Мама Вера

Ирина Кашаева
С Настей и её мамой Верой я познакомилась в санатории. Меня по-настоящему  удивило их  бережное  отношение друг к другу. И  уж тем более, я  никак не ожидала, что Вера Ивановна- не мама девушки, а её школьная учительница!
По моей просьбе   Настя и рассказала мне эту историю...
"Это случилось два года назад.Стоял ноябрь: слякотный и холодный. В тот день была мамина  годовщина и я поехала  на кладбище. Постояла у могилки, положила цветы, помолилась и  собралась  уходить. Как вдруг услышала:
"Зачем оставил меня одну ? К себе возьми!"
 У меня ноги  ватными стали!  Кладбище, поздний вечер и этот крик... Женщина плакала. Пересилив   страх, я пошла на её голос. Господи!  Возле какой-то могилки прямо на земле  сидела старая женщина и причитала. Кладбище,  вечер, дождь. И тут она...
"Извините, поздно уже. Почему домой не идёте?"
 Старушка медленно подняла  глаза и я  узнала свою бывшую школьную учительницу! Она была строгой , но справедливой и доброй и за глаза мы звали её "Мама Вера". Она тоже узнала меня и смутилась.
 " Настя?"
 И тихо добавила:
"Володя мой здесь...  А дома у меня больше нет. "
 "Вера Ивановна,  как это--нет дома?"-  растерялась я. Мама Вера мелко-мелко задрожала. Может быть, она замёрзла? Ведь в такую погоду хозяин  собаку не выгонит! И я пригласила её к себе.  Веру Ивановну  смутило моё предложение,но я была настойчива. Будучи дома, дала ей сухую одежду, предложила принять душ и переодеться.  Сама тем временем приготовила ужин и усадила маму  Веру за стол.
"Так что же у вас произошло? "
 Старая учительница  долго молчала. Сидела, растерянно ковыряя в тарелке и молчала! Наконец она подняла лицо.
 "Видишь ли, Настя... Коленька мой... Он хороший, добрый. Любит меня! Да и как родную мать не любить?! Это всё Нина, жена его...  Но и её понять можно"-тихо произнесла она.
"Расскажите мне всё, облегчите душу!"-попросила я.
Вера Ивановна взглянула на меня долгим и немного недоверчивым взглядом, вздохнула и, не глядя в глаза мне,  начала свой рассказ.
 " Коля мой рос хорошим мальчиком. Думаю, что я виновата перед ним-внимания мало уделяла. Зарплата у учителей грошёвая, вот я и брала дополнительные часы.  Володя был дальнобойщиком и  сына видел редко.  Коля отслужил в армии, вернулся и женился на  Нине. С нами они жить   отказались и ушли к её родителям. Вскоре  муж  пошёл на пенсию и стал строить дом, о  котором мечтал всю свою жизнь.
 Он купил лес и всё остальное что нужно и приступил к строительству.  Коля помогать отцу  отказался. Володе помогал  его троюродный  брат.  Два бесконечных года длилась  стройка и вот наконец мы с мужем перешли в большой и красивый новый дом. Боже мой! Я  как в раю оказалась!
Намаялась в своей  гнилушке, а тут -такая  красота! Володенька  был счастлив  что доставил мне такую великую радость! Да и  сын со снохой  лицом к нам повернулись! Они  стали  частыми и желанными гостями в нашем  доме!
Спустя какое-то время Коля с Ниной заговорили о том, что как хорошо и весело  было бы  жить нам всем вместе!  Одной большой и дружной семьёй! Благо, что квадратура дома позволяет. Мол, сложно им ютиться с двумя  детьми в тесной квартирке сватов.
А тут-хоть в футбол играй!
Нам с дедом к внукам хотелось быть   поближе и мы с радостью приняли это предложение. Сын с семьёй переехал, мы прописали их и зажили на славу. Сначала всё было отлично, жили дружно, невестка всячески пыталась нам угодить. Потом Коля стал поговаривать, что правильнее было бы  дом этот  официально  оформить на него. Ведь мы-то  с отцом не молоденькие. Так и сделали!

Но едва сын  получил документы на собственность,  случилась беда. Внезапно  умер Володя.
Схоронили.
Сказать, что мне было тяжело потерять мужа -это не сказать ничего... Сорок лет вместе прожили! Не верилось, что его больше нет. Смутно помню похороны, поминки..Как будто я существовала в другом измерении и   наблюдала за этим со стороны. К Володе своему я ходила ежедневно и придя домой,  выслушивала нравоучения Нины.
 "Задолбала ты   нас всех своим кладбищем! Таскается туда-сюда, старая дура!  Грязь в дом тащит, а выгребать я за ней должна! Тоже мне, барыня нашлась!  Нравится  кладбищенская обстановка?! Так иди и живи там вместе со своими любимыми мертвецами!"
