Ох, молодёжь...

Юрий Чуповский
 
Сейчас, с огромным интересом, наблюдаю и анализирую жизнь, поведение и интеллектуальное развитие своей внучки и её подруг. Если честно, меня, иногда восхищает их неудержимое стремление к познанию чего-то нового, необычного, интерес к окружающему миру, к загадкам мироздания. И сразу же, в памяти всплывают воспоминания о своём, теперь уже таком далёком, детстве – чтобы сравнить, сопоставить разные времена, эпохи. Нет, мы тоже, несмотря на абсолютное отличие нашего голодного,  нищего, послевоенного детства от детства нынешней молодёжи, находили в библиотеках книги, журналы, из которых черпали уйму новых  интересных сведений, знаний. И это захватывало наше сознание, рисовало в наших юных умах фантастические сюжеты и приключения, в которых мы, естественно, были главными действующими лицами.

И это так здорово, что я могу сравнить пути познания нОвого современной молодёжью и детьми моего детства. Ооо, сколько же времени я тратил, чтобы сходить в библиотеку, найти нужную литературу и журналы, потом найти время (которого всегда не хватало), чтобы всё это прочитать, ознакомиться. Да, да, времени всегда не хватало – надо же было и школьные уроки выполнить, и с друзьями (пока родители на работе) в футбол поиграть, а на это уходило немало времени. А уже после ужина, мама, уставшая на работе и от домашних забот, приказывала ложиться спать и выключала свет. И вот тогда на помощь приходит юношеская изобретательность – я заранее прятал под подушкой карманный фонарик и нужную мне литературу. А когда ложился спать, с головой укрывался одеялом и начинались мои захватывающие путешествия в мир приключений!

Но то было моё, такое уже далёкое, детство. А вот нынешняя детвора, с помощью Internet, Facebook, Google, используя свои смартфоны и гаджеты, мгновенно находят ответ на любой свой вопрос, любой научный труд им легкодоступен. С каким восторгом внучка рассказывает мне, подробно, биографию Альберта Эйнштейна (это её кумир), о его научных достижениях, выписывает выведенные им формулы – и это в девять лет! А какие у этих деток дискуссии с помощью смартфонов, какие интересные клипы они создают. Для меня это непостижимо – эта кроха помогает мне в освоении Notebook. Им не нужно даже вставать с кресла, чтобы пообщаться со многими своими друзьями, которые в это время отдыхают со своими родителями где-то в Турции или в Италии.

Ну, как здесь не вспомнить своих друзей детства? Летом, на каникулах, целый день – футбол (нам не нужен был стадион – вся наша улица была покрыта травой, спорышом – без асфальта и мостовой), жмурки. А вечером, когда садилось солнце, мы собирались на соседском крыльце, девчата и пацаны рассаживались вокруг меня, и я начинал пересказывать, в свободном изложении, с добавлением своих фантазий – приключения трёх мушкетёров, истории о знаменитом Шерлоке Холмсе, фантастику Ж. Верна, рассказы Д. Лондона или потрясающую фантастику И. А. Ефремова. И, чтобы быть на высоте, приходилось много читать. Эти посиделки могли б продолжаться всю ночь, но появлялись мамы и быстро разгоняли нас по домам.

А на следующий день, мы находили какие-то новые, увлекательные приключения с загадочными путешествиями. Сейчас уже не вспомню, кто рассказал нам о легендарном поле битвы войск шведского короля Карла ХІІ и войска московского царя Петра І, но зато помню с каким азартом, тайно, пошили себе мешочки, чтобы насобирать на том поле пороха. Мы знали, что во время войны между шведами и россиянами на том месте находились пороховые погреба, которые в результате боевых действий были подорваны, и порох раскидало вокруг на огромной площади. К тому же, во время Великой Отечественной, на этом же месте были размещены склады с боеприпасами, которые тоже были взорваны при бомбардировке с воздуха. Поэтому мы собирали отдельно чёрный (дымный) и светлый (бездымный) порох, который потом использовали в своих небезопасных, “детских” забавах.

И как только родители уходили утром на работу, мы – ватагой из пяти – шести малолетних друзей, отправлялись, пешком, к памятнику погибшим Шведским воинам, а это почти десять километров. Невдалеке от памятника мы отыскали нужное нам поле (на нём, посредине, от тех давних взрывов образовалось озерцо). Через час – два мы уже имели полные мешочки пороха и быстренько домой. Я сейчас вспоминаю Полтаву пятидесятых годов. БОльшая часть города (частный сектор) была расположена на болотистой местности – у нас, в саду, достаточно было выкопать на два штыка ямку, чтобы из земли забил родничок. В последующие годы, в связи с активным прокладыванием сети канализационных стоков, уровень грунтовых вод опустился, но в, то время, каждой весной, после таяния снега, мощеные улицы нашего района города покрывались такими ямами, что автомобили не могли проехать. И тогда городская власть завозила горы песка – для  восстановления дороги.

Для нас, детей, это был праздник! Мы целыми днями игрались в том песке, разворачивались настоящие боевые действия, закладывались, на счастье, небольшие мины из принесённого пороха, замотанные в вату, которые поджигались, тлели и, в конце концов, взрывались. Да, это не всегда было безопасно, но зато как интересно и увлекательно. Это было общение с друзьями, весь день на свежем воздухе, развивало нашу фантазию, укрепляло физически. Телевизора тогда ещё не было, дети не имели ни мобилок, ни смартфонов. Было настоящее, дружеское общение. Нет, конечно же, временами возникали споры, бывали и драки, синяки под глазом, но побеждал здравый смысл и через день – два мы мирились и снова придумывали новые, мудрёные приключения. Иногда, уж очень мудрёные, за которые впоследствии должны были отвечать. А родители вынуждены были применять карательные меры, чтобы направить нас на путь истины. Да, сейчас понимаю это и соглашаюсь – не всегда мы были паиньками!

Нет, нет, я не ретроград, я не против прогресса, развития новых технологий, новых достижений в электронике. Я восхищаюсь совремёнными детьми, их знаниями и достижениями! Но, вместе с тем, мне кажется, что они не имеют такого тёплого общения, какое было у нас.

Хотя, возможно, я и ошибаюсь, может это просто тоска по тем, далёким уже, детским забавам.