Как я поступал в институт

Юрий Слуцкин
               
        Эта история произошла в 1956 году, то-есть, очень давно, а мне кажется, что это было только вчера. Я заканчивал десятый класс, и мне предстояло поступать в Институт, так как совсем не хотелось идти служить в армию. Многие говорят, что они с детства мечтали стать врачами, геологами или ещё кем-то ещё. У меня такой мечты не было. Кроме того, я знал, что со своим пятым пунктом меня в престижный вуз не возьмут, тем более, что я не блистал какими-то выдающимися способностями.

         Поэтому я решил поступать в Московский институт инженеров городского строительства при Мосгорисполкоме. На это было несколько причин: главная причина, что мой папа был строителем, затем в этом институте учился мой старший брат, и до третьего курса у него были написаны шпаргалки, и, наконец, распределение на работу после института было только в Москве.  Ну и что очень важно, как рассказывал мой брат, в этом институте учились очень красивые девушки, что оказалось сущей правдой.

        Оставалась небольшая мелочь: сдать хорошо вступительные экзамены, так как конкурс в институт оказался очень приличным. Больше всего я боялся сочинения, потому что не очень дружил с грамматикой, и меньше всего я боялся экзамена по английскому языку. Постараюсь объяснить почему? В отличие от моего сына и внучки, у меня никогда не было врождённой грамотности, поэтому я мог наделать в любом тексте много ошибок. Например, я до сих пор не знаю, как правильно писать слово винегрет или венигрет.

       Таких как я, грамотеев, в классе, было несколько человек, поэтому в десятом классе мы организовали группу и стали дополнительно заниматься с  приходящим педагогом русского языка. Как сейчас помню, мы платили по одному рублю за урок. Но это были выброшенные на ветер деньги. Объясню почему. Мы занимались в квартире у одной девочки. Мы усаживались за круглым столом, и почему то так получалась, что моей соседкой всегда оказывалась Таня Михайлова,  Неожиданно под столом наши колени соприкасались и всё, мне уже было не до грамматики и синтаксиса. Кровь поступала не в голову, а в другое место.

       Зато экзамена по английскому языку я совсем не боялся. Во-первых, по школьным меркам я его хорошо знал, во-вторых, у нас на даче жила преподаватель  английского языка Института иностранных языков, и она ежедневно в течение месяца  перед экзаменами занималась со мной, и уверяла меня, что я подготовлен отлично. И самое главное: получить пятёрку на экзамене обещал обеспечить мой старший брат. Как он собирался это сделать - это отдельная история.

      На третьем курсе института мой брат Михаил встречался с очень красивой девушкой Ириной Зайцевой. В то время он был очень красивым парнем, ну почти таким же, как я. Однажды на студенческий вечер в Институте  он пришёл вместе с Ириной. На этот вечер заглянул преподаватель английского кафедры иностранных языков Николай Старостин (отчество не помню), у которого занимался брат. Кроме английского языка ему ещё нравились красивые девушки, и он сразу обратил внимание на Ирину Зайцеву.

       Поэтому во время танцев он подошёл к брату и вежливо попросил разрешения потанцевать с его девушкой. Миша спокойно ответил, что этот танец она обещала ему. После окончания танца он снова подошёл с этой же просьбой, на что Миша ответил, что она устала,  и  они отдыхают. И только с третьей попытки преподавателю удалось потанцевать с Ириной.  На следующий день брат пошёл к этому педагогу сдавать зачёт по английскому языку, тот посмотрел на Мишу и сказал: сегодня зачёт принять не могу, я обещал другим. На следующий раз он отказался принимать зачёт, сославшись на то, что он устал и отдыхает. И только на третий раз он принял зачёт, и после этого они стали, чуть ли не друзьями. Поэтому мой брат был уверен, что пятёрка мне на экзамене обеспечена.

       И надо же так было случиться, что первым вступительным экзаменом был английский язык. Экзамен должен был проходить в большой аудитории на четвёртом этаже здания. Мы с братом приехали за час до экзамена и заняли место на лестнице, чтобы преподаватель не мог пройти мимо нас. Скоро он появился. Увидев Мишу, он спросил, что он тут делает. Узнав, что я иду сдавать  экзамен, он сказал мне, чтобы я шёл сразу с первой группой абитуриентов  и, не дожидаясь, когда меня вызовут, шёл и садился  к нему за стол.

         Я вытянул билет, начал усердно готовиться. На столах лежали словари, величиной с большую Советскую энциклопедию. Я написал ответ по грамматике, перевёл какие-то предложения на английский язык и начал переводить текст.   Тут я понял, что его я никогда не переведу. В нём говорилось, как молодой врач приехал после института в английскую деревню и обнаружил там болезнь лошадей, которая называлась лошадиный сап. И дальше шло перечисление признаков этой болезни. И это на экзамене в строительный институт!

           Я с умным видом посидел минут пятнадцать, встал и пошёл за стол моего экзаменатора. Только я сел, раздался голос заведующего кафедрой профессора  Киреева: «вас ещё не вызывали». На мой ответ,  что я готов, мне было сказано: «идите на место и ждите. Вас вызовут». И тут: к моему преподавателю вызвали девушку,  а меня вызвали к доценту Флягину. Сколько лет прошло с тех пор, а я помню их все фамилии. Экзамен получился не долгим. Скоро я вылетел с экзамена  с двойкой. Так безуспешно закончилась моя первая попытка поступить в Институт. А первого сентября, когда все студенты пошли учиться, я стоял у дверей строящейся тогда гостиницы Украина, чтобы начать свою трудовую деятельность в должности ученика-сантехника.