Весна. Ялта. Э. Шклярский - Пикник- 2019

Сергей Горцев
     Не секрет, что жизнь иногда преподносит неожиданные встречи. Во время очередного отпуска в апреле я оказался на южном побережье Крыма - в самом крупном туристическом комплексе «Ялта-интурист», в котором люблю отдыхать уже много лет. Отель вмещает около трёх тысяч гостей, располагает огромной территорией с десятком небольших ресторанов, пляжем, громадным аквапарком и прекрасным зоопарком. Представьте мое удивление, когда среди массы народа, проходя мимо одного из ресторанчиков, случайно заметил скромно сидящих за столиком своих давних знакомых - Эдмунда Шклярского и Марата Корчемного, отдыхающих вместе с жёнами. Вероятность нашей встречи в Ялте была столь мизерной, что невольно на ум приходили разные объяснения мистического свойства. Вспомнилась книга Ричарда Баха «Ничто не случайно»... О роли случая в нашей жизни был мой первый вопрос Эдмунду Мечиславовичу во время очередного интервью, которое состоялось на одной из скамеек на аллее отеля:

- Эдмунд, мне кажется, наша очередная незапланированная встреча в городе, где даже не было (!) концерта «Пикника», носит явно мистический характер. Тем более, в день, когда христиане отмечают большой Праздник. А как ты вообще относишься к подобным неожиданным событиям? Было у тебя нечто похожее?
- Думаю, действительно в нашей жизни многое происходит неслучайно. Надеюсь, отношусь к этому объективно. Не скажу, что наша встреча носит планетарный характер, но не скрою: приятно было тебя здесь увидеть,можно сказать, в чужом краю(улыбается). Знаешь, я не припомню сколь-нибудь серьезных совпадений мистического свойства в истории нашей группы. Но... были какие-то сны, которые предвосхищали некоторые реальные события. Например, наше «второе дыхание» в начале 2000-х годов было связано со сном. Я здесь говорю об истории «Пикника». Незадолго до этого мне приснилась невидимая рука, которая поднимала меня. И я понимал, что это связано с нашим делом, с творчеством группы. И,действительно, вскоре нас показали по телевизору, появились КИНОпробы, появился некий организатор Нариман, который помог нам выпустить сборник «Фиолетово-чёрный». Короче, после некоторого простоя наша известность получила новый серьёзный импульс. Должен сказать, в этом же сне мне приснилась капля крови, падающая из некоего домика. К сожалению, вскоре умерла моя близкая родственница.

- У вас только что прошли два концерта в Крыму - в Симферополе и в Севастополе. Отличались они чем-то от концертов в других городах России?
- Естественно, программа была такой же, как в других городах этого тура. Вот если бы это были открытые площадки, наверняка были бы какие-то отличия. А так зритель был благодарный, горячий, и выступать было очень приятно. Правда, в Севастополе некоторые были огорчены - у них на входе отобрали много спиртного. Но это объяснимо - здесь хорошее крымское вино,и отдельным зрителям захотелось   соединить два удовольствия (смеётся).

- Когда-то давно, слушая песню «Битлз» « When I am 64» («Когда мне будет 64»), я думал о том, какой это далекий и почтенный возраст. И вот, Эдмунд Мечиславович, время пришло.
- Сергей, ты опережаешь события (улыбается).
 
- Но не более, чем на несколько месяцев. Мой вопрос такой: ты чувствуешь какие-то изменения в себе с годами?
- Естественно,я меняюсь. Но музыкальные вкусы остались те же. Конечно, приходится вслушиваться в современные мотивы, ловить какие-то жемчужины в музыке, которые попадаются и которые берёшь,не стесняясь,(улыбается) для своего пользования.
 
- А внутри группы какие-то изменения происходят?
- Да нет, все как обычно. Единственное, мы стали опытнее, выбираем какие-то более реальные идеи, которые могут быть воплощены. Раньше было более хаотично, например, при выборе декораций - иногда приходилось выбрасывать их после первого же концерта. Сейчас всё более продуманно. Мы уже знаем, что может сработать, а от чего лучше сразу отказаться.

- Сейчас больше звучит идей, предложений от участников группы, чем раньше или по-прежнему ты сам определяешь концепцию программы и ее содержание?
- Понимаешь, название программы, ее содержание - все идёт от песен, поэтому можно сказать, что от меня. Иначе никак.
 
- Ты упомянул некие жемчужины в музыке... Мне кажется, ваша песня «Сияние» отличается от остальных каким -то новым интересным звучанием.
- Дело в том, что, когда готовили программу для Ледового дворца, мы понимали, что с учетом размеров зала должны быть какие-то другие формы подачи. Программу назвали «Сияние». Должна была быть заглавная песня. Её музыка была уже написана мной раньше. Придумались слова, и получилась довольно удачная, на мой взгляд, песня. И все её отметили.
 
