Пожар в южноуральской тайге

Анатолий Емельяшин
                Пожар в южноуральской тайге.

                Фото низового пожара.
               
                Из раздела «Зарисовки из туристских странствий»

          Наши водники с некоторых пор увлеклись подводной охотой.  Необходимое снаряжение (маски с трубками, ласты, ружья и гарпуны, гидрокостюмы) приобрели, а большей частью изготовили сами. Охотиться выезжали в выходные, а некоторые и на весь отпуск на озеро Увильды . Для перемещения по заливам и островам использовали байдарки.

          Я этой страстью не увлёкся, но копчёную рыбёшку уважал и два-три раза за лето тоже выбирался на это озеро. На добраться уходила пятницкая ночь, в ночь на понедельник возвращались домой.

          Вот и сейчас я снова здесь. Две бессонных ночи, одна в поезде, вторая здесь – пол ночи колол острогой раков, сказались и утром меня сморил сон. Но выспаться не удалось. Спать не давали периодические  звуки то ли взрывов, то ли отдалённой канонады. Эти «у-ух» или «бу-ух», постепенно приближаясь, неслись из-за кыштымской дороги. А по северо-западному сектору неба протянулась низкая, почти чёрная, облачность, напоминающая дым большого пожара.
          Потом «бухать» стало стало где-то совсем рядом. Загадка прояснилась, когда сосна, видимая за дорогой с нашей стоянки, вдруг враз вспыхнула пламенем и через пару секунд донёсся этот «бу-ух». К озеру подкрадывался верховой пожар. Пора было «делать ноги».

          Рядом с нами отдыхали сотрудники свердловского НИИ Автоматики. Они приехали на собственном автобусе и, поняв возможность оказаться в огне, начали сворачивать свой бивак. Согласились взять в автобус и нас, но место нашлось только двоим, – водитель клял плохую дорогу и не захотел перегружать автобус. Это нас устраивало, так-как сматываться решили только мы с подругой, остальные предпочли уходить от пожара на острова и даже на другой берег, к санаторию МВД.

          И вот мы со скрипом, но едем по лесным скорее тропам, чем дорогам, а сзади надвигается пожар. Хорошо, что ветра нет и пожар движется с черепашьей скоростью. Наконец выезжаем на кыштымское грунтовое шоссе.
         
          Тем временем дым затянул весь небосвод. Впечатление такое, что тайга горит кругом, и по сторонам, и сзади, и впереди. Так и оказалось: в паре километрах за Кыштымом автобус останавливают лесники в униформе.
          Предлагают принять участие в противопожарном мероприятии – копать канаву для препятствия низовому распространению огня. Возражения научных работников не принимаются – есть решение местных властей привлекать к работе всех проезжающих.
          Участок отвели небольшой – от болотины до шоссе. Надо убрать многолетний слой хвои до твёрдой почвы на ширину около метра.

          С лопатами наука управлялась неплохо и через час мы сдали урок леснику и поехали. Думали на этом и закончится, но ошибались. Через несколько километров нас снова тормознули. На этот раз предстояло делать то же на перешейке между двух озёр. Но сюда уже подступил низовик, да и лопат не было.

          Низовой пожар распространяется по своим законам. Впереди движется стена огня, пожирающего слой высохшей хвои и листьев.
          Порой стена напоминает движущийся огненный вал и высота его зависит от толщины сухого материала..
          Вал, сожрав всю сушь идёт дальше, оставляя отдельные очаги горящего сушняка и тлеющего слоя сырой от гнили хвойно-лиственной подстилки. Той, что не вспыхнула сразу.
          Такое пожарище уже не так опасно: только при сильном ветре очаги может раздуть и перекинуть на кустарник, подрост и большие деревья.

          В туристских походах я уже встречался с низовым пожарам, знал как сбивать пламя без риска поджариться или надышаться дымом. Поэтому  ещё в автобусе рекомендовал женщинам замотать причёски косынками и другими тряпками и одеть у кого есть курточки  и другую верхнюю одежду. 
          Вооружились срубленными молодыми берёзками и двинулись навстречу огню.
          Мне вступить в огнеборство пришлось первому, –  показать как сбить пламя не залезая в огонь. Хорошо ещё что огонь двигался здесь против ветра – дым сносило на сгоревшую сторону.

          Битва продолжалась довольно долго, но тётки победили и залезали в автобус с чувством людей, совершивших, если не подвиг, то весьма опасное и нужное дело. Посыпались шуточки и подначки. Было над чем шутить – такими чумазыми и закопчёнными они друг друга никогда не видели.
          Для меня же самым приятным было то, что дамы уговорили водителя сделать крюк через Чермет,  высадить нас, а потом отправиться в центр к своему НИИ.

          Думаю, этот «отдых на природе» они запомнили на всю жизнь. Да и в моей памяти этот штришок отложился.
          Это было в далёком 1974 году, накануне водного сплава по истоку Енисея в Туве.