Еще один ракурс

Моисей Харитонов
В 2013-2014 гг., выступая израильтянином на международных научных конференциях с идеей использования опыта глубоко личностной и содержательно мощной поэзии М. Ю. Лермонтова, я пытался соотносить образовательные потребности Израиля с отчетливыми гибельными угрозами в его адрес.

Четверть века назад, в начале 2005, имея к тому времени более чем десятилетний опыт сотрудничества с американскими и английскими университетами, я попытался публично сформировать определение методологических оснований «западных» бизнес-образовательных программ (Харитонов М.М. Реконструкция методологических оснований бизнес-образовательных программ. "Открытое и дистанционное образование". Томский государственный университет. Выпуск 3(19), 2005). Начальная попытка была развита в сотрудничестве с английским Институтом образовательных технологий (Institute of Educational Technology at The Open University - «Исследование базовых звеньев западной образовательной парадигмы», опубликовано в «Открытое и дистанционное образование». Томский государственный университет. 4(20). 2005).

Одной из задач российско-английского исследовательского проекта было определение различий в степени автономности студентов в процессе обучения на дистанционных курсах в Великобритании и России и  разработка методических рекомендаций для более эффективного обучения студентов, принадлежащих к различным культурным группам и воспитанных в разных образовательных традициях.

Было принято во внимание  академическое исследование Института философии Академии наук обновляющейся России (Философия для детей/РАН. Ин-т философии; Ред. Н.С.Юлина. - М.: ИФРАН, 1996). В исследовании показано, что в последние десятилетия прошлого века на «Западе» шел поиск новой образовательной парадигмы. Поиск был вызван комплексом цивилизационных разрывов, среди которых:

-;быстро меняющемуся и усложняющемуся социальному миру не соответствуют установка на профессионализацию, узкую специализацию и “поддерживающее” образование, рассчитанное на относительную стабильность ситуации;

-;потребности в целостном, системном видении мира не соответствует культурно-национальная специфика образования.

Рисунок над текстом представляет концептуальную модель для подступа к системному рассмотрению проблемы управления неравенством в сфере образования для мобилизации разнородных к обеспечению выживаемости Израиля в унрожающем международном контексте.

Исследователь из американского Стэнфордского университета, с опорой на широкий спектр исследований - Sociology of Education; Political Sociology; Comparative Sociology; World Society; Organizations - показал, что образование не только средство индивидуальной социализации и обустройства в обществе, но и «реорганизует целые группы населения, создавая и расширяя элиты и восстанавливая права и обязанности членов» (John W. Meyer. The Effects of Education as an Institution. The American Journal of Sociology, т. 83, No. 1, 1977).

В 2007 г. в Израиле депутат Кнессета Зеэв Элькин (партия "Кадима"), член комиссии по образованию, анализировал ситуацию с образовательными предложениями и с предпочтениями потребителей образовательных услуг. Четко указал на уровневый перепад между образованностью израильтян, вовлеченных в хай-тек, и общеизриальским образованием. Констатировал - «наша система образования находится в глубоком кризисе». И пояснил на конкретном примере, почему не решается столь очевидная проблема (http://newsru.co.il/arch/israel/24oct2007/elkin_int_105.html):

Министерство образования заказало специальное исследование системы преподавания; действующая система была подвергнута сравнению с пятью новыми, как заимствованными из Сингапура, так и разработанными в Израиле. Результаты исследования были прост-напросто "похоронены"; некоторые слухи о результатах исследования просочились, но официально полные данные так и не были опубликованы. Возможно, замалчивание результатов исследования связано с очень тесным "личным" переплетением отдела министерства, занимающегося организацией преподавания, с центром учебных технологий МАТАХ - частной компанией, косвенно связанной с Открытым университетом и разрабатывающей учебные программы. Люди, занимавшие ответственные посты в центре МАТАХ и причастные к разработке программ, через несколько лет оказывались в Министерстве просвещения, и наоборот. То есть, это – одно сообщество людей, поэтому отдел при министерстве патронирует МАТАХ, отклоняя инициативы, которые могут ударить по действующей базовой учебной программе.

Для иллюстрации своего предположения член кнессета воспользовался данными комиссии Кнессета по образованию:

Министерство просвещения решило повышать квалификацию преподавателей математики в начальной и средней школе, поскольку, как правило, в этой роли выступают учителя, не имеющие специального математического образования. Эту систему повышения квалификации прошли 3.000 преподавателей. Никто в министерстве не в состоянии сказать, какой это процент из тех, кто сегодня преподает математику в израильских школах. На заседании комиссии никто из представителей министерства не смог ответить на этот вопрос. Но четверть или даже треть этих учителей, по результатам проведенного экзамена, оказались не соответствующими стандартам знаний. То есть, уже после "повышения квалификации" они провалили или дважды провалили элементарный экзамен, рассчитанный на школьного учителя математики. В ответ на вопрос "И эти люди продолжают преподавать?" начальник отдела преподавания математики при министерстве просвещения ответил «Да».

Депутат кнессета отметил и общеизвестное обстоятельство - потенциал учителей-репатриантов был использован недостаточно. Объяснение Минпроса «они в недостаточной степени владеют ивритом» прикрывает отсутствие достаточных усилий для того, чтобы помочь учителям математики из бывшего Союза начать работать по специальности.

Сделав вывод:

- существует опасность, что нынешнее экономическое преуспевание Израиля в будущем не только не продолжится, но перейдёт в стагнацию. Для того чтобы этого не произошло, Израилю предстоит провести существенные структурные изменения. В первую очередь речь идет о реформировании системы образования, позволяющей создать смену первому и второму поколению инженеров, ученых и врачей из СССР;

и посетовав:

- мы постепенно теряем наше интеллектуальное преимущество на Ближнем Востоке и резко катимся вниз»,
 
русскоязычный депутат Кнессета обратился ко всем, у кого есть реальные предложения по реформе системы образования в Израиле, обращаться к нему по электронной почте zzzzz@knesset.gov.il или звонить на рабочий телефон 02-XXXXXXX.