Александровский парк...

Юлия Чурсина Павлова
Мы идём неторопливо, держась за руки. Я и моя мама. Справа пруд, зеркальный, гладкий. Нас встречают уточки - нежнейшие творения Божии, сколько в них грации! Мамочка начинает свой рассказ... И я вновь улетаю в невиданную даль нашего исторического прошлого. Мама лучше любого экскурсовода и эксперта. У неё великий дар - делиться знаниями ненавязчиво. Владеть информацией и подавать её аккуратно, интересно, изящно - это искусство.

С левой стороны Александровский дворец, не пестрящий роскошью, как Екатерининский, но по-своему прекрасный. Вглядываюсь в лепнину на колоннах, внимаю маминым словам. Дивное пение птиц сопровождает нас непрестанно. Сразу вспоминается запись императора Николая II в своём дневнике: "После обеда пошли прогуляться в лес, несмотря на холод, соловьи исправно заливались по кустам" (27 мая 1900 г.).

Он ходил здесь, он любил этот парк! Мой небесный покровитель, я в твоих обителях... Здесь ты родился, впервые увидев свет Божий, и отсюда в 1917 году тебя увезли в последний путь. Мученическая точка в истории русской монархии.

К глазам невольно подступают слёзы. А воображение неустанно рисует прочитанные ранее строки. "…отправились в Царское Село. Давно с таким нетерпением не ожидал переезда сюда, как этот раз! Сейчас же пошел гулять с собаками и обошел весь парк. В лесу довольно много снегу, на прудах еще везде остался лед" (14 апреля 1898г.). "С каким приятным чувством я проснулся, сознавая, что я в Царском, а не в городе" (5 марта 1901 г.).

Здесь гулял наш государь, эти тропы помнят следы его стоп, а эти каналы - вёсла его байдарок. Ретивые кони царской конюшни катали царевен, так любивших верховую езду. Могучие ели склонялись над главой императрицы, скромной и преданной воле Божией, занимающеся рукоделием на свежем воздухе. Вокруг всё словно оживает. Император доверял бумаге сокровенное: "Гуляли, собрали букет ландышей из знакомого нам только места и катались в лодке. Погода стояла идеальная" (19 мая 1898 г.). "Осмотрели все оранжереи, где мы наелись разных плодов земных" (8 мая 1898 г.). "Аромат сирени был чудесный" (30 мая 1900 г.).

Фактически император каждый год писал в дневнике об Александровском парке одно и то же, повторяя из года в год, «по образцу прошлых лет», круг устоявшихся дел: "Тотчас по приезде пошел гулять и наслаждался парком и одиночеством" (18 марта 1899 г.); "Здесь, в Царском, все это как-то гораздо приятнее, чем в городе, поэтому и занимаешься тут более охотно и усидчиво" (19 марта); "В 3 часа переехали снова в милое Царское Село. Сейчас же отправился гулять со стаей. Весь лед на прудах сошел" (21 апреля). "После обычного чтения утренних бумаг пошли гулять со всею стаей собак – их теперь 7 штук" (15 апреля 1898 г.).

Ласкаю взглядом деревья и цветы и думаю лишь об одном: "Созерцая это великолепие, царские дети просто не могли вырасти нечуткими, неумиротворёнными, неутончёнными. Всё окружение, вся природа формировала их трепетные души. Воспитываясь в таком дивном месте, просто невозможно вырасти плохим человеком. Сама природа накладывает свой отпечаток на наши сердца". Эта мысль и сейчас со мной. Она дорога мне.

После посещения сего дивного места хочется лишь молчать, вдыхать аромат нежной природы, читать и читать...

А мы идём с мамочкой, также под руку. Зонт едва ли скрывает наши плечи от проливного дождя. Я вернусь к вам, резные мостики, уютные водные каналы, я вернусь к вам, вековые ели, дубы... Я уехала, но сердце моё осталось с вами.

Юлия Павлова
15.05.2019г.

В тексте приведены цитаты из книги Игоря Зимина "Александровский парк Царского Села. XVIII – начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора"