Как поймать шпиона. глава пятнадцатая

Настя Шишкова
17 июля 1610 год.

Утро для Александра началось как обычно. Сначала он хотел как всегда еще немного полежать, но, неожиданно вспомнив все вчерашние события, резко вскочил с постели. Одевшись, он быстрыми шагами вышел из комнаты.
В доме царила тишина. Было еще очень рано, и Василий, похоже, спал. Юноша не стал его будить. Вместо этого он вышел на улицу, где был тот же прекрасный утренний покой, и стал думать.
Вчерашний день был щедр на события. Первая его половина была довольно мирной и спокойной. Сначала он искал Берестова (так и не нашел), затем они с Владой разговаривали. С ней было так легко… Но потом из-за его непонятной гордыни она ушла. Куда, ему и до сих пор неизвестно. Отправившись ее искать, он натолкнулся на Берестова. Зачем он ему помог? Они враги. Берестов хочет поставить на колени его Родину, а он хочет ему помешать! Почему же тогда они оба не воспользовались удобным случаем и не добились того, чего хотели?! Тот еще вопрос…
Однако сейчас Александра волновало куда больше исчезновение Влады. Он уже не надеялся увидеть ее больше. Идти ей было некуда, это точно. А она такая беззащитная и хрупкая! Но вместе с тем, насколько твердой и решительной нужно быть, чтобы заступиться за гонимого и покинуть единственный для нее кров, но в котором обижают невинных людей. Она вызывала уважение, эта слабая на вид Влада. Она нашла в себе силы дать отпор злодею, несмотря на то, что была ему обязана. Самым ужасным было то, что злодеем для нее стал он! После всего того, что он делал, ему казалось, что в него просто бес какой-то вселился и стал управлять его поступками. Но внутренний голос подсказал, что если бы он снова оказался в похожей ситуации, то отреагировал бы также. Во всем была виновата эта гордыня, эта привычка воспринимать все, происходящее вокруг, как личное оскорбление. С этим, пожалуй, надо было бороться. Иначе всех своих друзей можно порастерять.
Пустые мысли, впрочем, не могли подсказать юноше, что же делать дальше. Решение было только одно – снова попытаться самому поискать девушку. Поэтому Александр вывел лошадь из стойла, запряг ее и, сев в седло, отправился по улицам. Он не переставал думать о Владе и корить себя за то, что ни с того ни с сего взъелся на Василия. На улице не было людей. В первую очередь юноша решил проехаться по своей улице – вдруг девушка устроилась у одного из заборов? Но надежда была тщетна. Однако на подробное изучение улицы потребовалось время. Поэтому когда он стал думать, где еще можно было бы найти Владу, солнце уже было на полпути к зениту. Александр решил, что девушка могла все-таки вернуться на постоялый двор, и направился туда.
Вдруг в переулке мелькнула знакомая золотая коса и серое платье. Юноша не мог поверить и направился в погоню. Однако через незначительное время он понял, что принял желаемое за действительное. Это была не Влада. Но теперь оказалось, что он немного заблудился. Поиск выхода из головоломной сети переулков, тупиков и всевозможных щелей отнял еще около двух часов. В итоге, к постоялому двору он приехал уже за полдень. На базарной площади, что было весьма странно, торговли не было. Александр насторожился. Его профессиональное чутье подсказало по незначительным деталям, что сегодня в городе волнения. Ходили слухи, что царя свергли. Это были нехорошие вести. Неужели это все проделки Берестова?! Значит, что он опоздал. Но может не все настолько потеряно? Если сейчас же поймать этого скользкого гада и засадить надолго, то он потеряет все свое влияние и все может закончиться не настолько и плохо. Следовало спешить. Однако в первую очередь - Влада.
Юноша подъехал к постоялому двору. Во дворе суетились слуги. Он даже не знал, к кому обратиться. Но вот в толпе мелькнул знакомый маленький поваренок.
- Эй, ты! – подозвал его Александр. – Поди сюда!
- Ну чего еще надо? – нагло протянул мальчишка.
- Ты как с господами разговариваешь? – нахмурился юноша. – Вот велю всыпать двадцать плетей, тогда по-другому запоешь! 
Поваренок скорчился и заканючил:
- Нет, не надо плетей! Все сделаю, что велите, господин, только не надо плетей!
- Так-то лучше. Знаешь Владу? Она к вам ни вчера, ни сегодня не приходила?
Мальчишка странно на него посмотрел.
- Чего молчишь? Ну-ка отвечай!
- Просто вы сегодня не первый, кто про Владу спрашивает. Не, она не приходила с тех пор, как ушла.
- А кто еще спрашивал?
- Так Руслан и спрашивал.
Александр кивнул и, развернув лошадь, направился к дому. Интересно, зачем Руслане понадобилась Влада? Какое этой наглой обманщице дело до маленькой служанки? Неужели все-таки совесть? Хотя навряд ли. Скорее, хочет сделать ее частью своей игры с Берестовым. Какую она выберет позицию, когда он схватит Берестова? Может, поможет? Похоже, он ей не по душе. Хотя черт знает этих девушек. Меняют свои симпатии прямо на лету.
Но Владу он так и не нашел. Куда теперь податься? Сидеть дома и убивать себя тоской и угрызениями совести? Это не вариант. Но что же делать? Душа его была вся в смятении. Он вспоминал милую девушку и считал, что она погибла в ночном переулке от рук каких-нибудь грабителей, и это все из-за него! Другого выхода он не видел. Если бы она была жива, то немедленно бы попыталась отыскать себе кров. Из-за отсутствия друзей и знакомых, ее выбор был невелик. То есть, она либо вернулась бы к нему, либо отправилась бы на свой постоялый двор.  А так как ее не было в этих двух местах, вывод напрашивался только один. В итоге, к дому Александр подъехал весь в отчаянии и совершеннейшем подавленном состоянии духа.   
Лошадью занялся Василий. А юноша направился в дом. Там он тоже не мог найти себе места, лишь ходил из угла в угол и молчаливо страдал. Его воображение рисовало все те ужасы, которые могла пережить девушка за эту ночь. Здравый смысл утверждал, что они все очень даже вероятны и Владу он больше не увидит. Но Александр просто не мог поверить! Только что все было хорошо, они понимали друг друга с полуслова. Лишь одно его неправильное движение взяло и разрушило это все! Разрушило ее жизнь! Нет, так не бывает! Не настолько его вспыльчивость тяжкое преступление, чтобы наказанием за него была смерть, да еще смерть такой девушки! Влада, Влада…Смешная и просто прехорошенькая, когда не злится на него. Что с тобою, где ты? Увидит ли он ее снова? Хрупкая и слабая, но с характером. Справедливая… Просто невероятная! Александр поймал себя на том, что скучает по этой крошке… Сколько разных мыслей в голове!..Нет, так больше нельзя! Он должен с кем-то поделиться своим горем! Вперед, к Сухопутову, к верному старшему товарищу и наставнику!