- Получается, что сначала было название программы, а потом уже появилась песня с таким же названием?
- В данном случае всё произошло именно так. И уже на концерте мы эту песню визуально обыгрывали - было две барабанщицы, лазер... Впервые песня прозвучала не в Питере, а в большом московском клубе «Адреналин стадиум»
 
- Ледовый дворец - это тоже очень большая концертная площадка. Тебе нравится там выступать?
- Мы уже выступали там и в прошлом году, и в нынешнем. Все прошло нормально, поэтому мы решили следующей весной продолжить эту цепочку.
 
- Зал удаётся заполнить?
- Да. И в прошлом году, и в этом. Вообще, это довольно серьёзная история.
 
- Представляю. И поздравляю вас - далеко не каждый артист и музыкант способен сегодня собрать многотысячный Ледовый дворец в Питере... Интересно,насколько лично для тебя тяжелее выступать перед десятью тысячами зрителей,чем, например, перед тысячью?
- Самая главная особенность выступления в  больших залах, Сергей – это большое волнение. Чем больше зал, тем больше волнения.
 
- Посмотрел ваш сайт - в День Победы 9 мая по НТВ будет показана программа «Квартирник у Маргулиса», в которой вы принимаете участие с песней Окуджавы «Виноградная косточка»...
- Вообще-то официальное ее название «Грузинская песня»

- Как всё произошло и почему именно эта песня?
- Нам предложили участвовать в трибьюте  Окуджаве, дали список возможных песен. Но мы привыкли к определенной понятной для себя песенной форме. Например, в трибьюте  Башлачеву была довольно сложная для нас форма. А в «Грузинской песне» , которую мы выбрали, все понятно - хорошие слова, прекрасная мелодия. Я ее когда-то слышал в исполнении Окуджавы, и она запала в памяти. То есть, мы выбрали не ту песню, которую нам рекомендовали. Считаю, самое главное в трибьюте - это не испортить песню, не сделать ее хуже оригинала. Такой же был подход,  когда мы записывали «Любо, братцы, любо» и «Ой, да не вечер...» Желательно было сохранить эту распевность, мелодию, которые не оставляют человека равнодушным уже много лет.

- В песне Окуджавы очень хорошие слова, философский текст:
          «…Царь небесный пошлёт мне прощение за прегрешенья.
               А иначе, зачем на земле этой вечной живу?»
А если  попрошу назвать тройку любимых поэтов, кого ты назовёшь?
- Хм... Ты знаешь, я не такой большой знаток поэзии...Мне очень нравятся Марина Цветаева, Маяковский, у Евтушенко многие стихи...
 
- «Хотят ли русские войны», например?
- В том числе.
 
- А если попрошу назвать тройку любимых художников?
- Когда-то меня поразили сюрреалисты. От них пошло песенное начало. То есть, не от поэзии, а от сюрреалистического восприятия живописи. Мне очень нравится Магритт, потом Макс Эрнст  и ...
 
- Сальвадор Дали, наверное?
- Ты знаешь, когда-то Дали заполнил собой всё пространство. Но по мере знакомства с другими репродукциями он постепенно отошёл на второй план. Например, есть очень хороший итальянский художник де Кирико, в манере которого мы даже пытались делать какие-то декорации.

- Я неслучайно заговорил о художниках. Знаю, что зимой в Питере прошла выставка твоих картин и рисунков. На ней специально побывала моя знакомая журналистка Татьяна  Бадалова из Рязани, сделала с тобой интервью, а также много интересных фото...
- Да, я её помню. Она подарила мне свою интересную книжку «Истории Королевства Кривых»

- Ты доволен этой выставкой?
- Это было предложение от галереи « Артэфиче». Выставка прошла довольно удачно и весело. Состоялись какие-то вечера поэзии, мои выступления. В первый день я спел несколько не своих песен, например, польскую «Анну-Марью» в своём переводе. В конце выставки я даже играл с роботом. То есть, для любителей особых ощущений были такие вот хитрости( улыбается). Мне кажется, что выставки с присутствием автора с каким-то действием гораздо интереснее, чем просто демонстрация каких-то работ.
 
- Если возвращаться к группе «Пикник», то уже много лет у вас стабильный состав. Мне интересно, какие положительные качества ты отметил бы в каждом участнике вашего коллектива, какова их роль в жизни группы? Первый по списку, наверное, Марат?
- Ну, если по хронологии, то первый - Леонид Кирнос(улыбается).
 
- Согласен.
- Понимаешь, трудно говорить о том, что конкретно каждый вносит в группу. Все- таки, наша группа состоит не из лучших по профессии. Важен человеческий контакт, важно, как люди стыкуются друг с другом. Я бы внёс в список и нашего директора, и технический состав, и Игоря Васильева...
 
- И все-таки, что можно сказать о Леониде Кирносе?
- Леонид - это человек- загадка (улыбается).
 
