Кто поймёт?

Нелли Григорян
 Леопард повалил девочку, и, кажется, вцепился ей в горло. Нет, не вцепился, хотя пятнышко крови на её шее ясно просматривается. Они словно обнимаются, кувыркаются на траве и… Нет никакого леопарда, а девочка, она словно сошла со страниц комиксов. Девушка-леопард. Каким образом семи-восьмилетняя девочка превратилась в крутую супергероиню? Она лукаво смотрит на меня, словно подзывает, а потом грациозной походкой направляется в сторону леса. Лес? Откуда тут взялся лес? Я иду за ней, но она вдруг исчезает, буквально испаряется на моих глазах, а вместе с нею и лес. Я оказываюсь то ли в поле, то ли на лугу, сам чёрт не разберёт. Кто это или правильней сказать, что это? Огромный белый медведь, на шее толстая золотая цепь, но он не привязан, а летает. Сопровождает его в полёте олень с ветвистыми рогами. Голубыми рогами. Какая прелесть! Я хочу подойти и боюсь: с одной стороны я остерегаюсь животных, с другой опасаюсь, что подойди я ближе, видение испарится, подобно девушке-леопарду.
 И я не подошла, но они всё равно исчезли. Какая высокая трава. Ой! Что это? Я проваливаюсь, грязь буквально поглощает меня. Надо удержаться, схватиться, но за что? А, вот они, камыши, такие толстые. Держите меня, родненькие! А теперь помогите подняться! «Шумел камыш, деревья…» Раньше я думала, что растущие у небольших водоёмов «эскимо на палочке» это камыши, но совсем недавно узнала, как заблуждалась. Это рогоз, и он даже не родственник камышу, из другого, понимаешь ли, ботанического семейства.
 Вот так, всё путём. Я вырвалась из жестоких лап грязи, правда вот мои ноги, и не только ноги, но и юбка – в омерзительном состоянии. Грязь прилипла к ногам, подсохла и теперь я будто в кандалах. Как быть, что делать? Безропотно чахнуть в страданиях?
 Надо скорее выбраться отсюда. Ой, мальчик, настоящий замарашка. Значит поблизости люди. Никогда не думала, что буду ликовать от возможности встретить людей. «Мальчик, погоди! Не бойся, мне только спросить…» Убежал проказник. Но ничего, как умелый следопыт пойду по его следам. А вот и оно, спасение! Кран, а под ним перекошенная ржавая ванна. Наконец-то избавлюсь от «приставучей» грязи. Залезаю в ванну, открываю вентиль и… Вода студёная, аж мурашки по коже. Какая прелесть! А вон и мальчик, смотрит на меня и, наверняка думает, что это за ненормальная такая.
 Вдруг всё исчезает. Словно книгу перелистали: другая картина, время, место – всё другое.
 Который сейчас час? Всё перемешалось в голове. Для начала следует вспомнить, где я, какой это часовой пояс, потом…Стоп, а зачем мне это? Нужно просто остановить прохожего и спросить. Эх, раньше было проще, видишь часы на запястье – спрашиваешь. Сегодня часы редко кто носит. Да, мир сильно изменился. Его так сложно понять. Хотя, если откровенно, я даже не знаю, хочу ли я его понимать. К чему это я? Ах, да, время. Но в чём проблема, у всех есть мобильный телефон, значит и время у каждого при себе. Не убежит же оно!
 А может нет мобилки? Невозможно? Отчего, у меня ведь нет. Я и часы не ношу. А зачем? Время, оно ведь всегда идёт точно по расписанию. Зачем за ним наблюдать? Кроме того, счастливые часов не наблюдают.  Я – счастлива?  Если с этой точки плясать, то определённо. А если в целом, то жизнь других, со всеми радостями и горестями, полностью объяла мою.
  Куда я иду? За люстрой. Зачем она мне, разве у нас дома её нет? Не знаю, но я повсюду ищу люстру. Вспомнила! У нас с тремя плафонами, а я всегда хотела с четырьмя. Зачем? А шут его знает, просто хочу и всё.
Повсюду сияют неоновые рекламы, не блещущие чистотой иномарки припаркованы у тротуара. Сколько машин, яблоку негде упасть, а человеку и вовсе места не отыскать для прохода. Нынче все лица, достигшие совершеннолетия, и дамы и не совсем,  словом, каждое двуногое имеет право иметь тачку под собой. Имеет иметь. Тавтология, хотя, разве вся жизнь не близка по аналогии?