Юноша встал с лавки. На ватных ногах, шатаясь от отчаяния, он добрел до двери соседнего дома и громко постучал. Вскоре выглянул сам хозяин.
- Здравствуй, Александр, - протянул он. – Так зашел или нужно что?
Юноша неопределенно мотнул головой.
- Да на тебе лица нет! – разволновался хозяин дома. – Ну-ка, живо проходи и все мне подробно рассказывай!
Александр послушно вошел внутрь и устроился на лавке.
- Я тебя внимательно слушаю, - старый гончар уселся напротив.
- Я…Я… просто заносчивый дурак, - начал юноша. – Вчера, после того, как ты ушел, мы с Владой много разговаривали и, кажется, даже поладили. Но потом пришел Василий, мой слуга. Оказалось, позавчера, когда она только пришла ко мне в дом, Василий прогнал ее. Меня это очень сильно задело, и я незаслуженно обругал старика. Владе мое поведение не понравилось, она стала спрашивать, зачем я так. В итоге, я и ей нагрубил. Она оскорбилась и ушла. Со вчерашнего дня я ее ищу, но так и не нашел.
- А хорошо ли ты ее искал?
- Да, хорошо. Вчера до поздней ночи, а сегодня с самого утра до полудня. Объехал все окрестные переулки, несколько раз был на ее постоялом дворе. Наверное, я должен признать, что сейчас ее нет с нами. Сегодня в городе волнения, всякий люд шастает. Грабежи, разбой. Боюсь, она пала жертвой одного из них! И в этом виноват я, исключительно я один!.. Как бы я хотел, чтобы это было не так и она вернулась!
- А что ты готов для этого сделать?
- О Боже, все, что угодно! Я выполнил бы все желания того, кто подсказал бы мне, где ее искать!
Сухопутов странно хмыкнул и улыбнулся. И вообще, весь разговор он вел себя неправильно. По-хорошему, должен был ругать последними словами, доказывать его неправоту, а он только молчал да вопросы нелепые задавал!
- Помни, что за слова нужно отвечать, - наконец, сказал он. – А сейчас обернись!
Александр, все еще не понимая, в чем дело, послушался и увидел…Владу! Но как же она похорошела! Волосы заблестели еще ярче, кожа была еще белее, вместо старого рванья на ней была другая одежда: белая сорочка с длинными широкими рукавами и красивый сарафан темно-синего цвета с вышитым поясом. Лишь на ногах были старые сапожки, но они отнюдь не выглядели стоптанными и заношенными. Все вместе выглядело просто великолепно. Добавить еще нежную улыбку и глаза, излучающие теплоту и ласку.
Юноша подбежал к ней и остановился в нерешительности. А затем протянул руку и дотронулся до ее волос, будто бы проверяя, не видение ли она. Но она была вполне реальной. Александр очнулся. Первое чувство, которое охватило его, было неимоверное облегчение. Боже, она жива, цела и невредима! Но ему на смену быстро пришла злость. Он едва не погиб, разыскивая ее! Поддавшись минутному порыву, юноша воскликнул:
- Какого черта?! Ты все время была здесь! Я пол-Москвы проехал, тебя разыскивая! Из-за тебя я в такую переделку попал! Я думал, что ты погибла! Я считал, что я заслуживаю смерти! Знаешь, как я переживал?
По мере того, как он это говорил, выражение лица девушки сменилось на недовольное и жесткое.
- Ты спрашиваешь, почему? – скрестила она руки на груди. – А ты себя слышишь? В этом и ответ. Я проехал, я думал, я считал… Я, я, я! Знаешь, кто ты? Эгоист! Тебе полезно! Я делаю вывод, что мы слишком рано разоблачили этот обман. Ты не понял своих ошибок! Тебе нужно еще помучиться!
- Я – эгоист?! Да как ты смеешь! Если бы не я, ты сейчас бы была избитой грязной служаночкой, страдающей от притеснений!
- Ты думаешь, что если я тебе обязана, то не смогу поставить на место, если ты поступишь неправильно?! А вот и не угадал!
- Ах ты мелкая…
Возможно они бы передрались, если бы Сухопутов не вмешался:
- Дети, дети, хватит ссориться!
Молодые люди синхронно посмотрели на него с одинаковой злостью во взглядах.
- Вы оба неправы! – продолжал гончар. – Ты, Влада, слишком жестка к нему. Наш Александр, если и совершит какую ошибку, то будет копаться в себе и мучить себя до того, пока не будет уверен, что в будущем он никогда не повторит ее. Будь к нему снисходительней. Иногда он считает, что совершает куда больше, чем нужно. Но ради друзей он сделает все. И вообще, пожалей парня! Ты вскружила ему голову! Только о тебе и думает. Правда, признаваться он в этом не хочет, поэтому и злится сейчас так!
Александр задохнулся от негодования. На щеках он чувствовал жар. Взглянув на Владу, он заметил, что она тоже порозовела и искоса посматривает на него. Натолкнувшись на ее взгляд, юноша смущенно улыбнулся и отвел глаза.
- Но ты, Александр, конечно тоже хорош, - между тем продолжал Сухопутов. – Снимай давай эту свою корону. Ты вроде бы смышленый. Так и определи, кто захочет с тобой иметь дело, если ты оскорбляешь невинных людей почем зря. Я знаю, сердце у тебя доброе да и душа тонкая, вот и слушайся их!
Юноша действительно понял, что опять повел себя неправильным образом. Необходимо было извиниться, что он и сделал:
- Ладно, я действительно погорячился. Извини меня, Влада. Просто ты оказалась здесь, и это так невероятно. Просто…я не мог поверить, что с тобой все порядке и ты не пострадала по моей вине…Те слова – это совсем не то, что я думаю…А, ладно, в общем, просто извини меня.
Он несмело улыбнулся и посмотрел на нее. Девушка тоже улыбнулась и сказала:
- Да я тоже хороша. Накинулась: эгоист, эгоист. А на самом деле, сколько ты для меня сделал. Ты меня тоже извини, в общем.
Александр только рукой махнул, мол, не стоит.
- Так, значит, мир?
- Мир!
И все вновь стало как прежде: легко, весело, интересно. Будто и не было вчерашнего вечера и сегодняшнего утра. Молодые люди улыбнулись друг друга, одновременно освободившись от груза обид и угрызений совести. 
- Ну, помирились, и отлично. Но теперь пришла пора отвечать за свои слова и отдавать долги, - заявил вдруг Сухопутов.
