Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 25. Карточное и

Ермолаев Валерий
                Сверчок
                Часть 2
                Коллежский секретарь
                25
                Карточное искусство

        Но в день, когда я увидел княгиню, она была озабочена отнюдь не проблемами искусства. Ее волновал ее дальний родственник из Рязани – Лев Измайлов, отчаянный картежник. Он снова проиграл в карты крупную сумму.
-Когда же это кончится! – восклицала княгиня, -Десять лет прошло, как он сыграл одну из крупных партий, и все живет этим, все верит в удачу.
-Ах, княгиня воскликнул мой дядя, Пушкин Василий Львович, - без карт неможно жить…
-Да можно, можно, отчего же не можно, надо только сдерживать страсти и любить искусство, туда направлять все силы своей души…
-Но, княгиня, - вступил в разговор Петр Вяземский, - карточная игра в России есть часто оселок и мерило нравственного достоинства человека…
-И это неправильно, - возразила Ночная княгиня.
-А я согласен с Петей, - встрял снова Василий Львович и прочитал на распев:

…Без карт неможно жить.
Кто ими в обществе себя не занимает,
Воспитан дурно тот и скучен всем бывает.

-Василий Львович, -укоризненно сказала княгиня, - не туда вы направляете свой чудесный талант, какой пример вы подаете, другим, ну вот , например вашему племяннику  Саше Пушкину. Того гляди, и он начнет в карты играть…
- Ах, княгиня, к сожалению, у нас действительно с картами все не просто. Вот живет, например, человек, живет себе, стареет, понтирует и все с ним общаются. Он уже ни черта не помнит, ну полный склероз, ни русских генералов не помнит, никто такой Наполеон, ну полностью гнилуши протухли… И что? А ничего! Все нормалек, со всеми друг и уважаем без базара. Но вдруг люди замечают, что он забывает главное – козыри, или еще хуже – масти карт, то тут полный писец! Он начинает возбуждать опасения своих близких и сострадание общества. Юмор, остроумие, ум – все отражается у человека за карточной игрой. В России игроки никогда не переведутся.
- И очень плохо! –насупилась княгиня на длинное социальное испражнение Вяземского, - прекрасная литература, искусство, шедевры музыки, картежнику становятся ненужными, он не вдохновляется творчеством. Неужели и молодежь стала такой и ей не дают покоя лавры Левочки Измайлова?
- А что Левочка? – спросил Вяземский.
-Не хочу говорить об этом картежнике, позоре нашего рода Измайловых.
-Почему же позоре, княгиня, - удивился мой дядя, - так как он сделал игру в 1807 году, мало кому удавалось.  Ты, Петя, и ты Саша молоды еще, и вряд ли помните, то, о чем говорил весь Петербург и Москва в те времена.
-Смутно помню, что была какая – то крупная игра, и больше ничего не знаю, мне тогда было 15 лет, - скромно сказал князь Вяземский.
-Тогда я вам расскажу, -решился Василий Львович.
-Василий Львович, я вас умоляю, пощадите наши уши! – воскликнула княгиня Евдокия Голицына, урожденная Измайлова.
-Не обижайтесь, княгиня, но эта история только украшает ваш род любителей искусства, потому что карточное искусство, такое же древнее искусство, как и все. А если взять еще и гадательные карты, карты судьбы Таро, то история их насчитывает не одну тысячу лет.
-Но у нас, в России, в карты играют не так давно…, - возразила княгиня.
-О, об истории карт я читал, - оживился князь Вяземский, перебивая всех и желая поделиться своими знаниями в этом предмете, -карты появились из арабских стран вначале в Италии и Англии, а уже в XIII веке дошли до Франции…
-Я знаю это, Петя, -вставил Василий Львович свое, ухмыляясь и предвкушая реакцию от скабрезности которую он собирался выдать на гора, - знаете как в Италии называли карты?
-Ну, как-то по - итальянски…, - протянул Вяземский.
-Наиби! – гордо и торжественно выпалил Василий Львович, автор «Опасного соседа», - просто до безобразия! Наиби и все. Всех наиби!
-Василий Львович! - укоризненно воскликнула княгиня.
-Наиби, -жестко повторил, видимо нравящееся ему слово, русский поэт – проказник, -что по - арабски значит –пророк!  Наиби –пророк. И пророк постарается!
-Я знаю, что во Франции, - вернулся к истории Вяземский, - живописец Жакелин Гренгофер нарисовал карты для забавы слабоумного короля Карла VI. Это были необычные карты: в колоде только один король – сам Карл VI, остальные герцоги. Дамы означали фрейлин королевы…
-И пошли азартные игры, - в такт князю произнес Василий Львович.
-Да, - продолжал Вяземский рассказ из истории карт, - в России карты появились три сотни лет назад, вместе с игрой в зернь, то есть в кости, они были уже известны при дворе Алексея Михайловича. Петр I пробовал бороться с азартными играми. Он указом запретил в армии и во флоте проигрывать более, чем 1 рубль. Екатерина II издала указ, запрещающий платить карточные долги по векселям. Бесполезно! Даже пробовали арестовывать картежников… бесполезно! Ни ПавелI, ни наш Александр Павлович остановить азартные игры не смогли.
-Писать против игры есть тоже, что сочинять против фортуны, -хмыкнул Василий Львович, - как говаривают в армии, у нас любят сушить хрусталь и потеть на листе, и следовать бессменному совету царя Фараона!
- И что это за совет? – удивилась княгиня.
-Совет прост, - пояснил автор «опасного соседа», -  метать банк с утра до утра. Просты и правила игры в «Фараон» ...
-Это знает каждый младенец! – воскликнул Вяземский. - Выдерни на удачу карту, положи ее на стол, а на нее навали сколько хочешь денег. Я из другой колоды буду метать две кучки. Когда карта подобная твоей выйдет на мою сторону, то я беру твои деньги, а когда выпадет на твою, то ты получишь от меня столько же сколько ставил на свою карту. Сторона банкомета правая, сторона понтера левая.
-Правильно, - поддержал Вяземского мой дядя, - игра в «фараон» шуток не терпит. Банкомет мечет, а понтеры волнуются и готовы написать в штаны от волнения, и напряженно следят за каждым его движением. Когда выпадает поставленная карта, талия считается законченной.
-Прокинуть талию, значит сыграть одну игру, -уточнил Вяземский.
-Да, это так. Но надо понимать реплики играющих.
Тут я не выдержал и сказал:
-А я знаю!
-Уже научился? – с иронией спросил дядя, -смотри, не стань игроком.
-Да, я знаю реплики, - повторил я снова, - Можно, например, играть семпелем – так называется небольшой куш, простая ставка. Загнуть угол карты – загнуть пароли – означает увеличение ставки вдвое, загнуть два угла – пароли пе – увеличить ставку в четыре раза. Играть мирандолем означало играть одними и теми же кушами, не увеличивая ставки, играть в дублет – не отделять ставку от выигрыша, а пускать вдвое. Игрок, мог пытаясь отыграться, не платить проигрыш, но без конца увеличивать ставки.

             Поздравьте, господа!
             А племяш у нас поэт-картежник!- воскликнул дядя.