Генералы. X. Судьбы... Предпочли погибнуть в бою,

Александр Коваленко 5
                ПРЕДПОЧЛИ ПОГИБНУТЬ В БОЮ, ЧЕМ СДАТЬСЯ В ПЛЕН            

                Серия: Генералы погибшие солдатской смертью


            Человек умирает тогда, когда умирает последнее воспоминание о нём.
                Джоан Роулинг.


      Война не закончена до тех пор, пока мы не будем знать всё о судьбе тех, кто дрался и отступал, погибал, но не сдавался, попадал в плен, но боролся и победил.
      Историки и статисты уже подсчитали, в годы Великой Отечественной войны в бою погибли 162 генерала Красной Армии.
      Вычислив проценты, по каждому периоду войны, они высчитали удельный вес потерь и пр. Но, забыли, что за каждой «статистической единицей» стоит СУДЬБА конкретного человека, гражданина, на конец патриота своей страны. Ведь не спроста, вот так, тот или иной генерал, бросал всё и шёл в бой («по своему хотению» прим. авт.).
      Всему тому были свои объективные причины.
      Тяжелая обстановка отступления зачастую вынуждала генералов заниматься не своим делом. Известны случаи, когда военачальники, вместо того чтобы руководить боем с командного пункта, лично вели бойцов в атаку и погибали на поле боя. В условиях окружения многие из них оказывались под огнём противника и гибли, как простые солдаты.

      Советские генералы предпочитали смерть в бою, чем сдача в плен

      Для генералов плен чаще всего означал смерть, как для генерала Дмитрия Михайловича Карбышева (64 года), которого немцы зверски убили за отказ сотрудничать. Известная теперь уже всему Миру фраза: «Идеи не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе», навсегда обессмертила его имя.
      Генерал-майора Владимир Николаевич Сотенский (46 лет): - эсэсовцы застрелили его всего за две недели до капитуляции Германии. «22 апреля 1945 года один из эсэсовцев зондеркоманды СС (нем. Sonderkommando — специальный отряд прим. авт.), прибывшей в лагерь Вюльцбюрг для зачистки, убил физически истощённого генерала Сотенского В.Н., выстрелом в затылок».
      Солдатской смертью окончилась жизнь двух молодых и талантливых полководцев. Генералов армии, командующего войсками 1-го Украинского фронта Ватутина Николая Фёдоровича (42 года) и командующего войсками 3-го Белорусского фронта Ивана Даниловича Черняховского (37 лет).
      О беспрецедентном сражении периода Великой Отечественной войны, именуемом «генеральской штыковой атакой» - известно довольно узкому кругу лиц.
      В сентябре 1941 года в печально известном «Киевском котле» в бою при выходе из окружения, погиб командующий Юго-Западным фронтом генерал-полковник Михаил Петрович Кирпонос (49 лет). Он был самым высокопоставленным советским офицером, который во время Великой Отечественной войны погиб в прямом боестолкновении с противником...
      15 сентября 1941 года немцы окружили группу армий Юго-Западного фронта в районе Киева. В котле оказались сотни тысяч человек, в том числе и командование фронтом.
      "Колонна штаба фронта под управлением командующего Кирпоноса вышла на прорыв окружения ночью 19 сентября. Противопоставить танкам, миномётам и многочисленной немецкой пехоте штабным офицерам было нечего, кроме личного мужества. Шквальный обстрел минами не оставлял шансов выжить в этом огненном аду.
      Командующим был найден единственно правильный выход, пока всех не перебили – перейти в контрнаступление всем имеющимся составом. И они, генералы и полковники, пошли в штыковую атаку 20 сентября. 
      Генералы с винтовками, гранатами и бутылками с горючей смесью вместе со всеми шли в атаку. Но силы были неравны. Под уничтожающим огнём немцев несколько раз приходилось отходить назад. Таких атак было три или четыре», — вспоминал политрук В. Жадовский.
      Участники того беспрецедентного  боя:
Председатель  Верховного Совета Украинской ССР  - Михаил Алексеевич Бурмистенко (39 лет).
      После начала войны, ему была поручена организация партизанского движения на Украине, в августе 1941 года он был назначен членом Военного совета  Юго-Западного фронта. Во время  отступления из Киева, с частями фронта попал в окружение, при попытке выхода, с группой генералов приняв неравный бой, погиб 20 сентября 1941 г. в урочище Шумейково неподалеку от хутора  Дрюковщина, Лохвицкого района Полтавской области.
      Василий Иванович Тупиков (39 лет) - генерал-майор, начальник штаба Юго-Западного фронта.  Погиб в сентябре 1941 года в «генеральской штыковой атакой».
      Это был самый настоящий «звёздный» бой, единственный пример участия генералитета, в пешем строю, в атаке и героической гибели, за всю историю Второй Мировой войны.
      Начальник штаба 3-й гвардейской армии Степан Иванович Любарский (48 лет)., кавалер семи боевых орденов (орден Ленина, три ордена  Красного Знамени, орден Красной Звезды, Суворова 2 степени, Кутузова 1 степени прим. Авт.). Погиб в бою 16 апреля 1945 года при форсировании реки Нейсе в районе города Форст (Германия), где шли жестокие бои за главный и наиболее мощный опорный пункт оборонительного рубежа, «...налаживая более четкое взаимодействие наступающих войск.».
      21 апреля 1945 года в ходе Баутцен-Вайсенбергского сражения в бою, отражая нападение на окружённый штаб дивизии в селе Тауэр, был тяжело ранен командир 5-й пехотной дивизией Войска Польского бригадный генерал Войска Польского, Герой Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» (№ 1480). Александр Александрович Вашкевич (44 года). Его судьба остаётся неизвестной, до сей поры, скорее всего, он был захвачен в плен, допрошен и убит на следующий день. Зверски изуродованный труп комдива был обнаружен в лесу в районе н.п. Гёрлиц только 4 мая 1945 года. 11 июля 1945 года Вашкевичу посмертно присвоено воинское звание«генерал-майор» Советской Армии.
      22 апреля 1945 г. за 17 дней до дня победы, в бою, в районе местечка Седлец был смертельно ранен, командир 27-го гвардейского стрелкового корпуса, генерал-майор Евгений Степанович Алёхин  ему шёл  51 год, а ужасной войне шёл 1405 день, была тёплая весенняя пятница...

По крупицам собирая данные
О боях минувших и бойцах,
С честью пронесём заветы славные
В благодарных памятных сердцах.