Газетная проза. Размышления о службе быта

Борис Ильич Комиссаров
Обзор последней почты

ПОСЛУШАЕМ ПАССАЖИРОВ

Письма, письма… Страницы в полоску и клеточку. Чернила зеленые, фиолетовые, синие. Разные почерки – разные характеры и судьбы. И пишут о разном. В одном благодарят врачей, в другом ругают строителей, а в третьих делятся радостью.
Письма говорят о многом…

В последнее время, перебирая редакционную почту, все чаще и чаще встречаешь письма, отрицателоьно характеризующие две стороны службы быта жителей города и сел района. Первая – это обслуживание их городским автотранспортом, и вторая – плохое электроосвещение в домах сретенцев.

Таких писем не одно и на два. Каждый день приходят письма за одной или многими подписями, говорящие о том, что руководители городского коммунального хозяйства и городского автотранспорта работают из рук вон плохо.

Письма трудящихся настораживают, заставляют думать, искать причины, звонить и ходить по учреждениям в поисках истины. И в этих поисках порой наталкиваешься на таких руководителей, которые не умеют глядеть правде в глаза, пытаются ловчить, обойти факты стороной или попросту отрицать очевидное.

Вот, например, каким был телефонный разговор между сотрудником редакции и начальником автотранспортного хозяйства тов. Кочмаревым.

Из редакции. Скажите, пожалуйста, почему 29 декабря автобус, следующий рейсом Сретенск – Усть-Наринзор, был снят с маршрута и направлен в рейс  на Шелопугино?

Кочмарев. А потому, что на Шелопугино люди ждали автобус.

Из редакции.  Но к усть-наринзорцам разве не обязательно приезжать?

Кочмарев. А там никто не ждал автобус.(!).

Из редакции. Как же не ждал?! Вот мы получили письмо за девятью подписями от студенток педучилища. Из-за того, что с рейса был снят автобус, они стояли на морозе несколько часов и не смогли вовремя попасть на занятия. А вы говорите: «Никто не ждал!»

Кочмарев. Это просто кляуза. Подписи можно подделать.
Комментировать этот разговор, наверное, будет излишне. Неужели т. Кочмарев думает, что кто-то будет сочинять небылицы про плохую работу автохозяйства, руководителем которого он является? Нет, только простояв несколько часов в забайкальский декабрь в ожидании автобуса, люди берутся за перо и ставят на конверте адрес газеты. Да ведь ни для кого не секрет, что городской транспорт работает сейчас совершенно ненормально. Люди, ждущие автобус на лютом холоде, опаздывающие на работу и учебу, шлют справедливые слова возмущения в Ваш адрес, товарищ Кочмарев.

В другое время, но об этом же написали нам четверо пассажиров, ехавших по маршруту Сретенск – Усть-Наринзор. Это Сычева, Малышева и другие. Они называют конкретные даты. Наверное и Вы, товарищ Кочмарев, сможете вспомнить эти даты, когда автобус вообще не ходил на Усть-Наринзор. А как возмущаются автохозяйством учащиеся, которые из-за существующего «порядка» не смогли после ноябрьских праздников вовремя приехать на место учебы и в связи с этим лишились стипендии. А тем, кого по горькой иронии можно назвать «счастливчиками» (это из числа попавших на рейс), транспортники любезно предлагают: пожалуйста, садитесь на развороченные сиденья и «грейтесь» после 40-градусных двадцатиградусным холодом!

В обиде на руководство автохозяйства и жители села Матакан. Письмо от них подписали Ананьев, Кузнецова, Лебедев, Лазарева, Подкорытова и другие – 8 человек.

Неужели и здесь тов. Кочмарев считает, что подписи поддельны?

Пишут они вот о чем.

Раньше автобус, курсировавший по маршруту Сретенск – Кокуй, делал остановки непосредственно в селе Матакан. Начиная с этого года автобус останавливается на ледяной шилкинской дороге и это создает людям большие неудобства. Неизвестно, где именно сделает остановку автобус. Ведь на ледяной пустынной трассе нет указателей.

13 декабря рабочие Матаканского хлебоприемного пункта обрадовались: автобус остановился прямо возле них. Их радость, увы, была преждевременной. Оказалось, что автобус вез кого-то специальным рейсом. И пока этот товарищ делал свои дела, шофер сделал  три рейса, делая остановки в Матакане. А потом опять пошло по-старому, и до сих пор люди не знают, возле какой трещинки на льду ждать им автобус.

Факт ей-ей весьма неприглядный.

Писем, повествующих о нехороших, мягко говоря, вещах, творящихся в организации работы городского автотранспорта, предостаточно. Несколько таких писем поступало в редакцию из села Нижние Куларки и других сел района, есть письма и от сретенцев.

Мы думаем, нет особой необходимости пересказывать их и комментировать.
Товарищу Кочмареву и самому прекрасно известно о всех несуразицах, происходящих в транспортном хозяйстве. Все пассажиры района ждут от руководителей автохозяйства действенных и срочных мер по улучшению организации перевозок пассажиров.

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!

Много несуразиц происходит и в другой важной области обслуживания – обеспечении населения электроэнергией нужного напряжения. Судя по письмам, жителям города приходится частенько, глядя на лампочку, петь детскую песенку: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Сретенцы также интересуются, что делает начальник электростанции т. Грасселиус, когда напряжение в электросети падает и какую тогда он поет песню?

Вот бы этому товарищу проявить оперативность, когда гаснет свет в домах его сограждан, когда перестают из-за низкого напряжения работать некоторые предприятия (благо, что не все подключены именно к городской электростанции), и когда люди вырывают, не закончив дела, из розетки шнуры утюгов или электроплиток, а в Доме культуры во время танцев внезапно наступает полная темнота и перестает играть радиола.

Между прочим в доме № 87 по улице Чернышевского уже пять лет не было монтера, несмотря на неоднократные заявки жителей дома.

Правда, после того, как загорелась проводка, монтер пришел, но стоило ему уйти, как буквально через день проводка вспыхнула снова.

Как это ни печально, но жители многих кварталов, где частенько по вечерам не горит свет, называют наступившую тьму «светом Грасселиуса».

И сойдет сие наименование с уст сретенцев лишь тогда, когда руководители электростанции пересмотрят отношение к своему делу.

Перечислять всех, кто клянет письменно и устно работу электростанции, увы – не хватит места в газете. Но об одном небольшом письме хочется рассказать.
Оно было получено вскоре после Нового года. Бригада кондитеров столовой № 1 просила поздравить коллектив электростанции с всеобщим праздником и пожелать его руководителям работать не так, как в прошлом году.

В этой столовой 30 декабря не было электросвета. Тесто «переходило» и, как выразились сами работницы, «хоть перепекай его на снегу».

Эх, товарищи руководители! Не довелось бы вам побывать в этой столовой! Накормят вас там пирогами, именно такими, которые получаются при имеющемся недостатке напряжения в работе электросети.

Видимо, такой же недостаток напряжения и в вашей работе.

Б.КОМИССАРОВ.

(Газ. «Советское Забайкалье»
за 7 января 1967 года).