Оптимизация или ликвидация

Владимир Русин 2
Оптимизация или ликвидация
Владимир Русин 2
                Оптимизация  или ликвидация


-    Оптимизацию школ, больниц, домов культуры , абсолютно во всех  случаях ,  объясняют  уменьшением  числа проживающих на селе , но в этом изрядная доля лукавства , именно социально-экономические проблемы способствуют оттоку населения в города. Исследователи этих  явлений уверены ,что государство намеренно проводит политику  опустошения  сельских территорий и лишает деревни «последней надежды на будущее». Налицо  замкнутый круг: оптимизация социальных учреждений идет гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшается численность сельского населения и вымирают деревни.
         Деревня Урада – 50 километров по асфальтированной  дороге от Куеды , 20 –от Янаула . Ранее это была центральная  усадьба передового колхоза «За мир» . От тех благодатных времен остались жилые  добротные дома,  производственные помещения ,  двухэтажная кирпичная  школа 1980-х годов постройки – просторная,  со спортзалом, библиотекой, с лабораториями и массой   профильных» кабинетов, благодаря которым тут давали прекрасное  образование. Педагогов –полный набор. Дом культуры –один из лучших в районе.  Просторный кирпичный магазин на бойком месте деревни, фельдшерский пункт, почта. Детский сад,  школу  и дом культуры строил колхоз.
Я беседую с руководителем СПК  Василием  Горбуновым:  « в колхозе  работает  более  40 человек , зарплата вся от молока зависит , яровых сеем 800 гектар, 2000  га кормовых , 130 коров-дойное  стадо , развиваемся  , собрались  покупать  30 телок  породы голштин высокоудойные. Техники хватает : 8 МТЗ , Т-150 – 2 штуки , 3 гусеничных , 3 комбайна .Агронома нет. Деревня признана неперспективной  - не включена в планы газификации . Люди хорошо работают , особенно следует   отметить  Милетдинову Людмилу , Ахметханова  Раифа, Суфиярову Валентину, Галямову Людмилу, Байтемирову  Индиру.
Рады бы развивать хозяйство  , а  молоко – основной наш продукт принимают  дешевле  солярки в два раза , ссуды  дают  под  очень высокие проценты , выживаем как можем».
  Как начала угасать деревня : первым был закрыт детский сад  , постепенно здание пришло в негодность .Над школой  тучи ходили давно, но гром грянул  в 2013 году . Районные чиновники, выполняя циркуляры , не принимая  во внимание  ничего , её «оптимизировали» .Для родителей и учителей  прозвучало слово «подвоз» . Постоянная трата времени. Ранний подъем  , время на дорогу . Если немного уроков, то домой не уйдёшь , нужно ждать других . А заболел?  Кто одного ребенка домой повезет? А кружки , секции по интересам- все  вечером проходят , как ребенку из другой деревни их посещать? Соединение школ- это известный трюк  в районном образовании с 2008 года: все делают хорошую мину  на лице при  этом  рукотворном  лохотроне.
        Здание бывшей школы. По словам  жителя деревни Валерия Маркова ,в последние годы перед закрытием, на ремонт  кирпичного двух этажного  здания  современной  планировки было потрачено более 4  миллионов рублей. Я  прошёл по этому зданию , оно до конца ещё  не разрушено и хранит следы  былой  красоты и уюта . Увиденное меня поразило : каким оно было! Я  постигал науку  в нескольких учебных заведениях , заканчивал  столичный  ВУЗ  , но в таких  сказочных аудиториях  , спортивном зале  мне  не  улыбнулось счастье- не пришлось  учиться. После ликвидации школы , здание было передано в районный комитет по имуществу  и продано  предпринимателю  за смехотворную цену – 370 т.р. , сейчас оно разграблено  и стоит памятником  очередному человеческому безумию. Скажу  избитую  фразу :« история не терпит сослагательного наклонения» ,  но  пошли же, в рядом расположенной  башкирской деревне Шатуны, на то, что в подобной ситуации создали  в  освободившемся здании школы   круглогодичный  военно- спортивный  лагерь.  А  у нас к этому делу можно было и казачество привлечь!
      Я поговорил с немалым числом  урадинцев , конечно, не дословно , но  у  всех мысли и слова  были примерно одинаковы:
         «Экономить на школах  это что-то неправильное и бесчеловечное. Нельзя так со своим народом, земляками. Для чего так поступили  со школой.  Все увидели чем это обернулось — ускорился   распад  деревни  Нерадивые чиновники решают проблемы очень просто. Ставят подписи  на документах : закрыть, запретить. Но серьезную проблему так не решить, она только накапливается и разрастается как снежный ком». «Деревенские   вообще не понимают, что творится, - почти в голос  говорят , собравшиеся  поговорить  со мной ,  жители  Урады  - В царские времена на церковно-приходские школы финансов хватало. В  разрухе  после Гражданской  в селе учили не только детей, но и взрослых в ликбезе. Никому и в  голову не пришло закрыть школы в годы Великой Отечественной войны». Моя мать, всю жизнь проработавшая сельской учительницей, рассказывала мне: в войну тетрадей не было, и в школе ученики писали на чистых полях газетных страниц. Почему же в XXI веке наша могучая Россия  в один момент  обнищала? Позакрывали школы, умертвили этим села – и улыбаемся  довольные! Да хоть бы прикинули : у кого школу-то отнимаем? У самого безобидного, безропотного и обделенного судьбой деревенского паренька. Проводим  выборы в Государственную Думу и в местные Советы депутатов. И  никто и не спросит  как районные, так и местные органы самоуправления: для чего мы голосовали, зачем кого-то выбирали, если нас не слышат, если на деревне ставят крест? Почему?