- О чем это вы, Виталий Григорьевич? – спросил юноша.
- Помнится, когда мы с тобой разговаривали, ты обещал, что выполнишь все желания того, кто подскажет тебе, где найти вот эту вот красавицу, - он показал на Владу.
- Ну да, было такое. Но только в чем тут смысл?
- А в том, дорогой мой Александр, в том, что я это сделал! – гончар торжествующе посмотрел на юношу. – И теперь, будь добр, исполняй мои желания!
- Что? – оторопел Александр. – Это еще почему? Я же это так сказал, в пылу и отчаянии! Как последнее средство, чтобы с Владой все было хорошо и чтобы спасти ее своими поступками.
- Ну, а разве не именно это и произошло? – коварно усмехнулся хозяин дома. – Разве с ней не все хорошо? Ну а тебе разве не предоставляется возможность доказать ей, готов ли ты рискнуть, спасая ее из опасности? Ну неужели ты хочешь казаться перед ней трусом?
На это юноша смущенно возразил, что нет никакой опасности, никаких рисков, также как и шансов доказывать что-то. Он уже чувствовал, что хитрый сосед найдет способ заставить его выполнить неизвестную работу.
- Ну, хорошо, допустим, я уже защитил ее от опасности, выполнил твою работу. Ты узнаешь об этом и разве не хочешь отблагодарить меня? Ведь иначе ты будешь долго мучиться угрызениями совести. Ну же, выполни одно желание старика!
Александр, наконец, сдался.
- Ладно, ладно! Я выполню то, что вы от меня хотите!
Сухопутов улыбнулся.
- Ну вот и отлично. Тогда ты вымоешь всю мою посуду!
- Что? Но это работа для слуг! Грязная и противная!
- А это тебе наказание за гордость неуемную! Вперед! Посуда в лохани у печи, воду натаскаешь из колодца. А я пойду, мне еще много чего сделать нужно.
И он действительно ушел в другую комнату. Юноше ничего не оставалось делать, как подчиниться. Что поделать, слово есть слово. Его держать надо.
Александр подошел к лохани. Там была навалена гора горшков и мисок. Действительно, на это придется потратить время. Много времени. Но как говорится, глаза боятся, а руки делают. И взяв ведро с веревкой, юноша пошел набрать воды. Вернувшись, он закатал рукава и стал сосредоточенно лить воду на одну из мисок, одновременно пытаясь отчистить ее от остатков какого-то варева. Неожиданно он услышал хихиканье.
Это была Влада. Во время спора с Сухопутовым он совершенно про нее забыл. А девушка уютно пристроилась в уголке и с увлечением наблюдала за его странным наказанием.
- Что ты смеешься? – с негодованием повернулся к ней Александр. – Думаешь, это так просто?
- Да нет, - продолжая хихикать, сказала Влада. – Просто у тебя сейчас такой вид был. Серьезный и важный. Будто перед тобой невесть какая задача стоит, а не сполоснуть парочку мисок!
- Парочку мисок! – задохнулся юноша. – Всего-то парочку мисок?!
- Не настолько это и много, - заявила она. – Мне приходилось мыть куда больше.
- Ну вот сама бы и сделала, а не смеялась зря!
- Вообще-то, это твое задание… - девушка помолчала еще некоторое время. – Но если ты хочешь, я могу тебе помочь.
Александр лишь кивнул. Она же продолжала:
- Во-первых, ты делаешь неправильно. Нужно наполнить всю лохань водой. Принеси еще ведра два, - и она вручила ему ведро и веревку.
Юноша подчинился. Принеся второе ведро, он хотел и его вылить в лохань, но Влада заставила его наполнить один из горшков доверху. Сделав это, они поставили его греться в печь – необходим был кипяток. После этого девушка принесла кусок ткани, в котором без труда можно было узнать ее старое платье.
- Тряпка, чтобы сподручнее было работать, - пояснила она.
- А где ты достала этот сарафан? – спросил Александр, указывая на ее новый наряд. Пришла она к нему без единой вещички.
- Ах, это, - она взялась за юбку и покружилась, явно довольная. – Виталий Григорьевич такой хороший человек, он сказал, что…я красавица, но только сама в это не верю. Он помог мне затопить баню, а потом подарил этот сарафан и еще наряды, красивые. Они от его младшей сестры остались, когда она умерла.
- У него была младшая сестра? Я и не знал, - пробормотал юноша. Он чувствовал обиду, что его сосед и старший товарищ за несколько лет не рассказал ему об этом, а Владе рассказал за два дня.
- Он сказал, что я ему ее напомнила, - продолжала девушка. – Это давно было. Но ткань добротная, ничего с ней не стало. Зато теперь мне так хорошо! Так приятно чувствовать себя не грязной служанкой, а свободной девушкой! Произвожу же я сейчас такое впечатление?
- Ты с самого начала производила впечатление маленькой смешной вздорной девчушки! – улыбнулся Александр.
- За это ты сейчас ответишь! – воскликнула Влада и легонько брызнула в него водой.
- Ах так! – юноша брызнул в отместку. Но и она в долгу не осталась. Началась война, наполненная смехом и весельем. Наконец, насмеявшись, они прекратили. Этот случай позволил им снова лучше понимать друг друга.
Но пора было уже вытаскивать из печи горшок и приступать к работе. Вооружившись ухватом, Влада вытащила горшок и с помощью Александра вылила его содержимое в лохань. Теперь вода была теплой – и для рук приятно, и лучше отмывает. Они взяли по куску ткани и начали работать. Влада орудовала тряпкой довольно ловко, юноша только диву давался, ведь у него миска все норовила выскользнуть из рук и разбиться о пол. Но он не сдавался, вместо этого спросив:
- Влада, скажи, тебе было очень трудно, когда ты начала работу служанки?
- Ну…да, трудности имелись. Но это было почти то же, что и работа по дому. А к ней я привыкла. Когда мама умерла, я все делала сама – на слуг не было денег. Отец растратил почти все, что у нас оставалось. Приходилось работать в огороде, чтобы хоть чем-то прокормиться, и занимать денег без конца. Но там меня хоть чуть больше уважали. Здесь же я была никем – лишь грязь под ногами. И еды было меньше. Однако это куда лучше, чем жизнь рабыни старого жирного толстосума!
