Об Имматериальном 114 - 121

Дмитрий Захаров77
114. Английский генетик, профессор Стив Джонс, считает, что эволюция человека завершена. То есть физическая эволюция. Да пора бы уж. Человек физически достиг своего оптимума. Пора бы ему уже начать эволюционировать духовно, а то из всех его духовных достижений за последний миллион лет (а то и больше) можно отметить лишь одно – отмена человеческих жертвоприношений и каннибализма, да и то не на все 100%.

115. Некий польский математик М.Геллер математически доказал (вычислил) существование Бога. Надо же! Да это курам на смех! Из чего исходил этот математик, что считал и пересчитывал – ведомо только ему одному. Точно также его коллеги по цеху подсчитали, что если бы Вселенную создал Бог, то он должен был бы дейстовать с точностью 1/1(10;;);;;, а если бы Вселенная получилась спонтанно, то вместо 123-й степени стояла бы 60-я. Чем они руководствовались? Неужели они думают, что Бог (существование Которого они, кстати, ставят под сомнение) будет действовать так, как им того хочется? О, sancta simplicitas! Подобные манипуляции с цифрами говорят о том, что эти люди безнадёжно далеки от Бога. Они хотят выразить то, что невыразимо, и вместить то, что невмещаемо. Искать доказательств существования Бога – это заведомо идти ложным и главное самообманным путём. Существует только и только одно доказательство существования Бога – это сам человек. Если бы не было Бога, то и человека никогда бы не было, ибо человек – образ и подобие Бога, существо внеприродное, не вписывающееся ни в какие физические закономерности. Если кому-то недостаточно этого одного доказательства, что ж, пусть ищет другие, искать никому не запрещено, но находить не каждому дано.

116. Мир ни плох, ни хорош, ни абсурден – он просто есть. Таково мнение материалистов. Но с точки зрения сознания мир абсурден. Материальный мир и сознание – разные вещи. Эта мысль явно или скрыто красной нитью проходит через все идеалистические системы. Сознание не может быть частью мира, ибо тогда оно не было бы сознанием. Осознавать что-либо означает встать вне этого чего-то, отстраниться от него и посмотреть на него со стороны. Но если сознание есть часть мира, то оно не может встать выше мира и посмотреть на него. Часть не может быть больше, чем целое. Следовательно, сознание не есть часть мира, оно есть целое само по себе и само в себе. Но если материальный мир тоже целое само по себе и само в себе, то тогда получается каких-то два целых: бытие и сознание. Но два целых невозможны, это абсурд. Целое только одно. Значит материальный мир только кажется целым, но в действительности не является таковым.

 Материальный мир не может называться целым, так как он состоит из разобщённых частей, слабосвязанных или вовсе не связанных друг с другом, при этом частей совершенно мимолётных, кратковременных, недолговечных, неустойчивых, хрупких, обречённых быть уничтоженными другими частями. Эти все части находятся в состоянии постоянной деформации, деструкции и восстановления. Но восстанавливаются они только лишь для того, чтобы быть разрушенными. Это мир дурной бесконечности, бессмысленности и бесцельности. Но там, где нет цели, нет и цельности. Эти хаотичные части, лишь местами и временами составляющие жалкую и ненадёжную гармонию. не могут составлять нечто целое, по той простой причине, что это целое вовсе не нужно. Если в этих частях нет сознания, а как показано выше его там нет, то что же им может придать цельность? И зачем? Слепая воля? Для своего же собственного торжества? Но это уже вопросы, которые ставит сознание. Сами материальные объекты никаких вопросов ставить не могут и отвечать на них также. На том или ином этапе ими движет слепая воля. И здесь нет никаких вопросов и никаких ответов. Они есть только для сознания. Материя просто движется – хаотично ли, гармонично ли – это неважно. Главное что она движется неосознанно, а если неосознанно, то и бесцельно. Но зачем такому движению какая-то цельность?
Итак, материальный мир не может быть цельным. Следовательно, цельным является только сознание. Но раз целое только одно, а двух быть не может, то существует только сознание, а материя является только мимолётной, вдруг возникшей иллюзией, нелепой и абсурдной для сознания. Впрочем, как она вдруг возникла, так же она вдруг и исчезнет, ибо лишена цельности и устойчивости.