- До сих пор? (смеюсь)
- Да, до сих пор. Поэтому его нет с нами в Ялте. Это его свойство. Мы видим его редко. Часто он перемещается отдельно от группы. Более того, он редко появляется в нашей гримерке, потому что он добился своей отдельной гримерки. Что он там делает, мы не знаем. Догадываемся, что перед концертом он делает там какой-то компот и его потребляет (улыбается).
 
- Конечно, он надежный и дисциплинированный?
- Да, мы точно знаем , что он выйдет на сцену вовремя и в нужном городе (улыбается).
 
- Следующий - Марат.
- Марат появился у нас давно и, как ты знаешь, сначала занимался организацией концертов и созданием сайта. Став бас-гитаристом,  он привнёс значительный оптимизм в нашу повседневную работу. Если любимая присказка Леонида « от добра добра не ищут», то Марат любит испробовать что-то новое, ранее неизведанное, часто предлагает рисковать. В тех же выступлениях в Ледовом дворце есть идеи Марата. В прошлой программе он сделал клипы с участием Гусева, Андреевой, Охлобыстина. Кстати, мы тогда, как сейчас, были у моря и верстали ту программу. Только это было вдали от родных пенатов - в Тоскане, в Италии.
 
- Что можешь сказать о Стасе?
- Ну, про сына, сам понимаешь, отцу говорить очень сложно. Во- первых, у нас с ним так или иначе совпадают голоса. И это серьезный плюс. Мы можем петь некоторые песни на два голоса. Например, это неплохо получается в упомянутой уже песне « Сияние». Во-вторых, мы исполняем несколько его песен, то есть у Стаса имеется конкретный вклад в репертуар. Стас уже ездит на гастроли со своей группой под названием «Инкогнито»... Хотя, конечно, проблемы отцов и детей никто не отменял, и разные нюансы присутствуют (улыбается). Его сейчас с нами тоже нет, потому что не так давно стал папой и полетел к сынишке.
 
- Глядя на график ваших концертов, заметил, что после поездки на Дальний Восток летом 2019 года у вас несколько месяцев концертов  почти  нет. Будете записывать новый альбом?
- Не забывай, что в это время будут традиционные фестивали с нашим участием - «Нашествие», « Окна открой», крымский «Таврида»... Планы записать альбом тоже есть, как и заняться подготовкой новой программы. А она начинается с придумывания названия. И это, скажу тебе, не такое уж простое дело. Хотелось, чтобы название альбома совпадало с названием концертной программы. И, замечу, не всякое название песни подходит для названия программы. Например, у меня есть песня « Дешёвая мечта». Она о том, что у человека вполне может быть простая приземлённая мечта, которая может его спасти, дать опору в жизни. Хорошее словосочетание для названия песни, но не подходит для названия программы. В названии программы должно быть больше оптимизма, что ли.
 
- Как и все, ты живешь в каком-то информационном поле, сталкиваешься по жизни с различными ситуациями. Что из происходящего сейчас тебя особенно тревожит?
- Знаешь, мы не смотрим телевизор... Вот, вроде, прошли выборы в Украине, а мы до сих пор не знаем , кого избрали Президентом (улыбается). Да и сложно как-то что-то оценивать, поскольку есть опасность скатиться к брюзжанию о том, что раньше было лучше, чем сейчас. Мне не нравится, что в мире стало больше лицемерия, мне не нравится слово « толерантность»,в результате которой можно скатиться к каннибализму...
 
- В одном интервью ты сказал, что грех сейчас стал гораздо доступнее, и эта мысль мне очень запомнилась.
- Да, если раньше надо было приложить какие-то усилия, чтобы к нему приблизиться, то сейчас грех совсем рядом, достаточно иногда просто включить смартфон. Помню, в молодости как -то у меня было желание попробовать наркоту...
 
- В самом деле?
- Тогда ведь не было ещё информации о том, что это смертельно опасно, не было смертей рок-звёзд типа Хендрикса... Но я не смог ,слава богу, свое желание реализовать, потому что достать наркотики было довольно сложно. Теперь это все гораздо доступнее. Современному человеку приходится подавлять в себе множество порой смертельных соблазнов, он просто окружён крайне опасными вещами. Ему необходимо быть очень стойким, а это не у всех может получиться.
 
- Полностью с тобой согласен. Вспоминаю, один мудрец верно сказал: «Нельзя смотреть на то, что нельзя делать». Жаль, Эдмунд, что время нашего общения ограничено. Но я очень надеюсь, что эта наша встреча далеко не последняя. Успехов тебе и группе!


апрель 2019, Ялта



пс Предыдущее интервью с Э.М.Шклярским - http://www.proza.ru/2019/01/09/1053

 Сборник "15 интервью с Э.Шклярским" -
 можно купить на сайте издательства Выргород - http://wyrgorod.ru/shop/details_5671.html, а также на авито.