Они помолчали, занимаясь делом. Александр уже наловкался, не ронял ничего, да и самая придирчивая хозяюшка осталась бы довольна его работой. Правда, до Влады ему было еще далеко. Девушка же продолжала:
- Но со всеми этими неприятностями можно было как-то мириться, если бы не этот Смольный, - ее лицо скривилось, как от зубной боли. Увидев встревоженное и непонимающее лицо юноши, она продолжала. – Он был кем-то вроде помощника управляющего. Чем-то я ему понравилась. И жизнь моя превратилась в кошмар. Каждый вечер он поджидал меня. Уговорами, комплиментами, сладкими посулами, угрозами, силой и другими способами пытался он заставить меня ответить ему взаимностью. Но он был мне страшен и противен. Я убегала, пряталась, молила о помощи, но все были равнодушны. Правда, мне удавалась не дать себя в обиду, но долго это продолжаться не могло. Постоянное напряжение, страх, унижения. Все это доставляло мне страдания. Но, говорят, за мучения вознаграждают.
- И какой бы награды ты хотела? – спросил Александр.
- Разумеется, счастья, - вздохнула Влада. – Тихого, мирного, спокойного счастья. В будущем. Ну а сейчас Бог послал мне другую награду: таких замечательных друзей, как ты и Виталий Григорьевич. Я очень вам благодарна, особенно тебе. Я гощу у тебя уже несколько дней и, наверняка, стесняю тебя. Извини меня, пожалуйста, но мне больше некуда идти и я даю слово, что уйду, как только старый управляющий вернется. Он жалел меня и защищал.
- Не говори ерунды, - перебил ее юноша. – Неужели ты снова пойдешь работать служанкой, будешь подвергать себя унижениям и черной работе?
- Но что мне делать? Как-то же надо на хлеб себе зарабатывать.
Они надолго замолчали. Был слышен лишь звон посуды, выкладываемой на стол сушиться. Александр смотрел на девушку и не переставал удивляться ее мужеству. Она так спокойно сейчас говорила о том, что (было видно) на самом деле волновало ее гораздо сильнее. Или это была решимость отчаяния? Ну как же так можно! Она заслуживает куда лучшей доли, чем та, которая у нее есть! Ее нужно одевать в шелка и меха, холить и лелеять. А она горбатится в грязном уличном кабаке! Нет, не будет этого! Юноше испытал внезапный прилив нежности к ней. Он вспомнил, все, что происходило между ними, свою тоску, когда он думал, что больше не увидит ее, и понял, что без этой девушки, ему, как говорится, и свет не мил. Нужно сейчас показать ей это и положить конец всем ее порывам платить за свою жизнь слишком дорогою цену.
- Влада, - неожиданно хриплым голосом начал юноша. – Тебе не нужно будет больше так зарабатывать себе на жизнь, если ты, конечно, захочешь.
Девушка внимательно посмотрела на Александра. Он же продолжал:
- Ты говорила о счастье. Но согласишься ли ты на то счастье, которое я постараюсь тебе дать?
Она улыбнулась. Во всех ее чертах читалась робкая радость.
- Ты любишь меня? – шепотом спросил юноша.
Кивок.      
- И я тебя, - снова шепот.
Неожиданно она оказалась у него в объятиях. У Александра было ощущение, что он поймал маленькое теплое солнышко. Ну, теперь уже никому оно не будет светить, кроме него! И он легонько поцеловал золотистую макушку. Неизвестно, сколько времени прошло для них, упивавшихся собственным счастьем.
Но в итоге, молодые люди вернулись к своей работе. Посуды же осталось уже очень мало, а вскоре не осталось совсем. Юноша выплеснул воду из лохани, а Влада насухо вытерла все миски, горшки и прочую утварь.
- Надо бы позвать Виталия Григорьевича, - сказала девушка.
- Не стоит его отвлекать. Он сам все увидит, - ответил Александр. – Пойдем, а то уже есть хочется.
И они, рука об руку, направились домой обедать. Хочется сразу сказать, что свершив сие священное действо, молодые люди устроились на лавке подле друг друга, начали беседовать, рассказывать истории из детства, шутить да так и провели весь день и последующий вечер, строя планы, полные надежд и будущего счастья, как и все юные влюбленные этого мира.
Было уже очень поздно, когда они, наконец, совсем сморенные усталостью, горячо распрощались и разошлись по своим комнатам. Александр, в совершенно неземном состоянии духа, думал, что мгновенно уснет и увидит во сне чудесные мечты, которые он недавно строил. Но стоило ему удобно устроиться, как в его голове возникли мысли о Берестове. Сон как рукой сняло. Чудесные мечты и неземные настроения тоже испарились. Юноша вновь стал хмурым и сосредоточенным. Что же делать? Все его мысли путались, одни поступки Берестова не складывались с другими. Ясно было одно – нужно было что-то предпринимать! Подумав еще некоторое время, Александр решил утром отправиться к Волкову, выложить ему все свои подозрения и добиться разрешения на арест Виктора. Успокоенный этими мыслями, юноша спокойно уснул.   
***
Ему снился странный сон. Он был с Владой. Они гуляли и наслаждались жизнью. Неожиданно девушку что-то уволакивает. Он бежит за ней, но не успевает. Она растворяется в сером тумане, окутавшем все вокруг. Где же она? Верните Владу! Жуть и паника мешают думать.
Теперь он видите польского короля на московском престоле. Непонятно как, но юноша знает все, что происходит. Бояре кланяются королю. Другая картинка. Крестьяне день и ночь работают на полях, надрываются, голодают, умирают. Их тела теперь в большом зале. Сверху лежат доски. А них танцует польская знать. Там Берестов. Его буквально разрывают. Но он безучастен и в тоске. Снова туман.
Сейчас Александр посреди улицы. Вокруг осуждающие лица людей. Они злы.
- Ты плохо работал! – раздается один голос.
- Из-за тебя мы все в большой опасности! – откликается другой.
- Из-за тебя наши дети голодают! – завывает третий.
Голоса раздаются еще и еще, пока все не сливается в один непрекращающийся гвалт, в котором слышно одно: «Из-за тебя! Из-за тебя!», а потом: «Убить! Убить! УБИТЬ!». Толпа скандирует, и вот уже в него летят камни. Боль, и душевная, и физическая, застилает глаза. Но вот вокруг вновь только серый туман.
Как он мог такое допустить? Нельзя так! Во всем он виноват! Нужно было реагировать быстрее! Неужели ничего нельзя сделать? Александр в отчаянии. Все его счастье, также как и счастье других людей, в одно мгновение разлетелось в пух и прах! Их захватили предательским образом, а он, который должен был этому помешать, поддался минутной слабости и позволил врагам хозяйничать на родной земле. Он стоит на коленях и едва не плачет.
Вдруг в тумане раздаются шаги. И знакомый голос произносит:
- Александр, что случилось? Почему ты грустен?
Юноша оборачивается. Там стоит его старший брат. Такой, каким он был в свой последний день – щуплым подростком, лишь в глазах сверкает ум, данный не по годам. Он ждет ответа.
- Понимаешь, - прерывающимся голосом начал Александр. – Моя работа - распознавать вражеских лазутчиков и останавливать их. Я, похоже, пропустил одного. И теперь вся страна в рабстве. Из-за меня! Если бы я только раньше понял свою ошибку и решился-таки захватить этого Берестова!
Брат лишь покачал головой и сказал:
- Ты действительно допустил серьезную ошибку, из-за которой пострадали невинные люди. Но только ты до сих пор ее не понял. Ты не распознал, где враг, а где друг. И за это наказан.
Юноша не успел спросить, почему же он не понял своей ошибки - Миша растаял в тумане. Но появился кое-кто другой. Александр в ужасе не верил своим глазам. На земле, широко раскинув руки, с жуткими остекленевшими глазами, распростертая в луже крови, лежала Влада. Юноша подполз к ней, положил ее голову к себе колени, гладил по волосам, но она, словно деревянная кукла, лишь неловко сгибалась. Александр не мог поверить. В душе образовалась огромная пустота. А висках стучало: Берестов, Берестов, Берестов!
Александр, пошатываясь, встал. Он слышал голоса в побагровевшем тумане. Они говорили что-то совсем иное, чем его мысли, но он не слышал и не желал слышать, продолжая считать Берестова во всем виноватым.
- Ну, где же ты, мой главный враг? – в порыве закричал Александр. – Почему ты спрятался?
Неожиданно он видит Берестова. Он стоит в тумане совершенно один. На лице тоска и озабоченность. Александр подходит к нему.
- Ну, что, теперь ты доволен? – говорит Александр. – У тебя есть все: богатство, слава, расположение короля, признательность и уважение светского общества, любовь дам. Ты должен быть счастлив. Однако ты грустишь. Неужели все-таки мучает совесть? Я думал, у тебя ее нет. Ведь какой порядочный человек решится добиваться счастья таким мерзким шпионским путем? За счет смерти и страданий других? За счет лишения их счастья и свободы?…
Вдруг Александр увидел щуплую фигурку человека в синем кафтане. Короткие черные волосы, блестящие зеленые глаза – он без труда узнал Руслану. Но она-то здесь зачем? Занятно. Но куда интересней была реакция Виктора на появление девушки. Он невероятно оживился.  Александр сложил два и два и сказал:
- Ты отнял у нас все, Виктор Берестов…Теперь мы отнимем у тебя твой смысл жизни.
Юноша взял нож и пошел на Руслану с намерением убить ее. Берестов дернулся, но не мог шевельнуться. Тогда он заговорил. Он рассказывал всю историю своей жизни. Александр очутился рядом с ним и видел практически все мельчайшие детали прошлого своего врага. Это было невероятно, но в снах удивление нам не свойственно.
Александр видел все: беднейшую жизнь, притеснения крестьян поляками, все труды, приложенные Берестовым, чтобы подняться и стать кем-то значительнее, его приключения, затем болезнь деда, согласие на последнее задание, чтобы заработать денег на лекарства, бесконечные угрызения совести, смерть деда и пропажа бабушки, осознание тщетности всех его усилий, новые обвинения самого себя, желание бросить все и спрятаться где-то, потом письмо о наследстве, меняющем всю его жизнь, ну и Руслану.
Виктор закончил так:
- Не трогай ее! Убей меня, измучай, сделай, что хочешь, но не тронь ее! Ведь это подло! Убить беззащитную девушку! А ты не способен на подлость! Я знаю! Ты уже доказал это своей кровью!  Ты доказал мне, а я – тебе. Я не предатель! То, что я сделал, было самой ужасной ошибкой всей моей жизни, я уже давно горько раскаиваюсь в своем поступке. Но сейчас Россия – и моя Родина тоже! Я буду отстаивать ее свободу! Еще не все потеряно! Мы сможем изгнать врагов. Я могу помочь и с радостью помогу. Я знаю все их слабые места и тонкости политики. Я исправлю свою ошибку.
Александр замер. Все перипетии жизни этого человека были настолько невероятны, что казались вымыслом. Но судьба способна и не на такое. Александр видел в Викторе пример своеобразного благородства. Да и к тому же, что же он сделал такого ужасного и непоправимого? Бунт мог разыграться сам по себе, бояре сами могли свергнуть царя. Ну, или по наущению других ловких шпионов или людей, которым были бы выгодны эти события. А таких ой как много. Вывод: Берестов не виноват во всем этом настолько сильно. Но он обещает помочь исправить, что куда важнее.
Александр взглянул в лицо Виктору. Тот стоял спокойный. На лице читалась честность. Александр вздохнул, решился и сказал:
- Это странно, но я верю тебе.
И, отбросив нож, протянул своему бывшему оппоненту руку. Тот собирался ее пожать, но его отвлекло что-то произошедшее за спиной Александра. Последний обернулся.
Рядом с Русланой стоял Волков. Он только что пронзил ее ножом. В глазах читалось торжество. Зачем он это сделал? Девушка упала на землю, раскинув руки в стороны. Глаза остекленели. Вокруг растекалась лужа крови. В той же позе, что и Влада. Или это уже Влада там лежит?..
Александр не получил ответа на свой вопрос. Все заволок багровый туман. В нем метались черные тени, и звучали страшные потусторонние голоса. Он падает на землю, закрывая глаза от неясных видений, а уши – от жутких криков. Что же снова произошло?.. Почему все опять летит в тартарары?
Вдруг он услышал голос. Неясный, смутно знакомый. Кто же это? Где он его слышал?...Прошло еще несколько минут, прежде чем он узнал странную старушку из леса, которая знала, что он едет в Москву, хотя он ей ничего не говорил. Она говорила следующее:
- Ты нашел своего друга. Храни ему верность и спеши помочь. Но это еще полдела. Пойми, кто твой настоящий враг, и уничтожь его! Если ты, конечно, не хочешь допустить этого!
Он увидел перед собой мертвую Владу. Отчаяние вновь захлестнуло его. Невидимая старушка же продолжала:
- Если ты не послушаешь моих советов, то тебя постигнет именно это! Поступай так, как хочет сердце, а не как велит разум и диктуют правила. Доверься тем, что сердце чутче. Они будут говорить тебе правду. Верь своим друзьям и уничтожь врага! Но не ошибись с выбором!
И все вдруг исчезло. Лишь пустая засасывающая чернота…
***
Александр в ужасе проснулся и сел на постели. Уже наступило утро. Сон с необычайной четкостью стоял перед глазами. Такое случается редко. Ну и галиматья! Но, кажется, он мог слово в слово повторить слова старушки. Но старушка эта тут вообще с какого боку? Он про нее и думать забыл. Бррр, ну ничего, сейчас все пройдет.