В п.60 данной книги я, однако, писал, что как раз воли, а следовательно и материи присуща цель, а сознанию, напротив, бесцельность. Действительно, так как сознание вечно, в нём вроде бы не должно быть никакой цели. Явно это так. Но в нём есть скрытая цель, и цель эта – вечное познание Самого Себя. И это истинная, реальная цель. Материя же и воля иллюзорны, следовательно и цели у них иллюзорные. Да, воля всё время направлена к чему-то, движется к. Но это что-то тоже иллюзия, следовательно цель всё время ускользает, расплывается и иллюзия движется к иллюзии. У сознания же есть две определённые цели: первая, временная цель – избавиться от авидьи раз и навсегда; вторая же цель вечная – познание Само Себя. Какая же определённая цель у воли? По большому счёту у неё только отдельные промежуточные цели, совершенно разрозненные и пустые. Когда сознание смотрит на эти цели, то они, понятное дело, видятся ему абсурдными и иллюзорными. Но так как само сознание чуждо иллюзии, то оно и стремится избавиться от иллюзии, путём возвращения к своей абсолютной самодостаточности.

117. «Стяжавший совершенную любовь существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл все другие привязанности. Кто себя любит, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога. Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земле сей, ибо в своём стремлении к Богу душою и умом созерцает только Его Одного. Душа, исполненная любви Божьей, и во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит как бы от чужой страны на родину» (Серафим Саровский).

 И вот ещё его же слова: «Дабы приять и узреть в сердце свет Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. <…> Когда человек созерцает внутренне свет вечный, тогда ум его бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но, весь будучи углублён в созерцание несозданной доброты, забывает всё чувственное, не хочет зреть и себя <…>» Но разве не о том же говорили все мистики всех времён и народов, принадлежащие к разным конфессиям и традициям, или не принадлежащие ни к одной из них. Перечисление их поимённо заняло бы слишком много места, да к тому же многие из этих имён не раз перечислялись на страницах этой книги.

 Все мистики говорили об одном и том же, и всегда почти одними и теми же словами. Истина одна для всех, как и Бог Один для всех, и никакими другими словами об этом не скажешь. Высочайшее же выражение Истины и Бога – молчание. Ни одна конфессия не имеет преимуществ перед другой, разве что в чисто материальном и количественном плане. В эзотерическом, имматериальном плане все конфессии равны. Не важно к какой конфессии принадлежать, важно подняться до созерцания Имматериального и до вечной жизни в Нём. Тот, кто это осуществил, тот познал Истину, тот есть пневматик, существо духовное и имматериальное, тождественное Богу. Даже тот, кто на Пути к Богу, или только стал на этот Путь, уже духовен. Тот, кто только начинает искать этот Путь или смутно его себе представляет, тот существо душевное, психик. Тот же, кто и не думает его искать, а тем более отрицает, тот существо приземлённое, гилик. Он полностью пребывает в течении, становлении и разрушении материальных вещей почти отождествляясь с ними и растворяясь в них. «Почти», потому что у каждого есть возможность познать Бога и слиться с Ним в жизни вечной.

