Шоруньжа

Роза Салах
               

  Шоруньжа -   одна из деревень Моркинского района Республики Марий Эл.  Так звучит на русском языке, а марийцы  свою малую Родину нежно называют Унчо.  Шоруньжа   расположена на границе Марий Эл  и  Татарстана.  В  2014 году районный центр Морки и близлежащие деревни, в том числе Шоруньжа и моя деревня Шлань,   отметили юбилей, 90-летие со дня рождения. Население в далёкие времена занималось земледелием, вырубкой леса, охотой.
   Шоруньжинцы гордятся, что их деревня  Унчо стала  культурной столицей  финно-угорского мира 2019 года. Открытие  столицы  проходило непосредственно  в самой Шоруньже. На знаменательное событие прибыли делегации из Эстонии,  Финляндии, Удмуртии, Мордовии, Венгрии, Ханты-Мансийска.  Официальная церемония присвоения высокого звания  Шоруньже вначале состоялась 10 января 2019 года в драмтеатре имени Шкетана в Йошкар-Оле, столице Республики Марий Эл.  Это,  несомненно, заслуга Главы администрации Шоруньжинского поселения Ивана Михайловича Евсеева и трудолюбивого, гостеприимного народа самой Шоруньжи, близ лежащих деревень, как:  Шлани, Муканая, Ямбатора, Паймыра, Сап-Уньжи, Шурго.
  В  Петров-день, 12-13 июля,  ежегодно проводится молебен в роще за Шоруньжой. Сюда на праздники-фестивали съезжаются гости из Республик необъятной России и стран финно-угорского мира, даже из Японии, бывают туристы из Москвы и Петербурга.
Разве можно забыть мне, рождённой в Шлани, одной из деревень Шоруньжинского поселения, обширные поля со всходами, набирающей колосья рожью, с синеющим льном, ту тропинку в Шоруньжу от Шлани, по которой я, беспризорная шестилетняя девочка, вместе с двоюродным братом Шуматом пошла в первый класс Шоруньжинской  школы. Нет, никогда! Поэтому я 5 мая 2019 года ранним утром отправилась на новую встречу с  дорогими земляками из Шлани,  шоруньжинцами. Поехала   по приглашению Главы Администрации Шоруньжинского поселения Ивана Михайловича Евсеева и телефонных звонков  замечательной марийской поэтессы, директора «Старинной марийской усадьбы» Людмилы Аксюбиной, её неутомимой труженицы, красавицы дочери Марины, её мужа Ивана, зятя-гармониста Алексея.
  Раннее утро святой Пасхи.  Я стою на остановке автобусов.  И снова  чуть моросит дождь, но очень тепло. Прибыла в Йошкар-Олу,  в столицу Республики Марий Эл. Тут же автобус на Морки,  куда добралась очень быстро.  Снова  напилась  прохладной воды с того же чистого,  шумливого родника с  очень вкусной водой. 
   Я не стала ждать рейсового автобуса в Шоруньжу.  Морки -  знакомый мне  районный центр,  откуда в тридцати пяти километрах и Шоруньжа. Подошла к  частнику - таксисту,  который  согласился отвезти меня до Шоруньжи, сказал:
-  Шоруньжа у нас – знаменитость.  Садитесь.   Иностранных туристов частенько туда вожу. Однажды даже японцев вёз.
-  Я  не иностранка, - шутливо сказала я. -  В Ваших  Морках  когда–то проучилась ровно год.  Педучилище наше закрыли,  и нас  перевели в Йошкар-Олу.
 Дорога ровная, асфальтированная. Тридцать пять километров за считанные минуты.
    Парень-водитель притормозил машину, только и  сказал:
-  Вот  и Ваша деревня. Приехали. Здорово! Надо же! Впервые вижу такой весёлый праздник, чтобы прямо на улице народ веселился, - со мной поделился своим впечатлением водитель.