Александр встал, оделся и вышел. Несмотря на уже довольно поздний час, все еще спали. Ну и отлично. Он быстро схватил кусочек хлеба, сжевал его на ходу и поспешил умыться водой из колодца. Нужно было ехать к Волкову и попытаться уговорить его задержать Берестова. Странно, но сейчас все в нем восставало против этой мысли. Неужели из-за сна? Нет, он поедет. Ведь если этого не сделать могут сбыться все худшие кошмары этого сновидения. И, сев на лошадь, Александр отправился к своему начальнику. Волков всегда просыпался невероятно рано, зачастую до рассвета, поэтому в этот час он наверняка уже занимался делами и не отказался бы принять юношу.
По пути Александр не переставал думать и пытаться вспомнить свой странный сон, но одно не связывалось с другим, лишь какие-то неясные детали всплывали перед глазами, да дурное предчувствие отговаривало ехать к Волкову. Юноша встряхнул головой и пытался не дать этой смутной тяжелой тревоге захватить контроль над ним. И ему это удалось, когда он обращал внимание на дорогу и на небо, которое было лучезарным над головой, но облачным и серым на горизонте, обещая дождь к вечеру.
Между тем, дорога привела Александра прямо к месту назначения. Он спешился и постучал в ворота, после чего из них выглянул слуга, узнал юношу и, взяв лошадь под уздцы, пригласил его внутрь.
Александр через пару минут уже был в любимой комнате своего начальника с персидскими коврами и камином. Волков опять стоял ко входу спиной, внимательно глядя на огонь.
- Доброе утро, - неожиданно робко сказал юноша.
Начальник обернулся.
- А, это ты, Александр. Я-то думал, кого еще могло принести. Ну, рассказывай, зачем пришел?
- Я по вопросу Берестова, - ответил юноша. – В свете недавно произошедших событий, я считаю, что его нужно арестовать немедленно.
- А я считаю, что в свете тех же событий, его лучше пока не трогать. Если он, как ты говоришь, польский шпион, то он хорошо выполнил свою работу. Правительство настроено передать власть польскому королевичу с урезанием его некоторых прав. Но это в любом случае приведет нас к зависимости от Польши. И твой Берестов будет там один из главных героев, поэтому, увы, его трогать нельзя. Себе дороже выйдет.
- Неужели ничего нельзя сделать?
- Ну, а какие у нас варианты? Одного из бояр в правители – так перегрызутся, мол, все мы знатностью равны. Тушинский вор, понятное дело, мошенник еще тот. Многим это не по вкусу придется. Снова грызня начнется. А польский королевич хоть со своей гвардией придет. Может, побоятся на него нападать. Тогда хоть какой-то порядок будет.
- Да я про Берестова! – перебил Александр. – С ним ничего поделать нельзя? Непрост, совсем непрост! Он может причинить нам еще очень много неприятностей, чувствую.
- Хмм…Берестов, Берестов. Непрост он, говоришь? А опиши его мне, чтобы лучше представлять себе главного героя нашей пьесы.
- Ну…, - юноша удивился странной просьбе. – Он высокий, примерно, как я. Волосы темные, глаза темные.
- Художественней! Я же его не вижу! Что значит волосы темные? Конкретнее, назови оттенок!
- Ну, они почти черные, такие темно-темно-каштановые. Глаза карие, примерно того же оттенка. Благородные черты лица, прямой нос. Взгляд у него необычный: прямой, честный, приличный, но в глубине цепкие проницательные искорки, мол, знаю я все твои тайны. Вот и все.
Волков вел себя странно. Он нахмурился и начал шагать по комнате, приговаривая:
- Этого не может быть! Просто не может!... - а потом резко бросил Александру. – Ты уверен в своем описании? Он точно такой?
- Абсолютно.
Тогда Николай Иванович резко кинулся в угол комнаты. Там стоял огромный сундук, наполненный до верху всякими диковинами. Он долго рылся, пока, наконец, не достал с самого дна небольшую дощечку. На ней была изображена молодая девушка, довольно красивая. Она была очень сильно похожа на Берестова, как если бы была ему сестрой. Но краска местами облупилась, и было видно, что этой дощечке не менее пятнадцати лет.
- Скажи, Александр, похожа ли эта женщина на Берестова? – медленно спросил Волков. Его руки и пальцы нервно подрагивали, а глазах был жуткий лихорадочный блеск. Из-за чего такая бурная реакция?
- Да. У нее те же волосы и глаза, ну облик просто…Она кажется его близкой родственницей, - ответил недоумевающий юноша.
Николай Иванович как-то странно усмехнулся и убрал дощечку обратно в сундук.
- Решено, едем, - сказал он.
- Куда? – Александр не понимал, что произошло с его начальником.
- Куда, куда – арестовать Берестова. Разве ты не этого хотел?
И он вышел из комнаты. Александру ничего не оставалось делать, кроме как последовать за ним. Но все же, почему Волков вдруг переменился к Берестову?
Между тем, хозяин дома уже успел приказать запрячь коляску. Чтобы привезти Берестова в тюрьму, пришлось воспользоваться этим средством передвижения. Они уселись, и кучер, хлестнув двойку лошадей, положил начало их путешествию.
- Николай Иванович, - через некоторое время не выдержал Александр. – Что я такого сказал, что вы так резко переменились к Берестову?
- Ну, вообще, это долгая и несправедливая история. Быть может, потом, когда ты сможешь понять, я тебе расскажу. Но если вкратце, то эта женщина действительно близкая родственница Берестова. И она много лет назад причинила мне серьезное зло. Сам же Берестов тоже причиняет мне ужасную боль даже одним своим существованием! – при этих словах Волков весь задрожал от едва сдерживаемой злости и замолчал, теперь уже надолго.
Через некоторое время они оказались в месте назначения – Александр все еще в недоумении, Волков – в хорошо замаскированной ярости. Последний яростно застучал в калитку. Выглянул слуга. Он сначала не хотел их пускать, но под угрозами все-таки впустил их во двор, затем провел в просторную комнату и усадил ждать на лавки, а сам поспешил доложить о гостях. Им же пришлось прождать еще некоторое время. Юноша весь извелся. Смутная утренняя тревога вновь вернулась к нему и набирала обороты, гоня его прочь из этого дома.
В конце концов, Берестов спустился. Он улыбнулся и поприветствовал гостей. Волков что-то проворчал ему в ответ – Александр не слушал. Лишь когда брови Виктора удивленно поползли вверх, он успел уловить:
- … против правительства в пользу Тушинского вора и его братии!