А Коленька  всякий раз поддакивал ей...А однажды случилось то, во что я до сих пор поверить не могу... Вернулась с кладбища, а они меня в дом не пустили! Вышвырнули на улицу  мои вещи и дверь   перед моим носом  закрыли. Сын заявил, чтобы я шла и жила на кладбище, раз мёртвые для меня дороже живых. А если не уйду, он спустит собак. И ничего ему за это не будет! Нечего торчать около ЕГО  дома и  позорить его!  Что я могла поделать?! Не к участковому же идти на родного сына жаловаться! Тем более, дом  этот официально принадлежал Коле и я там-никто... Мой муж своими руками построил этот дом , а я в нём- никто!  И я ушла. Сначала на улице ночевала, потом добрые люди пустили меня  в нежилой дом.  Печь  там была разобрана и света не было  тоже. Еду себе я готовила   на керосинке, да соседи иногда подкармливали...
Наступила осень.  Тёплых вещей у меня не было и я решилась пойти в свой бывший дом за вещами За это  время сын с невесткой дом высоченным забором обнесли. Я долго бродила вдоль забора, потом появилась   Нина. Я попросила свою тёплую одежду. Она молча  ушла.  Наконец вышла и швырнула мне узел с вещами. Заявила, что моего тут  больше ничего нет и попросила  не беспокоить их семью.
Подошёл  ноябрь, печь в доме по-прежнему не топилась.  Сосед предложил наладить её, да цену  заломил такую, что мне и за три месяца не рассчитаться...Я пробовала её как-то подлатать сама, да толку не было. А вскоре хозяева  этот дом продали. В него въехала большая семья и они разрешили мне пожить  в сарае.
Нет, я не сужу их... Семья-то мал мала меньше!  Вот я и решила :  раз   сыну не нужна -- зачем мне такая жизнь?!
Пойду на кладбище к Володеньке и останусь там, у него. Пришла, а он  смотрит он на меня с фотографии, улыбается.
 "Эх, ты! Лежишь, сложил ручки! Зачем одну меня оставил? НА КОГО? Устала я... К себе возьми!"
Вера Ивановна закрыла лицо руками и разрыдалась.
У меня всё это просто не укладывалась в голове! Было так больно и обидно за эту старую женщину, что никак не подобрать  подходящих слов ...
И я просто обняла её.
 "Помните,  вы читали нам из Омара Хаяма?
Не делай зла — вернется бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется, что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых — не вернешь,
Не лги себе — со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь..."
"Что бы там ни было, а плохого я для Коли с Ниной не желаю. Он мой сын. Его дети - мои внуки.... Заморочила я тебя своими проблемами..."
" Мама Вера, милая!  Помните, как много лет назад вы учили нас , что никогда не стоит отчаиваться? Что отчаяние иссушает душу? Помните? Оставайтесь у  нас!"-обняла я её худенькие трясущиеся плечи. "Настенька... Спасибо, но...  Я не хочу быть вам обузой..."
 " Какая обуза? К тому же  сын, Витя учится неважно! А ваш русский для него -просто тёмный лес! Мы будем очень рады, если вы подтянете его!"-сквозь слёзы улыбнулась я.
 Мама Вера смутилась, улыбнулась и кивнула...
 С тех пор она живёт с нами. О сыне больше  не говорит, но  иногда я вижу  её опухшие от слёз глаза.
 Мама Вера - член нашей семьи и бабушка для нашего  сына. Она с удовольствием занимается с Витей  и  у него теперь одни пятёрки! Помогает мне по хозяйству. Говорю, не надо, мол, отдыхайте!  "Нет, Настя, не привыкла я сложа руки сидеть!" -улыбается мама Вера.  Когда мы едем  на кладбище,  берём и её с собой Недавно мама Вера приболела и  я была там одна. Решила  взглянуть на её  бывший дом. Подъезжаю,  а там... Пепелище...Дом выгорел почти полностью... Боже мой! Там же  были её внуки! И я зашла к соседям узнать что к чему. 
"Погорели они. Аккурат  в годовщину отцовскую и погорели. Не иначе ,как Володя покойный поджёг..Отомстил за свою Верочку! "
 "Живы ли они?"
 "Да живы! Дети не пострадали, они ночевали  у бабки с дедом. А Нина с Колей обгорели сильно, Чудом выжили."
Я стояла возле пепелища и думала о Вере Ивановне  и о её сыне.
Выгнал мать из её же дома и самому пожить в нём не пришлось. Я ничего не рассказала маме Вере о пожаре. Зачем?  Пусть думает, что у её сына всё хорошо...