- Винты на упор. Загрузить винты. Контроль по карте.
Мы выруливаем на исполнительный старт по 3й РД. Бортмеханик Николаич зачитывает раздел карты контрольных проверок " перед взлётом" и после выполнения докладывает:
- Карта выполнена, к взлёту готовы.
Прорулив метров двадцать по ВПП, чтобы наш Ан-24 встал строго по осевой с курсом 252, я плавно обжимаю тормоза.
- Проси, говорю я второму пилоту Паше.
- Новосибирск-старт, 47384 к взлёту готов.
- 47384, Новосибирск-старт, взлёт разрешаю.
- 47384 взлетаю.
Даю команду экипажу:
- Фары включить! Режим взлётный! РУДы держать!
Николаич плавно выводит рычаги управления на взлётный режим. Я плавно отпускаю тормоза. Рёв винтов многократно усиливается, и самолёт плавно, но энергично начинает разбег.
Мы стараемся всё делать плавно, без рывков. Чтобы красиво. В авиации всё должно быть красиво. "И душа и мысли..." где - то я это уже слышал. И тем не менее.
- Двигатели на взлётном, параметры в норме, руды держу - докладывает Николаич.
- Взлетаем, рубеж 150.
Мы взлетаем. Самолёт бежит по полосе. Вибрация от вращения винтов и от движения колёс шасси по бетону распространяется на весь самолёт, и в кабине всё дрожит и трясётся.
Паша диктует:
- Скорость растёт, 120, 130, 140, рубеж, подъём.
- Взлёт продолжаем! - командую я и плавно беру штурвал на себя.
Наш лайнер плавно поднимает нос и отделяется от полосы.
- Безопасная, 5 метров
- Шасси убрать!
Жена сказала, что всю эту технологию работы читать интересно только специалистам. Она не понимает, что я сейчас в кабине, что я сейчас в том самолёте, где мы ещё молодые. Ладно, уберу все специальные профессиональные термины. Здесь они - не главное. Мы просто летим, выполняем рейс 1009 по маршруту Новосибирск - Нижневартовск. Сейчас мы набираем заданную высоту полёта - эшелон.
Погода сегодня грустная, осенняя. Ещё когда мы шли к самолёту, по перрону моросил дождик и по небу плыли низкие облака. После взлёта, на высоте метров 150, мы вошли в эту облачность и сейчас летим в сером плотном тумане. Летим мы, значит летим. Автопилот давно уже подключен, и я регулирую вертикальную скорость, т.е. скорость набора высоты не движением штурвала, а при помощи колеса триммера руля высоты. (Да, здорово у меня получилось убрать профессиональные термины.) Второй пилот ведёт связь. Бортмеханик контролирует работу двигателей и всех самолётных систем, щёлкая всевозможными тумблерами и галетниками, коих тут великое множество. В общем, есть чем заняться экипажу во время набора эшелона. Обычная рутинная работа по управлению самолётом, с целью доставить пассажиров из одного пункта в другой.
"Наш горбатый самолёт вряд ли с Туполем сравнится..." Вертикальная скорость у него примерно 5 метров в секунду (плюс - минус 2м/с, в зависимости от загрузки). Высоту он набирает очень не спеша, вдумчиво и осознанно. Я бы даже сказал " мэдленно, мэдленно". Чтобы набрать "рабочий" эшелон полёта, шесть тысяч метров, нам нужно минут двадцать пять. "Жеребец" Ту-154 за это время легко "запрыгивает" на одиннадцать тысяч. Но этот наш "недостаток" в некоторых случаях можно использовать "для увеличения количества красоты на душу населения". И сейчас, похоже, как раз, такой случай.
Высота около трёх тысяч метров. Серый плотный туман начинает светлеть. Это значит, мы приближаемся к верхней кромке облачного слоя. Сейчас мы попробуем "сделать красиво". Я уменьшаю вертикальную скорость с таким расчётом, чтобы самолёт не выскочил из облаков, "как пробка". Серая пелена сверху светлеет всё сильнее. Уже "проскакивают" разрывы в этой пелене. Уменьшаю вертикальную скорость до 1м/с, и самолёт, как бы осторожно "всплывает" из облаков. Так! Перевожу в горизонтальный полёт, и... Наслаждаемся!...
Самолёт несётся по верхней кромке, как корабль на воздушной подушке по морю. Только скорость у нашего корабля 450 км/ч. Красота!!! Аж дух захватывает! Мы пробиваем лёгкую рвань, которая местами плывёт над плотной облачной поверхностью, и это усиливает непередаваемое ощущение скорости...На весь этот кайф у нас секунд тридцать. А то диспетчер может "заругаться". Не положено при наборе заданного эшелона без доклада и разрешения переводить самолёт в горизонт. Ну а тридцать секунд он не заметит. Итак, не теряя времени, получаем удовольствие...
Пока мы летели "в горизонте" самолёт разогнался, и теперь можно ненадолго поставить ему скорость набора побольше, метров восемь - десять в секунду. Я плавно перевожу самолёт в набор, и наш лайнер ракетой, почти как Туполь, устремляется ввысь. Седая бескрайняя равнина, по которой мы только что скользили, уходит вниз, а мы словно снова взлетаем. И опять красота! Я бы даже сказал - красотища!!! Непередаваемые ощущения!
Летим мы, значит, летим...