 Потемнело. На смену дню приходит вечер, а там, глядишь, и ночь не за горами.
Кто это? Это я отражаюсь в витрине? Что на мне одето, какое-то дырявое платье, лохматившееся у подола. Но с каких это пор я заостряю внимание на таких пустяках?
За высокой решётчатой изгородью огромный заповедник, в котором мирно сосуществуют обитатели тайги, саванны, тундры, сумчатые Австралии – словом вся фауна планеты. И все кружатся в беспорядочном импровизированном танце. Завидя зрителей, они прекратили пляску и начали горделиво, по-хозяйски, расхаживать по широкомасштабной территории, то и дело подходя к изгороди и нагло уставившись нам в глаза. Ближе всех к основным истребителям всего живого, подошёл огромных размеров носорог. Но это не был носорог в обычном представлении. Никогда не думала, что это животное может быть столь красивым. Рог у него светится огнём, а хвост словно раскрытый веер, опущенный вниз и подметающий землю. А какая грация в движениях! Просто диву даёшься. В стороне от носорога слон, гуляет себе, подпрыгивает поочерёдно на лапах, будто в классики играет. И это африканский, громадный красавец, которому бивни – не помеха!  И наплевать ему на то, что он единственное непрыгающее млекопитающее.  Другой слон, судя по маленьким ушам, азиатский, каким-то образом оказался за пределами ограждения, и теперь лезет по высокой решётке обратно, совсем как обезьяна. Ему осталось совсем чуть-чуть, вот он перекидывает последнюю лапу и спрыгивает, с большой высоты спрыгивает туда, где всем обитателям явно хорошо.
 Я стою и заворожённо наблюдаю за всем. Вдруг земля передо мной превращается в водоём, огромный, если не сказать бескрайний. Заповедник исчезает, как и всё, связанное с ним. Водоём всё расширяется, и вот я уже стою на нём. Вода движется, создавая небольшие волны, но я словно приклеена к ним, не качаюсь и не тону. Я словно стоячий монах, давший клятву стоять не на жизнь, а на смерть, до конца, всю оставшуюся жизнь. А на расстоянии двух метров из-под воды выплывает нечто огромное и красивое: дельфин, синхронизированный с акулой. Оно кружит вокруг меня, то и дело набирая скорость. Нужно бежать, пока оно не заплыло под меня и не потопило, но как? Вода окружила меня, она везде, даже в воздухе. Я слышу необычные звуки, напоминающие  шелест волн, набегающих на берег. Мир промок насквозь. Даже муссонные дожди не способны сотворить такое. К счастью гибрид уплыл, и одной опасностью стало меньше.
  Что это, или точнее сказать, кто? Огромный дельфин, больше касатки раза в два. Сначала он плывёт с неимоверной скоростью, я не успеваю за ним уследить, голова идёт кругом.  Потом скорость уменьшается, вот он уже совсем слабоподвижен, движется, словно говорит шёпотом. Где он? Его нет. О,Боже! Вот он, подо мной! Я сейчас упаду, мне не за что ухватиться. Меня охватывает безотчётный страх. Помо...!
 Никакой катастрофы. Под ногами твёрдая почва. Вокруг зелёная красота да океанская синь! Воздух такой чистый и ароматный, аж больно дышать. Носороги, слоны, антилопы – все кружат вокруг меня и улыбаются. Звери –  улыбаются? Такое может, разве что, присниться. Во снах, как полагается, наши желания, фантазии и страхи переплетаются. Но я не сплю. Я на необитаемом острове. На волшебном острове, где миром движет добро, оно же и правит. Безотчётное жизнеутверждающее ликование охватило меня. Однако, как  я сюда попала? Великолепный кондор приближается ко мне. Какой размах крыльев, не птица, а самолёт! Вот он подлетает ко мне и с улыбкой, да-да, и он улыбается! – преподносит  мне пальмовый лист, на котором записаны имена. Знакомые мне имена. Как я поняла,(а как это я поняла?)мне нужно выбрать тех, кого я хочу видеть с собой на этом острове добра и света. Надо выбрать. Свобода выбора? А существует ли она? Кажется здесь существует, но что, если это только кажется? Ведь ложное впечатление порой является главенствующим. Но как маленькое насекомое может стать оружием массового уничтожения, так и небольшая ложь может полностью изменить судьбу. Я оглядываюсь по сторонам, впиваюсь взглядом в пальмовый лист и жду. А чего собственно ждать, незнамо чего? Это же верная гибель всему. Икс ожидание способно убить всё живое в человеке, включая сердце и душу.