- Что? – возмущенно воскликнул Виктор. – Я не делал ничего такого! Я не шпион!
«Точно не Тушинский», – мысленно поправил его Александр, совершенно оторопевший от слов своего начальника, который сам едва ли минут сорок назад утверждал, что Берестов – польский лазутчик. Да что тут такое происходит?! Почему он ничего не понимает?! 
- Хватит, - заговорил Волков. – Мы все о тебе знаем. Ты не скроешься от правосудия!
- Стойте, у меня есть документы, подтверждающие мою невиновность! – Интересно, что за документы?!
- Это все подделка и фальшивка! Мы найдем их и удостоверимся, что ты – подлец и негодяй, заслуживающий смерти! Александр, свяжи ему руки! – приказал начальник, не обращая внимания на выкрики Берестова.
Александр растерянно замер, переводя взгляд с Волкова на Берестова и обратно. А потом несмело двинулся к Виктору, достав из кармана веревку. Александр решительно не понимал, что происходит вокруг! 
- Александр, остановись, ведь это подло. А ты не способен на подлость, уж я-то знаю. Ты доказал это мне своей кровью, ты – мне, а я – тебе, - вдруг сказал Виктор.
Эта фраза. Берестов из сна сказал то же самое, почти слово в слово! Это невероятно! Страх перед необъяснимым завладел душой юноши. Веревка едва не выпала. Да что тут творится, в конце-то концов?!!!
Александр внимательно посмотрел в глаза Виктора. В них читалась жесткая решительность, но лишь на поверхности. В глубине читалась надежда на него, на Александра, невероятно слабая. Ее перебивало глухое глубокое отчаяние. Александр не мог выдержать и отвел глаза. Это был взгляд невиновного. Он не мог стать его палачом.
- Что ты замер, черти бы тебя сожрали! Неужели купился на его слова? Эти отморозки готовы что угодно сказать, лишь шкуру свою спасти, - еще пуще разозлился Волков, а потом выхватил у Александра веревку и подошел к Берестову. – Дай сюда! Вечно все самому приходится делать!
Он крепко связал Виктору руки.
- Ну, давно не виделись, поганый душегуб? – прошипел Виктор. – Целых восемнадцать лет я ждал встречи с тобой и возможности отомстить за смерть моих родителей!
Что-что-что???!!! Неужели он все-таки действительно не виноват?!
- Ты ничего не сделаешь, жалкий щенок! Твой отец был слабым и недостойным твоей матери! Хотя она тоже хороша! Хоть и красивая, чертовка, но, по сути, грязная уличная девка, которая идет к тому, кто больше платит!
Александр с все возрастающим изумлением следил за их разговором. Волков знал родителей Берестова?!
- Не смей так говорить о моих родителях! – воскликнул Виктор. – Хотя по твоим словам они вовсе мне не родители! Подловили, не так ли?
- То, что ты вызываешь меня на откровение, ничего тебе не даст! Здесь закон – это я, и даже если ты ни в чем не виновен, то это не помешает мне казнить тебя или сгноить в подвалах тюрьмы! Да, ты – настоящий Виктор Берестов, и в этом единственная твоя вина!
Александра как под дых ударили. Что?! Этого не может быть! Он не настоящий Берестов! Он – польский шпион! Иначе зачем же он тогда подговаривал бояр к заговору? Но Волков не мог ошибаться!
Между тем разъяренный Виктор попытался толкнуть Волкова, но он неожиданно быстро отскочил, после чего расхохотался и презрительно бросил:
- Мы еще сведем счеты…
И двинулся к выходу. Вскоре они уже ехали в коляске по направлению к темнице. Волков являлся там значительной фигурой, поэтому никаких проволочек не возникло – Берестову сразу же подобрали свободную камеру, пять на пять шагов, с потолком, грозящем свалиться на голову, с пучком соломы на полу вместо лежанки. Виктор гордо прошествовал внутрь. Через некоторое время его ожидали пытки, после которых, если он быстро признает вину (а он признает – ведь допросом будет руководить сам Волков, который мог добиться от пленника чего угодно), последует смертная казнь. Дни Виктора были сочтены.
Александр не желал участвовать дальше в его судьбе, поэтому не стал заходить в тюрьму дальше первой комнаты и сразу же поспешил обратно. Ему предстояло дойти до дома Волкова пешком, забрать лошадь и отправиться домой. Это была отличная возможность все хорошенько обдумать.
Во-первых, опасный преступник, польский шпион, угрожающий благосостоянию государства, Виктор Берестов водворен за решетку. Теперь он не сможет никому навредить. И это благодаря ему, Александру. Однако почему он не рад? На душе лишь камень. Ну, начать с того, что его начальник вел себя очень странно, когда он описал ему Берестова. Будто бы он напомнил ему кого-то знакомого. Тут картина с этой женщиной. Она несомненно близкая родственница Виктора. Но не сестра. Краска облупилась – картине уже много лет, куда больше пятнадцати, вспоминая сейчас ее, Александр решил, что ей двадцать лет, ну, примерно. Берестову тоже около двадцати. Быть может, там нарисована его мать? Невероятное предположение, но оно объяснило бы многое! Допустим, Волков любил эту женщину (иначе зачем бы он хранил ее портрет целых двадцать лет?!), а она взяла и предпочла другого, например, некоего Берестова? Они счастливы, у них появляется сын, но пылкий Волков не в силах это терпеть. И он решает им отомстить. В результате, родители Виктора гибнут, а он остается цел. Живет в Польше, потом едет в Россию за своим наследством. Правда, с какого боку тут шпионаж на Польшу (он был шпионом, это точно!) еще нужно придумать. А дальше он, Александр, случайно подсказывает Волкову, что шпион-Берестов – это настоящий Берестов, и у того мигом просыпается жажда мести. И он мстит. Теперь все становилось более-менее на свои места. Объяснялось странное поведение начальника и легкость, с которой Виктор ломал эту комедию, но белые пятна все еще оставались. Александр хотел снова погрузиться в пучину своих размышлений, как вдруг вспомнил весь свой сон.
Только что построенная версия удивительно совпадала со всем тем, что ему снилось. Это было странно: либо его версия такой же бред, как и сон, либо во сне ему явилось откровение. Второй  вариант был слишком невероятен. Но почему-то ему казалось, что именно он верен.
В этих размышлениях он быстро дошел до дома. Верный Василий и Влада уже давно проснулись и боролись за лидерство на кухне. Благодаря их совместным усилиям завтрак, вернее, обед был уже готов. Александр, отдав лошадь на попечение слуги, голодный, как волк, быстро уселся за стол и приступил к еде.
- Где ты был? Расскажи, - ласково начала расспрашивать Влада.
