Когда у птицы сломано крыло. Глава 9

Валентина Карпова
          Благополучно миновав преграждающий дорогу шлагбаум, они молча пошли в сторону перекрёстка, но Игорь вдруг, извинившись, повернул обратно и решительно вошёл в будку охранника: пусто…

          - Мне тоже это показалось странным! – тихонько осмелилась сделать замечание Лена, виновато поглядывая на своего ещё более помрачневшего спутника – Разве охрана не должна дежурить круглосуточно?

          - В том-то и дело, что должна, иначе за что же мы ей платим, как не за своё спокойствие и уверенность в том, что никому из нежелательных лиц не удастся незамеченными проникнуть на территорию посёлка? Это первый раз на моей памяти, когда я не вижу дежурного на своём месте. Вероятно, что-то произошло. Однако, насколько мне известно, ни один из пяти охранников не проживает поблизости, а потому возможность того, что он отлучился домой полностью исключена… Странная история, впрочем, сейчас не до неё…

          - Игорь, ты прости меня… - прошептала Лена, не поднимая на него глаз, упорно разглядывая асфальт под ногами.

          - Да не за что мне тебя прощать… В чём ты виновата? В том, что я не внушаю тебе доверия? Сама подумай, насколько смешно, если не абсурдно, даже предположить нечто подобное… Жаль, конечно, что всё вот так обернулось, но ничего не попишешь… Не бери в голову, сядешь в поезд и поминай, как звали!

          На перекрёстке, что находился почти напротив того кафе, где они встретились несколько часов назад, горел красный свет светофора, вынуждая ждать тридцать четыре секунды до разрешающего продолжить путь зелёного.

          - Я очень хочу пить… Зайдём на минутку в кафе! – умоляюще вновь почему-то шёпотом попросила девушка.

          - Не вопрос – оно, как ты уже заметила, работает круглосуточно! Правда, сейчас там не так тихо, как бывает днём, но, может быть на наше счастье и не так уж шумно.

          В зале и в самом деле было относительно тихо. Из музыкального автомата приглушённо лилась музыка и две пары молодых людей, тесно прижавшись друг к другу, кружили или, если точнее, топтались на одном месте под неё.

          Присев за самый дальний столик у стены, Игорь жестом пригласил официанта и сделал заказ:

          - Два кофе, пожалуйста!

          - И бутылку минералки без газа, если можно! – добавила Лена.

          Через секунду тот возвратился с извинениями, что вода в наличии только газированная…

          - В таком случае, вы не могли бы принести мне простой воды, из-под крана, только слейте хорошенько – очень пить хочется!

          - Хорошо! – улыбнулся вежливый паренёк, и почти тут же исполнил неожиданную просьбу посетительницы.

          Они сидели молча и смотрели друг другу в лицо, словно стараясь запомнить.

          - Ты успокоилась? – задал вопрос он.

          - Да… Можно сказать, да… Я, наверное, кажусь тебе истеричкой, да?

          - Нет, вовсе нет… Однако я считаю, что тебе просто необходима помощь квалифицированного психиатра. Эти резкие перепады настроения чреваты для нервной системы и игнорировать их весьма опасно, хотя я очень далёк от медицины как таковой.

          - Ну, да… иногда мне и самой кажется, что я уже полноправный пациент чеховской «Палаты №6». Но тут не всё так однозначно. Просто я больше года находилась в таком эмоциональном перегрузе и напряжении, что странно было бы выйти из него в абсолютно безмятежном настроении и состоянии. Поверь, мой страх вполне обоснован.

          - Так я же в том и не сомневаюсь! - понимающе кивнул тот - Лена, ты закончила свой рассказ на том, что очнулась в катакомбах… Почему? Как ты там могла оказаться? Отстала от экскурсии, что ли?

          - Если бы… Для того, чтобы тебе понять, что такое катакомбы Одессы, нужно знать, что она лишь одним своим этажом находится на поверхности, уходя в глубь, под землю ещё на несколько. Вход в нижний город имеется почти под каждым старым строением.

          - Не понял, это как?

          - А вот так. Одесса выстроена почти вся из местного камня-песчанника, залежи которого неисчерпаемы, во всяком случае так говорят. Он, этот камень, под землёй очень мягкий и податливый. Я не знаю, как его добывают сейчас, но раньше просто нарезали на блоки нужного размера обычной ножовкой, представляешь?

          - Не совсем… Если он, как ты говоришь, мягкий и податливый, то каким же образом можно рассчитывать на прочность строения? Глупость какая-то… Блеф… Темнит что-то Одесса…

          - Ничего она не темнит, ну или темнит, но не в этом вопросе! Дело в том, что выставленный на поверхность брикет-кирпич в течении какого-то времени под действием не знаю чего: воздуха, солнца, ветра, а, может, атмосферных осадков затвердевает так, что лучше и не надо! И вот любое строительство начиналось, зачастую начинается и сейчас – особенно в сельской местности, с нарезки необходимого числа блоков и доставки их на поверхность. Образующиеся пустоты таким образом имеются подо всем городом, образуя сообщающиеся между собой тоннели в несколько даже этажей или уровней, уходящих вниз, и поднимающихся к поверхности. Говорят, что ни у кого нет настоящей карты всех ходов, и не все они изучены и осмотрены… Но многие владельцы жилья на первых этажах старых домов используют их и сегодня, как кому вздумается: кто-то как погреба – там же даже в летнюю жару всегда прохладно… А кто-то, возможно, и ещё как-то…

          - Так получается, что катакомбы – это по сути лабиринт ходов подо всей Одессой, что ли?

          - Выходит дело, да! Знаешь, я была однажды на экскурсии там, так вот экскурсовод именно в этом и уверяла всех. Вспомни о партизанских отрядах, об их мобильности.

          - Лен! – перебил её Игорь – А чем же они там дышали –то?

          - Опять же со слов экскурсовода, освоение пустот началось давно, контрабандистами  ещё. Море же тогда подходило к самым тоннелям, а по некоторым можно было даже плавать на лодках. Теперь, конечно, всё изменилось. Море заставили отступить, насыпав даже целую улицу, там, где сейчас находится порт, да и не только он. Большинство выходов заварено металлическими решётками, но мне точно известно, что далеко не все так уж наглухо… Криминал по-прежнему использует катакомбы в своих интересах. А по поводу, как они там дышали, так там имеются разветвлённые цепи вентиляционных шахт… Всё продумано до мелочей, даже колодцы с пресной водой и то были.

          - Понятно, но каким образом ты-то оказалась там и как тебе удалось сбежать, поскольку, как я понимаю, всё произошло не по доброй воле и обоюдному согласию и корни твоего страха тянутся именно туда… Я прав?

          - Ох, Игорь… Лучше бы тебе всего этого не знать совсем. Но если на первую часть твоего вопроса ответ у меня есть, то на вторую – нет… Сплошные догадки и предположения… Но мы что-то засиделись, пойдём, а ещё лучше – покажи мне куда идти, и отправляйся домой, пока я тебе окончательно не сломала ночь…

          - Ну, конечно! Можно подумать, что я вот так вот лягу и прямо тут же сладко усну… Нет, уж… Сказано, провожу, значит, сделаю.