 И тут на меня, как океанский прилив, нахлынули воспоминания. Откуда я знаю, я ведь никогда не видела океана? Как часто мы ощущаем то, чего ощущать не должны, размышляем о том, с чем лично не знакомы.
 Кто это тут? Какие люди! Минуточку, это больше не остров, это наш двор. Картина снова изменилась.
- Что это вы тут делаете, небось меня поджидаете? Дядь Миш, привет. Давненько не встречались, я соскучилась. Но ничего, зима закончилась, теперь часто будем видеться.  Куда это Вы, а костыли? Костыли-то забыли.
- Брось, они теперь вроде реквизита.
- Как это? Вы ходите, и у Вас все ноги на месте? – Так говорю все, будто их дюжина. – Тогда, ну их, эти костыли, к лешему!
Тут моё внимание переключается на мужчину, сидящего на корточках и усердно копающегося в земле. Любитель покопаться в прошлом? Я тоже часто этим занимаюсь. Знаете для кого радость – пожар, счастье – помойка, а мечта - могила? Но я не археолог, просто люблю копаться в собственном прошлом. Как же мне знакома его спина. И плечи, и волосы… Не может быть!
- Как? Почему? Его ведь давно нет в живых. Господи, но ведь и Вас тоже! Так что выходит, я тоже у…?
Но нет, я жива, определённо. Я должна разобраться. 
- Здравствуй.
  Не может быть!
- Это и правда ты. Но как?
- Этого не объяснить тому, кто ещё не перешёл рубеж.
- Рубеж? А, понятно. Тогда хоть скажи, зачем ты здесь?
- Пытаюсь узнать, куда дальше.
- Дальше? Гм…А разве есть дальше?
- Да.
- Интригующе! И как ты собираешься это узнать?
- С помощью специальной аппаратуры. Собственно, поэтому мы и здесь: она осталась на этом свете.
- Аппаратура, значит. И что это за аппаратура? Почему именно сейчас?
- Не знаю. Этот секрет был раскрыт Михаилу Михаилом.
- Каким, тем, кто заставил воды Чёрного моря разойтись?
- Тем самым.
Кажется, я совсем свихнулась. Может это сон? Попробовать, что ли ущипнуть себя? Ой! Больно! Выходит, это не сон. С одним неизвестным разобрались. Но, если не сон, тогда что?
- А ты не изменилась.
- Такая же красивая?
- Да. И, как всегда, всё хочешь знать.
- Это привычка, которой не изменишь.
- Но она иногда страшно мешает.
- Смертельно?
- Случается.
- «Любовь важнее счастья», - так ты сказал однажды? Ладно, проехали, что зря раны бередить. Может пойдём, покажу где я теперь живу?
Странно, я так спокойна. Встретила дорогих мне людей с того света, и никакого тебе испуга или хотя бы удивления.
- Я не могу находиться там, где обитают живые. Миша пока может. А вот и он.
- Принёс.
- Клавиатура?! Это и есть аппаратура?
- Прости, милая, я позаимствовал её у тебя.
-  Ничего, Миш, мы вернём её ей, в целости и сохранности. А сейчас уходи.
- Я хочу остаться. Это ведь мой чудо-аппарат.
- Нет, уходи.
- Дядь Миш?
- Пусть остаётся.
- Что ж, тебе решать.
- Спасибо!
Что они делают? Нажимают на клавиши, да с такой скоростью, что я просто не могу разобрать комбинацию. Сначала дядь Миша, потом он, потом снова дядь Миша, и снова он. И вот, кажется каждый из них получил свой ответ. На лицах улыбка. Смею предположить, что адского пламени они избежали. Может, спросить? Разумно ли? Нет, думаю, не стоит. Но так хочется!
- Всё. Она в твоём распоряжении.
- Я тоже хочу знать.
И я начинаю бегать пальцами по клавишам, но каждое моё прикосновение сопровождается разрядом молнии.
- Проклятье!
- Это потому, что ты не имеешь права ни о чём знать, пока не… Сама понимаешь.
Но я не могу вот так легко сдаться. Я пробую ещё, снова и снова – всё то же.
- Не пытайся, почём зря. Не растранжиривай драгоценное время. Прощай.
- Эй! Вы где! Куда вы делись?
Исчезли, словно растворились в атмосфере.