   Прямо на улице нарядные, в старинных и современных марийских платьях и шобурах женщины и мужчины, пожилые и молодые, даже дети-подростки поют и танцуют, пляшут.  Звучит современная марийская музыка, играют на баяне и гармони.  На сцене, оборудованной  на улице, выступают местные артисты. Среди гостей,  шоруньжинцев с гордостью за свою деревню, своих земляков важно расхаживается  Глава администрации Шоруньжинского поселения Иван Михайлович Евсеев. Это же ОН своим землякам организовал  настоящий отдых-праздник.  Он же, Иван Михайлович Евсеев, своим землякам-шоруньжинцам, жителям близ лежащих деревень:  Шлани, Муканая, Паймыра, Шурго,  Ямбатыра, Сапуньжи  и  Русской Гари -  на родном, марийском языке написал,  подарил,  посвятил замечательную книгу «Ужаран Унчо велне» («Расцвет Шоруньжи»). К моему большому удивлению,  я обнаружила свои две фотографии с небольшой аннотацией.
  Горят костры, жарятся шашлыки, на столах, вынесенных перед воротами домов, блины, ватрушки, пирожки,  домашнее пиво,  чем  друг друга потчуют,  угощают шоруньжинцы. Настоящий праздник!
  Я радовалась такому радушию хозяев, праздничному настроению моих земляков. 
  Меня переодели в марийское платье,  пригласили в клуб  на встречу с любителями литературы для откровенного разговора с читателями. Книги разложила на столе –  подходили к столу молодые и пожилые,  брали на память. И вдруг адресованный ко мне вопрос:
- Почему всё-таки Ваша фамилия Салах? Почему Вы не Николаева, не Арсланова? 
- И мне интересно,  почему Салах-то? – спросил очень симпатичный молодой человек, гость  из Йошкар - Олы,  позднее мне сообщили, что он и есть   сотрудник радио.  Гость из столицы Республики Марий Эл  взял   в охапку,  в руки мои  книги,  которые  остались   на столе:  «Детдомовца» - трилогию, «Братья»,  «В круговерти...»,  «Геша и Гоша», «По утренней  росе».  Я снова вышла к столу,  продолжила беседу с земляками:    
-  Арсланом звали моего папу,  имя которого я с гордостью ношу вот уже несколько лет. Работая в школе учителем,  своё отчество, знакомясь с ребятами-учениками, писала на доске, чтобы правильно произносили, не искажали имя для меня бесценного человека. Мой отец погиб на войне, чтобы мы с вами жили свободно, счастливо.  Салах -  так звали отца моего  мужа-детдомовца Мергасима, с которым несколько лет прожили под одной крышей, питались  в одной общей столовой, вместе воспитывались в одном детском  доме в посёлке Вятском. Поженившись с Гасимом-Мергасимом, как память о его отце Салахе, воевавшем и тоже погибшем на войне, взяли общей фамилией имя его отца. В заключение  мы с Людмилой под аккомпанемент гармони Алексея, зятя Людмилы, запели песню «Как это случилось?  В какие вечера? Три года ты мне снилась, А встретилась вчера…» Пел весь зал. Я добавила:
- Эту всем известную, красивую песню тихими летними вечерами перед отбоем часто пели мои друзья-детдомовцы, наши мальчишки: Гасим Диастинов, Мишка Лежнин, Толик Егошин, Лёшка Лежнин. Мы, девчонки,  стояли  на террасе, слушали пение, а иногда им вторили,  подпевали. Гасим  играл на гармошке...      
  Праздник в деревне Шоруньжа продолжался до поздней ночи, Не прекращали  звучать  музыка, песни,  продолжались танцы. На гармони играл зять Людмилы Аксюбиной Алексей,  танцевали и пели марийские песни Марина и Иван, Анастасия, вторая дочь Людмилы, пели местные артисты. Нас Марина и  хозяйки Шоруньжинского Дома культуры пригласили в старинную марийскую усадьбу, в фойе Дома культуры, к общему праздничному столу,  к бялышу - палышу, главному марийскому блюду. Угощал нас мой земляк из Шлани, танцор, певец Алексей.Праздник продолжался до позднего вечера.  На улице Шоруньжи светили электрические  лампочки, на небе ненадолго загорелись яркие звёзды, на востоке заалел небосклон.
  Счастья, здоровья, процветания, мира, благополучия  Вам,  мои дорогие земляки!  С большой любовью и самыми добрыми пожеланиями к Вам Роза Салах.
               
                Шоруньжа, май, 2019 год.