О пользе крепких выражений

Валерий Хатовский
 
   Лет 40 назад мы с моей женой буквально зачитывались воспоминаниями очеь интересного человека, Адмирала флота  Ивана Степановича Исакова. Там у него описан случай совершенно поразительный.
   
   Ленинград, 1936 год. Строился Володарский мост - первый железобетонный мост через Неву.  Настал важнейший этап, когда почти четырехсотметровую главную ферму моста вместе с опорами надо было установить на место. Гигантское сооружение стоит на плаву  на понтонах вдоль левого берега Невы, прихвачено канатами. Надо его развернуть, поставить поперек реки. Сложнейшая, ответственнейшая операция. Было приглашено много народу, впереди высокопоставленные гости, городские власти, чины НКВД  - как бы чего не вышло. Среди гостей был и 73-летний академик Алексей Николаевич Крылов - математик, инженер-кораблестроитель, крупнейший в мире специалист по теории корабля.
   
    И.С.Исаков пишет: "И вот начинают поворачивать. Тысячи зрителей замерли в полном молчании. То ли общее напряжение передалось монтажникам  и они застыли в решающий момент, то ли ожидание  команды как то парализовало их, но произошла заминка -  не все канаты сняты. Кажется - ещё секунда и момент начала разворота будет упущен. Все видят - будет катастрофа. Но - седобородый академик Крылов схватил большой мегафон из рук побелевшего инженера и во всю мочь своих лёгких скомандовал такелажникам левого берега:
   - РУБИ КОНЦЫ! (ТРАМ-ПАРА-РАМ!)
 
   Вслед за раздавшимся дробным стуком топоров, подтвердившим, что команда принята и выполнена, Алексей Николаевич, уже успокоившись,  обернулся к самой почетной части наблюдавших и сказал:
    - Вы уж извините меня за мои морские выражения. Но без них в боцманском деле обойтись не всегда можно."

    Люди. работавшие с А.Н. Крыловым, которому за его заслуги перед флотом было присвоено адмиральское звание, говорили, что по части русского мата  академик не уступал, а может и превосходил Бодуэна де Куртенэ,  консультировавшего в этой области самого Владимира Даля. И вот что добавляет адмирал Исаков: ни один рабочий-монтажник в той обстановке не послушал бы никакого, пусть самого заслуженного академика. Но боцманский мат сделал  своё дело -  сработал рефлекс!