Гидропланы уходят в бой

Вячеслав Прытков
                Г И Д Р О П Л А Н Ы       У Х О Д Я Т       В       Б О Й.

«Зовёт  нас  небо  постоянно  и  защитить  себя  зовёт,
и  вот  летит – хоть  деревянный, но  всё – таки  самолёт.
От  пуль  он  защищён  не  слишком, построен  не  на  долгий  век.
Его  пилот – совсем  мальчишка, но  всё – таки  военный  человек.»
               
                Ю. Визбор

К  началу  первой  мировой  войны  Российским  морским  министерством  было  принято  решение  о  организации  на  Черноморском  флоте  воздушной  разведки  и  формировании  авиационного  отдела. Уже  во  время  войны  на  вооружении  флота  состояло  18  гидросамолётов, в  основном, иностранного  производства: «Мораны», «Фарманы», «Доннэ – Левек», ФБА  и  «Кертиссы». Последние  различных  модификаций, после  заключения  выгодного  контракта  с  американской  фирмой  Глена  Кертисса, привозились  партиями  в  Севастополь  сначала  морем, а  во  время  войны, окружным  путём  через  Архангельск. В Севастополе  в  их  сборке  принимали  участие  американские  инженеры  и  механики, специально  приехавшие  в  Россию, а  затем  гидросамолёты  испытывались  и  доводились. Местом  базирования  морской  авиации  избрали  севастопольскую  Килен – бухту. Русские  лётчики  старались  поскорее  освоить  новую  технику, чтобы  отправиться  на  разведку  в  район  боевых  действий, к  турецким  берегам.
Однако, со  временем, не  смотря  на  новизну, у  «Кертиссов»  стали  выявляться  серьёзные  недостатки: слабые  днища, проламывающиеся  при  посадке  на  воду, сильная  вибрация  моторов, поглощающих  много  бензина  и  масла, частые  поломки  коленчатых  валов, отказы  бензо – и  маслопроводов. Гидросамолёты  имели  фанерный  корпус, полотняную  обшивку, покрывавшую  крылья  и  хвостовое  оперение.
Дальнейшим  шагом  в  деле  создания  отечественной  морской  авиации  стало  переоборудование  двух  почти  новых  пассажирских  пароходов – «Император  Николай  I»  и  «Император  Александр  III»  (позднее  названный  «Император  Александр  I»)  под  гидротранспорты, способные  нести  на  борту  гидросамолёты, которые  грузились  на  корабли  только  во  время  походов  и  операций  флота. Были  сформированы  воздушные  отряды – береговой  (1 – й  боевой), корабельный  (2 – й боевой)  и  резервный  (Р). Начальником  2 – го  боевого  корабельного  отряда  был  назначен  морской  лётчик  старший  лейтенант  Виктор  Викторович  Утгоф. Ещё  летом  1913  года  он  поставил  рекорд  высоты  полёта  на  гидроплане – 2800  м. Свой  первый  боевой  вылет  на  «Кертиссе»  Утгоф  совершил  24  ноября  1914  года, тогда  он  обнаружил  к  югу  от  Херсонеса  лёгкий  крейсер  «Бреслау», предупредил  корабли  флота  о  его  подходе  к  Севастополю.
В  связи  с  действиями  союзников  эскадра  кораблей  Черноморского  флота  выступила  в  район  Румелийского  и  Анатолийского  побережий. В  её  составе  находился  гидротранспорт  «Император  Николай  I»  с  четырьмя  гидросамолётами  на  борту.
Морские  лётчики  В. Утгоф, Н. Рагозин, Е. Коведяев, Б. Лучанинов  с  нетерпением  ожидали  команду: «Спустить  гидро!».
Виктор  Викторович  Утгоф, как  командир  отряда, решил  лететь  на  разведку  первым. Он  с  уверенностью  брал  с  собой  авиационного  кондуктора  Евгения  Аристова, зная, что  тот  не  подведёт  в  любой  ситуации.
«Что, Женя, уже  готов, не  забудь  захватить  бомбочки. Скоро  полетим.»
«Готов, Ваше  благородие!»
Двухместный  «Кертисс»  спустили  с  транспорта. Пилоты  расположились  в  кабине  рядом, плечом  к  плечу. Позади  нависающих  друг  над  другом  крыльев, зарокотал  мотор, набирая  обороты. Лодка  начала  глиссаж  по  волнам  и  вскоре  оторвалась  от  водной  поверхности.
«Ну, «сучок»,  (так  лётчики  называли  гидросамолёты  «Кертисс»)  не  подведи!» - крикнул  Виктор  и  подмигнул  Евгению.
Какое –то время, удалившись  на  значительное  расстояние  от  эскадры, гидросамолёт  вёл  себя  нормально, но  вдруг  мотор  стал  давать  перебои. «Кертисс»  терял  высоту. Пилоты  решили  возвращаться  и  искать  «Николая».
«Женя, соориентируйся, а  то  пропадём!» - прокричал  прямо в  ухо  Аристову  Виктор  Утгоф.
