Жить в духе

Виктор Тарасенко
     Наверное, это словосочетание «жить в духе» не совсем понятно для простого современного человека по той простой причине, что он мало задумывается об этом.  Думаю, что и для номинального христианина это словосочетание также представляет некий «китайский ребус» по той же причине – нежелании глубоко размышлять о жизни, о вере, о настоящем, и о будущем.
     Жизнь течёт своим чередом, и каждый из нас проходит определённое ему земное поприще, встречая на нём порой и скалистые преграды, и широкие долины. Никто из нас не знает на каком этапе земной юдоли наша земная жизнь будет завершена.
    Случится ли это, когда мы в отчаянии из последних сил будем преодолевать очередные житейские трудности, или напротив того, она закончится внезапно, когда мы спокойно движемся по широкой долине благодати, когда вовсе и не думаем о её завершении. Тем не менее это определённо случится со всеми нами, и мы это знаем, но подспудно страшимся этого, не желая прощаться со столь знакомым нам земным образом нашего существования.
      Однако, чтобы войти в Царствие Небесное, требуется полное освящение нашего естества: духа, души и тела. Самостоятельно достичь требуемого освящения ни у кого не получится, сколь ко бы долго и упорно он не занимался различными духовными практиками. Но для верующего человека в Господа Иисуса Христа это доступно по Божьей благодати, и как пишет апостол Павел: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит (сие)» -1 Фес.5:23-24
     Хочу обратить ваше внимание на порядок, описанный апостолом Павлом: вначале дух, затем душа, и потом тело. Если же смотреть на ежедневные наши просьбы и молитвы к Богу, то порядок как правило у нас совершенно обратный. Мы взываем и просим Бога (очень часто) об исцелении нашего тела, иногда (очень редко) об исцелении нашей души, и практически никогда (я не помню таких просьб) об освящении или исцелении нашего духа. Связано ли это с тем, что наш дух совершенно здоров? Или напротив того, мы о его существовании и не знаем? Тем не менее, к сожалению, это так. Мы, вольно, или невольно, ограничиваем себя в лучшем случае двумя качествами нашего естества и лишь иногда вспоминаем о третьем. И всё же, это третье качество нашего естества вполне себе существует и первым из трёх откликается на Божественный призыв, когда мы слышим слово Божие.
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» - Евр.4:12
    Рано или поздно, но каждый из нас соприкасается с вечным Евангелием благодати Божьей и это слово касается не столько нашего тела, и не только нашей души, но в первую очередь нашего духа, стремясь возродить его к той вечной жизни, которая уготована каждому из рождённых на земле и принявших верою силу воскресения спасающей благодати Слова.
     Это действие Божьего слова, однако не всегда понятно не только простым людям, но и религиозным учителям, которые считают себя вполне компетентными в религиозных вопросах. Вспомните разговор Иисуса Христа со старцем Никодимом, когда уважаемей учитель того времени совершенно не мог понять слов Христа о рождении свыше, приводя свои аргументы - земное понимание рождения.
Господь же ему сказал: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» - Иоан.3:5-7
     Так что же такое «жить в духе»? Давайте подведём некий промежуточный итог: во-первых, «жить в духе» значит принять Слово Божие – его наставления, обличения, и осуждение.
     Если мы, под его воздействием, не почувствуем себя погибшими грешниками, мы ещё не готовы к рождению свыше от Духа Божьего, наш дух «мёртв» для вечности, или если более правильно сказать, не принесёт нашему естеству вечной пользы, так как возвратиться к Богу, который и дал Его: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.  Суета сует, сказал Екклесиаст, все - суета!» - Еккл.12:7. В этом высказывании мудреца сквозит полнейшая безнадёга суетности земной жизни: всё заканчивается рано или поздно, для богатого и бедного, для знаменитого и безвестного, для праведного и неправедного, итог всем могила, тлен тела. Дух уходит к Богу, а тело не способно к этому!
