Наверное... на юриста

Даниил Семёнов
« Наверное, пойду на юриста » – совсем без радости в голосе сказала моя собеседница.  Перед этой фразой от неё же я узнал, что после школы, не успев определиться с тем, как быть дальше, девушка год работала, подыскивая подходящие варианты для поступления. Совершенно справедливый вопрос мучил меня. Почему только теперь? Почему не было четко намеченного курса уже тогда, при получении аттестата?

Позже я размышлял о том, что делает современное образование и чего, может, не делает. Думал о системе формирования профессиональной направленности. Существует ли она в школе? В целом – в обществе кто-нибудь чувствует ответственность за приемников? Или такая задача стоит только у людей, работающих на заводе рядом с подмастерьем? Общаясь со студентами и выпускниками, вы наверняка чувствовали их неуверенность перед будущим. Да что скрывать – сами же были такими! Неужели всё так? Неужели, дело своей жизни можно найти только экспериментальным путём, проделав долгий, неуверенный путь?

Помните, когда вас похвалили первый раз? А когда последний? Нет, я не про вчерашний не вовремя сдавшийся отчёт руководителю, а про школьные годы - выпускные классы. Часто, к сожалению, бывает, что ученики, нарушающие дисциплину или устав школы, или иного образовательного учреждения, имеют больше внимания со стороны педагогического состава. А как быть с теми, кто хорошо учится? А с теми, кто учится почти отлично? Редко отмечая сильные стороны своих учеников, учителя, вероятно, концентрируются на том, над чем еще « работать и работать ». Получается, что идеального результата нет, а старания упущены из внимания? Сильные стороны ученика не отмечены, а значит и нет у него понимания, что это всё, что у него получается, пригодится ему в будущем и, благодаря этому, он сможет иметь любимое занятие и получать за него деньги.

Неужели какая-нибудь Тамара Степановна, гуляющая с пятилетним внуком Маскимкой, сидящим в детской коляске, в районе, где строят дом или что-то ремонтируют, а вокруг много строительной техники, проводит, возможно, единственную в жизни своего внука беседу профессиональной направленности?! Бабушка вовлекает мальчика в процесс, ему мало понятный, но он заинтересован, ему хочется делать так же, как тот дядя, сидящий в кабине грузовика-крана, ловко управляющийся с множеством различных рычагов и кнопок. Она то и дело говорит внуку: « Смотри, а вон там ещё как делают »! Реально существующий процесс мышления любого человека – наглядно-образное восприятие.
 
« Покажи и я запомню » - сказал кто-то из мудрецов. Мы же всё время представляем себя где-то. Это фантастическая часть нашего воображения.
А для того, чтобы ученик уже за школьной партой представлял себе, кем он будет, не стоит ли помогать ему обращать внимание на свои таланты, способности? Не является ли необходимостью также помочь увидеть возможности современного трудоустройства, путем на все века верным – путём вовлечения его в процесс познавания мира трудящихся через различные ощущения?