Мотор  барахлил, чихал, но  не  глох. Благодаря  сообразительности  и  наблюдательности  авиационного  кондуктора, наконец, удалось  угадать  направление  на  транспорт  «Император  Николай  I». Сели, подошли  к  кораблю, и тут  опять  неудача – подъёмным  блоком  было  повреждено  крыло. Позже, уже  на  борту, Виктор  Утгоф  рассказывал  своему  кондуктору  другую  историю, произошедшую  с  ним  двумя  месяцами  ранее:
«Это  мы  ещё  хорошо  отделались, Женя, а  в  феврале  я  с  обучаемым  лётчиком  А. Тюфяевым  попали  в  туман  и  тоже  потеряли  ориентировку, но  упали  в  море. К  счастью, только  сильно  ушиблись, но  гидроплан  пришлось  списать.»
В  течение  последующих  дней  апреля  1915  года  вылеты  с  гидротранспорта  «Император  Николай I»  совершили  лётчик  лейтенант  Е. Коведяев  с  мотористом  Г. Бабиным – Волынским, лейтенант  Н. Рогозин  с  матросом  1 статьи  И. Прокопенко  и  лейтенант  Б. Лучанинов  с  Е.  Семёновым. Они  летали  над  вражескими  батареями  и  портовыми  территориями, сбрасывая  бомбы, производя  фотоснимки, отмечая  расположение  неприятеля  и  попадания  артиллерии  своей  корабельной  группы. Нередко, эти  полёты  совершались  под  непрерывным  огнём  вражеской  пехоты, от  разрывов  снарядов  батарей  противника  летающие  лодки  раскачивало  в  воздухе, как  корабли  на  море, но  лётчики  смело  и  хладнокровно  выполняли  поставленную  задачу  и  благополучно  возвращались  на  гидротранспорт. Поход  завершился  21  апреля  1914  года, за  эти  три  дня  морские  лётчики  пробыли  в  воздухе  почти  18  часов.
Гидропланы  «Кертисс»  по – прежнему  выходили  из  строя, и  целый  штат  американских  механиков  никак  не  мог  исправить  сложившуюся  ситуацию  в  лучшую  сторону. Командование  направляет  старшего  лейтенанта  В. Утгофа  в  командировку  в  Америку  на  предприятия  фирмы  «Кертисс»  для  контроля  за  производством  заказа  летающих  лодок, где  он  пробыл  с  сентября  1915  года  по  март  1916 – го.
Вернувшись  на  родину, Утгоф  продолжает  боевые  вылеты. 12  августа  1916  года  он  вместе  с  авиационным  унтер – офицером  Филиппом  Осколковым  совершает  налёт  на  Варну  (к  тому  времени  Болгария  вступила  в  войну  на  стороне  Германии  и  Турции), под  сильным  огнём  батарей  противника  вручную  сбрасывает  бомбы  по  стоящим  в  гавани  кораблям, подрывает  пароход  и  разрушает  здание  завода  у  озера  Девно. Через  несколько  дней  во  время  ночного  полёта  подрывает  часть  портовых  мастерских  в  Варне  и  ангар  для  гидросамолётов, подвергаясь  сильному  шрапнельному  огню  и  преследованию  вражеской  авиации.
Летающие  лодки  «Кертисса»  были  признаны  негодными  для  выполнения  задач  флота, и  контракт  с  американской  фирмой  Глена  Кертисса  был  расторгнут.
Отечественный  авиаконструктор  Дмитрий  Павлович  Григорович  создаёт  летающие  лодки  «М – 4»  и  «М – 5», по  своим  техническим  характеристикам  и  надёжности  превосходившие  все  модификации  «Кертисс». «М – 5»  прозвали  на  флоте  «пятаком», а  несколько  позднее  появляется  лучший  гидросамолёт  первой  мировой  войны  - «М – 9».
Старший  лейтенант  В. В. Утгоф  стал  первым  среди  морских  лётчиков, удостоенным  ордена  св. Георгия  4 – й  степени  и  «Золотого  кортика»  с  надписью  на  клинке  «За  Храбрость». Всё  изменилось  в  июне  1917  года, революционный  комитет  приговорил  его  к  смерти, за  то  что  не  смотря  на  запрет, он  сбросил  бомбу  на  германскую  подводную  лодку. Однако, Виктор  чудом  избежал  страшного  приговора  и  вынужден  был  эмигрировать  в  Америку.
Многие  сослуживцы  В. Утгофа  после  революции  покинули  Россию, оставшуюся  часть  жизни  проведя за  её  пределами, но  навсегда  сохранив  в  памяти  боевое  братство, скрепившее  их  крылья  над  морем.

Примечание: В. В. Утгоф  (1889 – 1930) – лётчик  морской  авиации  ЧФ, на  службе  с 1906  года. В Америке  жил  на  собственной  ферме  в  местечке  Рузвельтфилд  на  острове  Лонг – Айленд. Предоставил  свой  дом  для  фирмы  известного  авиаконструктора И. Сикорского, сотрудничал с  ним. Служил  в  американской  береговой  охране  в  штате  Массачусетс. Погиб, совершая  очередной  полёт, похоронен  на  Арлингтонском  кладбище.

15  мая  2019                Вячеслав  Прытков.