118. Один православный священник, критикуя современное искусство и затронув «Чёрный квадрат» Малевича, спросил, что же автор хотел выразить этой картиной. И ответил: пустоту своей души. Однако этот критик видимо не знает, что Казимир Малевич был верующим человеком и принадлежал к католической конфессии. К тому же у этого художника есть картина с названием «Белый квадрат». Так что же хотел выразить Малевич? Ответ прост: он выразил беспредметный мир, т.е. мир абсолюта, то к чему стремятся все мистики всех времён и народов. Вот и Серафим Саровский говорит: «Дабы приять и узреть в сердце свет Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов». А ведь Малевич именно этого и добивался – отвлечь себя (и не только себя) от видимых предметов. Конечно, Абсолют невозможно выразить никакими материальными средствами. Но ведь человеку не запретишь пытаться это сделать. И любая попытка будет неудачна, но не остановит осуществление других попыток. И моя книга, и все книги подобного рода тоже неудачные попытки прикоснуться к Абсолютному. Более того – даже все Священные Писания тоже неудачные попытки дать знания о Боге. Единственно верный Путь – это невыразимое молчаливое недейственное проникновение осознания.

119. Гностик не просто мистически знает о Плероме и саму Плерому, но главное, он мистически пребывает в Ней. Поэтому как материальная жизнь, так и её следствие смерть, одинаково для него неприемлемы. Жизнь и смерть – категории материи. Гнозис же – это знание об Имматерии. И Гнозис выше Веры, ибо Вера только ведёт по Пути, Гнозис же есть Его завершение. Если сравнивать Веру с материальным знанием, т.е. знанием о материальных вещах, энергиях, движениях, метаморфозах, о материальных законах, то тогда Вера выше такого знания. Материальное знание зыбко, преходяще, как и сама материя. Сегодня оно одно, завтра другое. Учёный – это вечный скептик. Если бы учёный стал догматиком, ему бы пришлось переквалифицироваться в священника. Изменяются условия материальной среды – изменяются знания. В других формах материальности могут быть другие знания (например в другой галактике или вселенной). Но Вера всегда незыблема, потому что Бог Один, и Он неизменен. Вера нужна пока нет знания Бога, но когда есть это знание, Гнозис, тогда нужда в Вере отпадает, ибо Гнозис – это уже слияние и отождествление с Богом. Таким образом, Вера есть промежуточный элемент между знанием относительным, материальным и Знанием абсолютным, имматериальным. Но собственно Абсолютное Знание уже не будет и знанием как таковым, а просто осознанием Абсолюта и Жизнью Вечной.

120. Рене Генон пытается вернуться к традиции, т.е. назад. Это ущербный путь. Но также несостоятелен путь «вперёд» по пути НТП. Стремление внутрь – в Самого Себя, т.е. в Плерому (Нирвану) – вот единственный путь человека. Иные пути – это пути животных и машин. Гностик, стремящийся к Плероме, пытается отрицать как традицию, так и новаторство НТП, ибо он стремится к Абсолютной Свободе, которой нет и быть не может ни в традиции, ни в прогрессе. Традиция – это отжившая материальность, прогресс – это становящаяся материальность. Всякий прогресс станет традицией, и на его смену придёт иной прогресс. Это и называется дурной бесконечностью. А выход из неё давно указан – это Вера и Гнозис.

121. Солженицын говорил (по поводу ареста И.Бродского), что писателю полезно посидеть в тюрьме. Если говорить о временной материальной жизни, то тогда конечно полезно. Тюрьма стимулирует волю к жизни, кстати, так же как и война. Поэтому-то люди так и любят воевать. Если бы не было войн, то точно такое же количество людей (если не больше), которые погибают во время войн, переходили бы в мир иной от самоубийств. Воля к жизни диалектично связана с волей к смерти. Чем лучше и стабильнее материальное состояние человека, тем сильнее тяга к смерти, чем хуже материальное состояние человека, чем больше кризисов (любых), войн и опасностей для жизни, тем сильнее тяга к жизни. Но с точки зрения Имматериальной Жизни, т.е. с точки зрения Абсолюта всё это иллюзия, и, следовательно, ни воля к жизни, ни воля к смерти не есть истина. Поэтому, как учил Будда и его последователи, а в XIX в. Шопенгауэр – единственно правильным решением есть погашение воли к жизни и воли к смерти. Поэтому ни тюрьмы, ни войны, ни сулящий материальное благополучие научно-технический прогресс, совершенно неприемлемы.