А я? Я снова переместилась в пространстве? Что это за готическое  сооружение? Словно Нотр-Дам  до пожара. А у входа какие-то дольмены. Их размеры свидетельствуют в пользу того, что они были построены великанами. За дольменами следуют колонны. Боязливо прохожу мимо всего это величия и вот я уже внутри. Странно, но тут деревянные полы, которые скрипят и шатаются под ногами. Как лучше ступать, не торопясь, на цыпочках, или же пробежать, едва касаясь земли? Вот передо мной чья-то статуя. Может это Квазимодо. Логично, хотя с виду больше похож на Эйнштейна.
Мысли в голове прыгают, движутся в хаотичном танце, происходит диффузия между атомами безумия и полного безумия. Мир сошёл с ума, или же это я? Вы, не замечающие трагическую суть всего сущего, можете хихикать надо мной исподтишка, но в итоге, я оказываюсь права во всём. Во всём, в чём не хочу быть правой.
Куда это я иду? Нет, бегу! Бегу по ступеням, взбираюсь не бог весть куда. Где же он, где?! Кто он? Кого я ищу? Тсс… Стук. Где это, наяву или в голове? Иду по направлению к нему. Стук доносится из… шкафа? Нелепость какая-то. Откуда тут взяться шкафу? Рискнуть и открыть дверцу? А вдруг там тигр? Глупости, откуда там тигру-то взяться, и почему, собственно, тигр, а не лев? Лев говорим, Лёв в уме. Можно перефразировать курдскую пословицу:«Не всякий мужчина - мужчина, не всякий лев - Лёв». Весь день по телевизору футбол, вот он и запрыгивает на каждую полочку.   Деваться некуда, открываю. "Ой, ты кто?" В шкафу, забившись в угол, сидит мальчонка. На вид ему пять, от силы шесть лет, и он явно крайне перепуган. «Иди ко мне, мой маленький. Как ты тут очутился?"
Малыш молчит, но в нём кричит страх. Даже волосы на его лохматой голове, кажется, шевелятся от необъяснимого страха. Однако он приподнимается, приближается и позволяет мне себя обнять. Маленькое тельце дрожит в моих объятиях, и мне хочется прижать его что есть сил и защитить от всего мира. Что же так напугало малютку? Опережая мой вопрос, он размыкает объятия и указывает  куда-то вглубь. Я смотрю по направлению его руки и, о ужас! Тёмный силуэт в мантии с капюшоном направляется в нашу строну. Порыв ветра (а откуда тут ветер?) скидывает капюшон и пред нами предстаёт страшное костлявое лицо. Неужели Фролло? "Бежим, малыш!". Куда же бежать, куда? А, вот, кажется, лестница. Интересно, куда она ведёт? Впрочем, всё равно, лишь бы подальше от мантийского ужаса. Ничего общего с «Мантийским монахом».
Фу! Кажется, скрылись. Но где мы? Чердак Нотр-Дам-де-Пари! Жилище Квазимодо. Этот персонаж Гюго всегда был близок мне. А вот и он! Мне часто кажется, что он, несмотря на свою глухоту, немоту и уродство, в состоянии объяснить мне смысл нашего существования. Впрочем… Если рассудить, то мы с ним не особенно и отличаемся.
«Малыш, ты свободен. Рядом с этим великаном тебя никто не обидит. Он никому не позволит».
 А вот я позволю себе обратиться к нему с многочисленными вопросами. Может хоть он поможет мне разъяснить что к чему, в чём он, смысл нашего рождения, дальнейшей жизни и неизбежного исчезновения.

Расскажи мне, звонарь-Квазимодо,
Отчего в небесах пустота?
Нет цепей, но не в радость свобода.
Дым сомнений изводит меня.

Перекошены нивы раздора,
Усмирилась пучина страстей.
Разум, влезший в костюм матадора,
Ранит сердце охапкой мечей.

Без отличий текут дни и ночи.
Блекнет солнце в тумане теней.
За очки жизнь запрятала очи.
Хоть бы стёкла взяла посветлей.

Я б стучался. Лишь были бы двери,
В свет окно одним махом разбил.
Но гарантий, добраться до цели,
По сей день я себе не добыл.

Так что толку, блуждая в догадках,
Неопознанным курсом идти?
Обладая душою в заплатах
Я пройду только четверть пути.

Утомлюсь и, раздавленный болью,
Рухну наземь на стыке путей.
Всё в груди растекается кровью,
И душа бултыхается в ней.

Избегая такого исхода
В уголок неприметный забьюсь.
Понимаешь, дружок-Квазимодо,
Жизни больше, чем смерти боюсь.