        Приехать  в Ураду меня заставили телефонные звонки  в редакцию  газеты  о том , что  готовое  решение о закрытии клуба  в деревне   вот-вот  подпишут  и судьба  клуба «висит на волоске» . Административный зуд «оптимизации»  добрался  и до этого.
     Дом Культуры  в Ураде — один из лучших сельских клубов района. Проводится очень много мероприятий, в том числе и для детей.. Клуб очень теплый, с великолепной акустикой  зрительного зала , что неоднократно отмечали  гастролирующие  знаменитости. Силами работников клуба на заработанные средства каждый год проводится ремонт.. В клубе также находится и библиотека, которую посещают многие жители деревни.. Без работы останутся 3 человека, работающие сейчас  и так на 0,4 ставки. Закрыть действующее здание всегда проще, судьба  его будет подобна зданию школы. Также в клубе проводятся все сходы. Во время выборов работает участковая избирательная комиссия. Неотапливаемое здание клуба через год-два придёт в упадок.
        Что для деревенских клуб? Это сердце и душа  деревни, отражение всей их жизни.  Клуб сегодня – один из  немногих доступных источников приятных  эмоций. Сюда люди могут прийти  отдохнуть, отвлечься от повседневных дел. Для деревни  это особенно важно.
      На протяжении немалых  лет он является центром жизни в Ураде. Резонный вопрос жителей:  «почему  ,чтобы сэкономить для кого-то деньги, мы должны жертвовать своими детьми и собой? Забота чиновников — обеспечить нормальное финансирование, но не закрывать культурный объект, экономить надо на чем угодно, но не на людях. Чиновники говорят, что денег нет, и клуб всё равно закроют. Закрыть клуб и «разбазарить» здание, это очень просто, пример –здание школы». Люди поставлены в такие условия, что в родной деревне жить становится невыносимо. Хватит того, что  оставили без работы молодёжь, которой пришлось уехать. Никто не подумал и о пенсионерах, которые трудились многие  годы. И куда мы катимся? Что же нам простым жителям делать? Но ведь наш клуб — это единственное, что осталось у жителей.
         Я приехал и попал на занятие  недавно организованного  кружка  по вязанию , видели бы вы как светились глаза женщин , показывающих  мне первые  свои  работы! В этот день в клубе  собрались  Шараева Раиса, Щелканова Галина, Тимершина Светлана , Галямова Галина, Шакирова Евгения , Рогалева  Федосья , Коровина Валентина. Я слушал их простые рассказы о  том,  как по-свойски, с теплотой и душевной простотой выступают самодеятельные артисты. Зрители – разные, но в основном местные обыкновенные рабочие люди, дети, пенсионеры. Они, придя в родной клуб,  испытывают радостные эмоции не хуже, чем на самом крутом городском мероприятии. Отзываются о клубе с особой теплотой : летом особенно хорошо. Гости съезжаются. Весело! Все нарядные. Старики смотрят, любуются молодёжью, свою юность вспоминают. Сейчас народу поубавилось. Скучновато стало. Но если в клубе что проходит, то мы приходим посмотреть, послушать. Потом у всех разговоров про клуб: в клубе – то, в клубе – сё. Ждём следующего мероприятия, а как же?»
    «Другие праздники тоже отмечаем. Новый год, 8 марта, Масленица. Идёшь, бывало, по деревне. Уже темно, а в клубе свет и музыка. Репетируют, значит. Ишь, думаю, поют и пляшут, значит, поживёт деревня ещё…
        С работниками клуба совершили экскурсию по зданию. Несколько комнат. Каждая со своим назначением. Вот небольшая горенка-музей деревенской утвари. Здесь и утюги, самовары , кухонная утварь ,лапти и домотканые половички и многое другое. Так жили в деревне люди советского и более раннего периодов. Это память о прошлом. В Ураде  её пытаются сохранить.  «Ой, то и дело раздаются голоса: « Как мы без клуба-то? И представлять не хочу! Всегда  в деревне  был и должен быть, иначе, где мы отдыхать будем? Молодёжи не лишку, но и ей надо где-то тусоваться. Нет, пускай наши культурные организаторы работают, а мы ходить в  клуб  будем, смотреть да слушать, как наши деревенские выступают».
        Кажется, к этим словам и добавить нечего. Клуб  любого села, деревни – это яркая и многогранная сторона их жизни. Она впитала в себя частичку души и  сердечной теплоты  каждого своего посетителя.