      По этой то причине Христос и говорил Никодиму о необходимости «рождения свыше». Это рождение от Духа Божьего, возрождающего и наш дух, и душу и тело! Это начало начал продолжения вечности нашего естества.
Значит «жить в духе» это не только слышать или слушать слово Божие, которое производит свою работу в каждом из нас, но и смирившись пред Богом, быть рождённым от Духа Святого, и это второй промежуточный итог нашего размышления.
      Это уже много, но достаточно ли для вечности?
Давайте немного поговорим о нашей земной жизни: мы рождаемся, растём, развиваемся, становимся взрослыми, создаём семьи, воспитываем детей, кто-то имеет благословения видеть продолжение своего рода во внуках и правнуках…
Однако не все рождённые на земле проживают такую длинную жизнь. Кто-то умирает во младенчестве, кто-то в юности, а кто-то в расцвете сил. Как мы уже говорили об этом ранее, всё в руках Бога, Он подводит черту жизни каждого, ибо только Он и даёт её изначально. Я хочу сказать лишь то, что и в духовной жизни может быть смерть духовно рождённых людей (разлучение с Богом), иначе как понимать текст апостола Павла: «Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]» -Евр.6:4-5
Давид так писал об этом: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» - Пс.31:2 Другими словами нам нужно быть искренними перед Богом во всякое время и во всём так как Он знает нас совершенно и перед ним всё обнажено.
     Продолжая свои размышления о вечном Псалмопевец в своём 138 псалме очень ярко раскрывает величие Божье и ограниченность человека: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои, издали. Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение [Твое], - высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -  и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня [сделается] ночью"; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.» - Пс.138:1-16
      Эта картина Всевидящего Бога, наверное, не для всех очевидна, потому что откуда тогда у нас бывает всякое неустройство и лицемерие?
Продолжая делать выводы о «жизни в духе» следует сказать о искренности нашего сердца перед Богом, в котором не должно быть никакого лукавства. Царь Давид, при всех его согрешениях и грехах был назван мужем по сердцу Бога, именно вследствие искренности сердечных размышлений и переживаний Давида: «…поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему…» - Деян.13:22
     К сожалению, продолжая свой жизненный путь, даже духовно родившись от Духа Божьего, мы не всегда живем праведно и много согрешаем. Какой же выход? Искренние покаяние перед Богом и возвращение на тернистый путь спасающей благодати Христова воскресения, Который взял на Себя все наши немощи и грехи!
Этак третьим выводом или условием «жизни в духе» я позволю себе утверждать это качество – искренность и отсутствие лукавства. Иначе мы не сможем дойти до врат вечного града, груз лицемерия и лукавства, непременно своротит нас на широкий путь ведущий в ад.
      Следующим условием «жизни в духе» на мой взгляд является крещение Духом, об этом говорил сам Господь: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.» - Деян.1:4-5. Само по себе слово крещение (греческое – баптидзо) подразумевает погружение. Таким образом, Христос, говоря своим ученикам, что им через несколько дней предстоит некоторое действие от Духа Святого, говорил им о погружении Духом во что?
     На мой взгляд ответ очевиден – это погружение в его Тело – Церковь, что и произошло на день Пятидесятницы, когда тысячи уверовавших людей покаялись и присоединились к ученикам Христовым из разных народов и языков: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.» - Деян.1:41.
     Надо сказать, что погружение Духом Божьим в Церковь Христову сопровождается и подтверждается крещением водою, но не всегда крещение водою означает крещение Духом. Вспомните учеников в Эфесе с которыми имел диалог о крещении апостол Павел: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.  Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.  Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать.» - Деян.19:1-6.
Принятие святого водного крещения по вере во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, является необходимым этапом «жизни в духе», который некоторые верующие отвергают по различным причинам: кому-то не нравится церковь, кого-то соблазняют служители, ну и т.д.
