Метеостанция Богдок

Владимир Бровкин
Метеостанция Богдок, расположенная у одноимённого родника в 250 км северо-восточнее Байконура, закрыта в 1990-х годах.

А вот как там было в начале 1980-х:

"Но вот наконец дорога спускается на дно котловины, и мы попадаем в урочище Мынбулак. Еще издалека показались зеленые насаждения вокруг крошечного поселка и какие-то строения. Это и есть метеостанция Богдок.

Поселок казался нежилым. Очевидно, дневной зной загнал людей в прохладные помещения. Пришлось посигналить. Через некоторое время появился мужчина лет сорока. Поздоровались, познакомились. Нашего нового знакомого зовут Николаем, он работает на метеостанции наблюдателем. Узнав, что нас интересует вода Мынбулака, Николай сразу же предлагает нам осмотреть те источники, благодаря которым небольшой поселок Богдок, лежащий в центре пустыни Приаральские Каракумы, хорошо озеленен и даже имеет свои огороды.

Но и без источников здесь было на что посмотреть: аккуратные белые дома, нарядные палисадники у каждого дома, в которых поднимались тополя и карагачи. Под окнами пламенели красные цветы мальвы, соревнуясь в красоте с великолепными гвоздиками и ночными фиалками. Здесь же выглядывали граммофончики душистого табака и скромные ноготки. На небольших клочках земли были любовно выхожены огороды. Среди картофеля, помидоров, огурцов, перца, лука красовались огромные желтые шапки подсолнуха, наливались соком несравненные среднеазиатские дыни и арбузы... И это все среди голой, выжженной солнцем пустыни!

Оазис вносил свои коррективы в природу: в поселке – по сравнению с обжигающим зноем пустыни – относительно прохладно. Здесь свой микроклимат.

Но каким же образом удалось на совершенно безжизненной земле вырастить такой прекрасный сад?

– Воды у нас много, а земля добрая, урожайная, – как будто услышав мой вопрос, говорит Николай.

Много воды? Не ослышался ли я?

Но вот нам показывают и саму нехитрую систему орошения, и даже «водопровод». Все устроено довольно просто и мудро. Оказывается, вода на метеостанцию и приусадебные участки поступает из родника, находящегося на вершине бугра, метрах в двухстах от поселка. От родника – на его месте пробурена скважина – идет желоб, выложенный из каменных плит, а в основании бугра сооружена небольшая запруда, перекрытая невысокой плотинкой. В тело ее встроена металлическая труба, и дальше, на протяжении около ста метров, вода журчит уже в трубах. Потом она попадает в канаву и отсюда разбирается в многочисленные распределительные ровки, которые подают воду уже на индивидуальные участки... Сколько же потребовалось вложить сил в то, что теперь так радует глаз?!

Да, потрудиться пришлось немало, рассказывает хозяин. Сначала приусадебные участки – а они были совсем крохотными – поливали вручную. Но сколько надо было наносить воды даже на эти небольшие огороды!.. Только через несколько лет энтузиасты метеостанции Богдок взялись за осуществление идеи «водопровода». На первых порах были и неудачи, и горькие разочарования. Но в конце концов дело было сделано, и результат – налицо. Прекрасный пример того, чего может добиться человек в деле преобразования природы, не причинив ей ни малейшего ущерба.

Наш добровольный экскурсовод ведет нас к роднику. Ниточку «водопровода» можно заметить еще издалека по темно-зеленой полосе, протянувшейся по склону бугра, – это довольно густые заросли тростника, осоки, верблюжьей колючки – жантака и луговых трав.

Странное дело: родник на вершине бугра! Ребята спокойно поднимаются по его склону и, кажется, совсем не удивляются тому, что родник вверху, а не внизу, как это бывает обычно. Но я впервые увидел такое чудо.

Воронка родника довольно большая, по краям заболочена. В центре ее, почти на уровне дна, видна труба большого диаметра, в которой бурлит холодная, со слабым запахом сероводорода вода. Это напоминало мне вулкан: бугор в виде конуса и на вершине воронка кратера; правда, в ней клокочет не магма, а вода, тут же сбегающая к подножью бугра.

Отсюда, с высоты каких-нибудь двадцати метров, открывался прекрасный вид на поселок, четко выделяющийся на светлом фоне пустыни чистыми зелеными красками. Напротив поселка у основания другого бугра виднелся какой-то большой водоем. Может быть, мне это показалось?!

– Это вода... Там наш резервный пруд. Весной мы даже купаемся в нем. Сейчас он мелкий – воды мало, – поясняет наш гид, разгадав мои сомнения.

– А откуда берете воду для пруда? – изумляюсь я.

– Из родника на вершине того холма. Правда, вода этого родника солоноватая на вкус, – следует ответ.

Еще один родник на вершине холма! Обычно родники располагаются у подножья гор или холмов, но на вершине их?!

Мынбулак окончательно покорил мое сердце.

Посмотрев вдруг на часы, наш провожатый заспешил на срок – так метеорологи называют свои наблюдения на метеоплощадке. И уже на ходу крикнул:

– Подождите до вечера, вернутся наши из Джусалов, поговорим как следует...

Не скрою, мне хотелось бы познакомиться с людьми, работающими на этой пустынной станции. Но нам пора в путь."

Источник:
http://geolmarshrut.ru/antologiya/?ELEMENT_ID=4507