Он вздохнул. Совсем не хотелось делиться с ней всеми подробностями сегодняшнего странного дня. Но приходилось:
- Я отлучался по долгу службы – нужно было арестовать шпиона, Берестова, - и снова вздохнул.
- Берестов, ты говоришь? – спросила Влада. – Это случайно не тот, про которого говорила Руслана?
Александр удивился, что она запомнила все эти подробности, и кивнул.
- Ты его арестовал. А Руслана? Ты ее видел?
Кстати, а куда подевалась эта хитрая девчонка? Неужели осталась в доме Берестова? Непростительная неосторожность. Она, возможно, замешана в дела Виктора и может попытаться что-то предпринять. Александр стал прикидывать, насколько сильно она может ему угрожать, а потом чуть ли не со смехом отбросил эти мысли. Что может сделать эта девчонка? Нет, ну серьезно? Ведь ясно, что абсолютно ничего! Поэтому следовало успокоиться. И он ответил:
- Я забыл про нее. Но переживать нечего. Когда она узнает, что Берестова арестовали, то уйдет. Она ловкая, с ней ничего не случиться. Вывернется.
- Ты считаешь? – засомневалась Влада. – На постоялом дворе она нажила себе смертельного врага из-за меня, а больше ей идти некуда. Пропадет, бедняжка.
- Ведь она тебя обманула! – удивился Александр. – Неужели это тебя не задело?
- Конечно, задело, - с тихим вздохом отвечала Влада. – Но я много думала об этом. Мне кажется, она действительно хотела как лучше. Она мне все-таки помогла. Я прощаю ее и считаю, что сейчас она в беде и никто не поможет ей. Мне ее жаль.
Александр вновь удивился, насколько же сильны эти принципы добра в ее душе, настолько, чтобы у этой хрупкой девушки появились силы проявлять недюжинное мужество и помогать ближним. Любовь к ней нахлынула на него с новыми силами.
- И поэтому, - между тем продолжала Влада. – Я хочу сходить на постоялый двор, посмотреть, нет ли ее там. Вдруг я смогу помочь. К тому же, мне все равно туда нужно, узнать, приехал ли управляющий, чтобы я имела в виду, когда смогу вернуться.
- Ты туда не вернешься! – возразил Александр. – Разве ты забыла вчерашний день, все то, что я тебе говорил?
Она лишь ласково и печально улыбнулась:
- Это мечты. То, чего еще нет. Я не могу на них полагаться. Ведь в конце концов, я всего лишь служанка. А ты, хотя и мой самый верный друг, занимаешься интересной службой с большим окладом, по рождению являешься дворянином. Да и ты такой…такой…В общем, ты заслуживаешь большего!
Девушка отвернулась.
- Ничего я не заслуживаю! Я дерзкий взбалмошный тип, которому просто очень крупно везет… - возразил Александр. – И ты – тоже часть этого везения. Ты настоящее сокровище, и я хочу оберегать тебя всю жизнь! – добавил решительным быстрым тоном. - И вообще, я женюсь на тебе, хочешь ты этого или нет!
Она весело рассмеялась. Александр крепко прижал ее к себе, намеренный никогда не отпускать. А Влада что-то шептала ему на ухо, и чувствовать ее горячее дыхание было прекраснее всего на свете! Какое-то время они так просидели, затем девушка мягко вывернулась из его объятий и сказала:
- Но я все-таки должна сходить туда. Если управляющий появится, я скажу, что ухожу. Ну и на счет Русланы, что бы ты не говорил. Да и ты сам, я вижу, терзаешься какими-то мыслями. Поразмышляй в одиночестве – это тебя успокоит. А я побегу.
И, не дожидаясь его ответа, она скрылась из глаз. Юноша вздохнул. Легко сказать, поразмышляй! Но он, все-таки, ушел в свою комнату, закрыл дверь и, бухнувшись на лавку, стал думать.
Перед глазами вставал Берестов. Главный вопрос: виновен он или нет? Во-первых, при помощи слов Волкова было доказано, что он настоящий Берестов. Зачем же тогда он стал заниматься шпионажем и подготовкой заговора? Был один вариант. Живя в Польше, он знал о своем происхождении и предался королю, который послал его специально, чтобы сбивать с пути русских бояр. Это объяснило бы слова Волкова. Но при их первой встрече и беседе в Москве, он недвусмысленно намекал, что лишь выдает себя за Берестова. Это не давало Александру покоя. Как ни крути, что-то всегда невозможно было объяснить! Какого черта этот Виктор вообще появился в его жизни? Все было так спокойно, тихо, приятно, а главное, просто и понятно, пока он не замаячил на горизонте. Злость и тоска боролись в его душе.
Особенно сильно не нравилось ему, что все его версии так или иначе находили свой отклик во сне, который приснился ему накануне. История жизни Берестова из сна была невероятной. Такой, которая могла только лишь в дурном сне и присниться. Однако почему он до сих пор помнит ее с редкой отчетливостью?
Вообще, если судить объективно, какие-то сверхъестественные причины иногда помогали ему в самых непростых ситуациях, а странные желания и побуждения помогали направить события именно туда, куда надо. Тогда почему же этот сон не мог быть таким же способом указать ему путь?
Но все-таки в это было трудно поверить. Поэтому Александр продолжал размышлять. Он бросался из крайности в крайность, то считая, что Берестов абсолютно честный человек, никоим образом не связанный с польским правительством, а Волков – сумасшедший злодей, который питает ненависть ко всем Берестовым, то представляя себе, что Берестов настолько ловок, что сумел втереться к нему в доверие и заронить сомнение во всем этом, то воображая, что он сам уже сошел с ума и навыдумывал себе различные обстоятельства.
В общем, миллионы разных мыслей, предположений, догадок и версий мелькало у него в голове, но юноша и сам чувствовал, что среди них нет той самой, верной. И, в конце концов, разбитый, утомленный он забылся тяжелой дремотой без сновидений.
***
Сон, как ни странно, помог Александру уложить свои мысли в голове. Он понял, что считает Берестова невиновным, несмотря на все рациональные причины и доказательства его преступлений. Быть может, дело было в Волкове, предательским образом арестовавшем Виктора, может, еще в чем-то, но теперь Александр чувствовал свою причастность к злодейству. И он жалел об этом. Сон, однако, не выходил у него из головы. Как же ему хотелось поступить именно так, как ему приснилось. Но все было уже кончено. Даже если Берестов не виноват, его казнят. И он не сможет этому помешать. Поэтому стоит, наконец, выбросить его из головы и заняться делами, к примеру, посмотреть расходы и записать их в специальную книгу, которую он вел. К этому он и приступил. Это точно позволит отвлечься от праздных ни к чему не ведущих размышлений.