотел. Триптих остается не востребован. Но все равно, процесс пошел. И ты понимаешь насколько это важно для меня.
   Я не стал говорить ни о совпадении или удаче. Просто порадовался за Никиту, а он мельком взглянул на этюдник с написанной работой продолжил:
    - А это у тебя новая работа. Волна живая. В твоем полотне мощь и неопределенность. Но это твое личное дело. Давить и критиковать не буду. Работай.
   Эти короткие встречи и короткие беседы, как правило, вносили новую струю в творчество. Небольшое разнообразие оказывает большое влияние на дальнейшую работу. Практически ничего особенного не происходит. Но отвлечение от сосредоточенности -достаточно, чтобы свежим взглядом оценить наработанные сюжеты.
   А через две недели уже я мчался к Никите. Меня переполняли сложные чувства.
 Я был обеспокоен.  Туманные предположения картины на другом участке планеты приняли трагическую окраску. Средства массовой информации принесли горькую весть. И мне стало тесно в моей мастерской
    - Послушай, Никита! Я нечто подобное уже знал. Мне горько, оттого, что это знание невозможно применить на практике. Ты помнишь мою последнюю работу. И вот это цунами….
    -Успокойся. Выпей воды.
    -Ты понимаешь, быть обладателем информации и не рассказать об этом. Не предотвратить – это жестоко.
    - Во - первых информация не конкретна. Во - вторых подобных событий в мире происходит достаточно много. У тебя нет привязки к реальности. И все это больше похоже на вымысел. Поэтому успокойся.
    - Ну, хорошо, если даже это вымысел - он доставляет мне очень сильные переживания, и я просто не знаю, что с этим состоянием делать.
    - Что делать! Что делать! Менять отношение к этому вопросу и не более того. А еще лучше изменить тему живописи и все подчинить своему сознанию.
 – Никита в очередной раз читал мне нравоучительную лекцию.
    - Это, как?
    -Да элементарно просто – начни писать цветы. Бесконечная и красивая тема. Избавишь себя от недосказанности, и одновременно будешь получать удовольствие от написанных картин.
    Я ушел от Никиты, так и не перестроившись.
 Прошло несколько дней, и, по-новому взглянув на положение вещей, стал писать натюрморты. Цветы стали моей главной и разнообразной темой.  Единственно, о чем беспокоился – не нагрянут ли настоящие засухи в округе, и не станут ли причиной окончания моего художественного творчества.
   А спустя годы искренне радовался количеству цветов в палисаднике и их немеркнущим изображениям в доме.