Борец по жизни

Анастасия Атакишиева
Когда в семье Омаргаджиевых родился сын, никто из родных и подумать не мог, что со временем у него проявятся проблемы со зрением.
К двум годам Шамиль мало чем отличался от своих сверстников. Он как и все дети стремился поскорее познать окружающий мир, в котором все казалось таким загадочным и интересным: почему шерсть кота на ощупь мягкая, а снег на ладонях тает, отчего на морозе язык прилипает к железным санкам, каков вкус книжных страниц? А также миллионы других вопросов, которые задает родителям самый обычный ребенок. Но больше всего он любил рисовать и слушать, как мама читает сказки.
«Однажды я заметила, что, рассматривая в книжках картинки, Шамиль стал сильно щуриться, а когда бегал по дому, то постоянно натыкался на углы и падал, набивая себе шишки, - вспоминает мама Рабияд Гаджиевна. - Обратились в больницу, окулист сказал, что у нашего сына глаукома обоих глаз, близорукость и множество других патологий, связанных с врожденным заболеванием глаз». Специалисты сказали, что необходима операция. И шокированные диагнозом сына родители безоговорочно согласились.
Так в три с половиной года Шамиль перенес первую в своей жизни операцию, которая приостановила потерю зрения. Мальчику прописали очки и дали третью группу инвалидности.
 «В детском саду он всегда был тихим, спокойным и очень послушным ребенком, - рассказывает мама. - Больше всего я переживала, чтобы другие дети не обижали его и не дразнили, потому что понимала, как важно для него общение».
Школа стала для мальчика новым, не менее сложным испытанием. После первого полугодия учителя обратили внимание, что даже в очках Шамилю трудно дается работа в тетради и у доски. И из-за этого он сильно отставал от сверстников. «Было стыдно перед одноклассниками, стеснялся лишний раз переспрашивать у учителя на уроке, - вспоминает Шамиль. - Боялся, чтобы ребята не подумали, что я какой-то не такой».
Родителям посоветовали перевести сына на домашнее обучение. Окончив девять классов, юноша наотрез отказался поступать в учебное заведение и наперекор родным устроился работать дорожным рабочим в корочаевское ДСУ. На тот момент его зрение уже упало до минус десяти на левый глаз и минус девяти - на правый. Работа оказалась физически тяжелой.
«Мы вручную лопатой расчищали дороги от снега, выезжали чистить трассы, - рассказывает Шамиль. - Я сильно уставал, но чувствовал себя счастливым и нужным».
Когда сын возвращался с работы с обветренным лицом, обмороженными руками и с покрасневшими от ветра глазами, мама не находила себе места. «Почти два года я молчала и терпеливо ждала, когда в нем зачахнет это необузданное стремление к самостоятельности, - рассказывает женщина. - Я понимала, что с такой работой он окончательно загубил бы свое зрение. И я настояла на увольнении».
Шамиль с детства мечтал заниматься борьбой, боксом или каратэ, но врачи категорически это запрещали. Но, несмотря на предупреждения медиков, в пятнадцатилетнем возрасте парень все-таки пришел в спорт.
Со своим тренером по адаптивной физической культуре он познакомился в тренажерном зале. Татьяна Брагина уже не первый год готовит уренгойских спортсменов с ограниченными возможностями здоровья на соревнования районного, окружного и всероссийского уровней. Скромный, вежливый, добрый и, что немаловажно, атлетически сложенный молодой человек сразу приглянулся опытному тренеру. «И я пригласила его в нашу группу - рассказывает Татьяна Брагина. - Занятия начали с шахмат, дартса и настольного тенниса. Через некоторое время Шамиль попробовал свои силы в жиме штанги лежа и поразил всех высокими результатами».
Три года назад Шамиль вновь сделал операцию по восстановлению зрения, после чего, наконец, смог снять очки. Всё вокруг стало ярче, радужнее и светлее. «Такое ощущения, что я заново родился и попал в совсем другой мир, - с улыбкой говорит молодой человек. - Деревья стали зеленее, а на небе каждое облако приобрело свою необычную форму». После коррекции зрения стопроцентный результат Шамиль так и не приобрел, хотя видеть стал намного лучше, чем прежде. Инвалидность с парня тоже не сняли, а врачи предупредили, что в любой момент зрение вновь может ухудшиться. Но он не отчаивается и продолжает работать грузчиком в уренгойской больнице и заниматься спортом.
На сегодняшний день Шамиль Омаргаджиев входит в состав параолимпийской сборной Пуровского района. Несколько лет подряд он принимал участие во Всероссийских соревнованиях по пауэрлифтингу среди слепых и уже принес своей команде вторые и третьи места. Змляки смотрят прямые трансляции соревнований с участием молодого спортсмена и всей душой болеют за его победу. А родители с гордостью наблюдают, как из скромного, доброго, молчаливого парня их сын превращается в сильного и целеустремленного мужчину.