      Однако, сегодня, современному человеку нет оправдания, потому, что Церковь Христова, являясь Единой, всё же столь разнообразна, что даёт возможность всем найти ту форму поклонения и служения, которая отвечает всем запросам вашей души.
Многие же, критикуя церковь, и не входя в неё посредством крещения, не участвуя в заповеди Христовой лишают себя не только благодати дня сегодняшнего, но и дня грядущего.
     Об этом прямо говорил Христос: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.» -Иоан.6:53-57.
     Таким образом мы подходим к очередному этапу «жизни в духе» - это к регулярному участию в заповеди Христовой – хлебопреломлению – воспоминанию страданий Господа нашего Иисуса Христа. Я бы даже сказал, что этот этап «жизни в духе» является краеугольным, так как в нём сосредоточено вся наша вера, всё наше основание, вся наша надежда – принятие нас Богом через смерть и страдания нашего Господа Иисуса Христа!
     Павел говорит нам, что легкомысленное участие в данной заповеди может привести нас не только к болезни, но и к преждевременной смерти: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.» - 1 Кор.11:29-30.
Однако, сколь много мне доводилось встречать «христиан», которые не считают важным для себя исполнять данную заповедь регулярно. Конечно же они «не живут в духе», но считают себя принадлежащими, как правило к исторической церкви. Можно сказать, что они обманывают сами себя, живя своими земными интересами, совершенно не думаю о «жизни в духе».
      Что сказать на это? В Библии всё изложено: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.» - Гал.6:7-8 Таким образом мы подходим к следующему условию «жизни в духе» - это посев в вечность, о чём прочитали у апостола Павла.
     Что мы можем посеять в Дух? Обычно мы сеем семя, которое видим, что же такое сеяние в дух? Разъясняя притчу о сеятеле своим ученикам Христос вполне ясно это излагает: «Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.  А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.» - Матф.13:18-23
     Если мы, дерзаем называть себя учениками Христовыми, то мы обязаны постоянно сеять слово Божие, вне зависимости от результата. Порой мы огорчаемся от того, что наши слова о благодати Божьей не приносят на наш взгляд никакого плода. Но, на самом деле, это скрыто от наших глаз и возможно в вечности мы увидим удивительный плод наших усилий «посева в дух» и тех тружеников Царствия Божьего, которые уверовав через наше благовестие принесли Богу плод, превосходящий даже все наши усилия (во сто крат). Мне вспоминается один пример из жизни мало известного евангелиста 19 века в Англии, который постоянно ездил с проповедью по разным городам и селениям Англии. У него не было особого успеха, и в каждом последующем городке и селении на его проповедь приходило всё меньше и меньше людей. Так случилось, что в очередном городке, послушать его проповедь пришёл лишь один десятилетний мальчик. Ему одному проповедник и проповедовал. Поставьте себя на его место, как было бы вам? Но он проповедовал со всей страстью, и мальчик обратился с покаянием к Господу Иисусу Христу! Я точно не помню фамилию этого мальчика, но он точно стал одним из самых выдающихся евангелистов всех времён и народов. Возможно, его фамилия Моуди! Это был тот, кто смог распространить евангельскую веру по всей Северной Америке!
       «Жить по духу» - это значит жить праведной жизнью, побеждая в каждодневной круговерти все происки плоти. Об этом очень ясно пишет апостол Павел: «если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.  Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"  Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.» - Рим.8:10-16
     «Жить в духе» значит быть уверенным в принятии Богом вашей веры, вашего раскаяния, вашей надежды.
     «Жить в духе» - это также молиться и взывать к Богу, даже тогда, когда ваши уста молчат!
      «Жить в духе» - это благословение каждого дня, открытое для всех верующих в Господа Иисуса Христа!
     Живем ли мы «в духе» каждый день?
     Бог свои благословения даёт нам постоянно…
     Давайте жить по духу, в Духе Святом!
     Аминь.

ТВГ, г. Барнаул, май, 2019 г.