Об Имматериальном 99 - 103

Дмитрий Захаров77
99. В Имматериальном есть Музыка и Тишина, сверкание Света и Его ровное течение, Творчество и Созерцание, Активность и Покой. Творчество это очень сложный процесс. Так как Имматериальное есть Одно Единое Целое и вместе с тем это бесконечное множество индивидуальных душ, то творческий процесс – это некая амальгама Творчества Одного и Творчества Многих, причём разнонаправленность здесь абсолютная. Однако вместе с тем Единая Устремлённость. Так как Музыка всегда есть Тишиной, а Тишина всегда есть Музыкой, то Творчества как бы нет и как бы нет Созерцания, но они Абсолютно есть – Абсолютное Творчество и Абсолютное Созерцание. Имматериальное вместе движется и не движется, творческий процесс вместе есть и творческая летаргия. Так как в Имматериальном нет смерти, т.е. распада и деструкции, следовательно, в Нём нет и того, что можно назвать рождением. Поэтому творчество здесь это собственно метаморфоза, сохраняющая метаморфоза, мнемоническая метаморфоза, т.е. не разрушающая «предыдущую» форму, а сохраняющая её и сохраняющая память о ней. Но так как в Имматериальном нет времени, то Там нет ничего предыдущего и последующего, следовательно Там всё сохраняется абсолютно, и вместе с тем всё может метаморфизировать бесконечно в бесконечное множество форм. И вместе с тем ни одной формы – Есть только Абсолютное Сознание Самого Себя как Абсолютной Внутренней Неподвижной Единицы – Невидимой и Непостижимой.

100. Между жизнью и смертью очень тонкая грань. Одно мгновение отделяет одно от другого. И прав был Фалес, когда сказал, что жить и умирать это одно и тоже. Смерть – неотъемлемая часть жизни, а жизнь – смерти. Жизнь и смерть – это диалектическая пара, две противоположности в единстве. Смерть также материальна как и жизнь. Это две материальные категории невозможные друг без друга. В Имматериальном Мире нет ни того, ни другого. Там, конечно, есть Жизнь Вечная, но она совсем не тоже самое, что жизнь временная. В Плероме отсутствуют диалектические пары: жизнь и смерть, добро и зло, свет и тьма, время и вечность, пространство и сингулярность. Там нет единства и борьбы противоположностей. Там нет ни единства, ни борьбы, ни противоположностей. Всё это материальные категории и атрибуты. Так что же есть в Плероме? С точки зрения материи – ничего. И с точки зрения материи Имматериальный Мир – ничто. Но и с точки зрения Плеромы материя – ничто, иллюзия. То, что есть и что происходит в Имматерии нельзя адекватно выразить словами, ибо слова обозначают предметы материального мира и понятия, производные от этих предметов. Поэтому Имматериальный Мир можно описать и выразить лишь неадекватно и только при помощи символов и соответствий. Смерть не есть переход в Имматериальный Мир, как о том говорили многие мистики. Перейти в Него можно и при жизни материальной – вход Туда всегда открыт. Просто смерть есть некий таинственный для сознания процесс, и поэтому с ним связывали переход в Имматериальное. Смерть и есть как раз тот символ, которым неадекватно выражается переход в Имматериальный Мир.

101. Сказать, что в Имматериальном Мире жизнь вечная, было бы неправильно. Но также неправильно сказать, что Там жизнь временная. Там Жизнь Имматериальная. К ней не применимы никакие категории. Она никак не зависит от материальной жизни и материальной смерти. Материя – это завеса, которая скрывает Имматериальну Жизнь. Человеческое материальное тело наиболее утончённая материя из всей существующей материи, через которую, собственно, и можно увидеть Имматериальный Мир. Более того – здесь как раз и лежит переход в Имматериальное. Человек – это дверь в Плерому, вернее даже стеклянная дверь, хотя стекло это и тусклое. Вот только не каждому удаётся открыть эту дверь. Впрочем, не каждый, и далеко не каждый, хочет её открывать. Человек есть дверь в Имматериальное только потому, что он есть «отблеск» Имматериального, пробившийся сквозь завесу материи. Через человека можно увидеть и войти в Имматериальное, но это вовсе не значит, что это до;лжно сделать.

102. Восточная эзотерическая традиция говорит, что Бог, Абсолют не имеет формы. Это утверждение верно лишь наполовину. Так как Бог Всемогущ, то Он может пребывать и в бесформенном состоянии и в Своей Абсолютной Форме. Это также относится и ко всем обитателям Плеромы, так как каждый из них тождественен с Богом, но вместе с тем сохраняет свою неповторимую индивидуальность. Индусский философ Бадараяна говорил, что те, кто вступил в брахмалоку, обладая властью, могут существовать в телесной или бестелесной форме, по выбору. Джаймини даже заявлял, что они существуют только в телесной форме.*  Те, кто находится за пределами Плеромы, намного более ограничены в движении от абсолютной формы к абсолютной бесформенности. Во Тьме же движения практически нет, оно стремится к нулю. Также и форма: она размыта, груба и стремится к нулю. В материи же вообще нет форм. Материя – это стихийная, хаотическая иллюзия. Формы в ней появляются благодаря отражению в ней Плеромы, Её Сияния, Его степеней удалённости от Плеромы, а также отражению Тьмы. Одним словом, весь Имматериальный Мир отражается в иллюзорной материи, которая сама в свою очередь есть отражение отражения отдельных плеромических сущностей, о чём подробно говорится в трактате «Эвграмма». Материя улавливает формы Имматериального Мира, но не может их удержать в силу своей хаотичности и текучести. В Плероме формы могут изменяться до бесконечности, но при этом ни одна форма не исчезает, не разрушается. В Имматерии нет борьбы, нет столкновений, нет деструктивных процессов. Формы там сохраняют свою вечную стабильность благодаря Абсолютному Сознанию, которое не может допустить никакого деструктивного, дисгармоничного процесса. Материя же – это разжиженный хаос в силу своей абсолютной бессознательности и иллюзорности. Любая форма в материи несёт на себе отпечаток и Свет Плеромы, либо её Сияния, либо печать Тьмы. Все формы имматериальны. Вот только материя их искажает и не удерживает. Отсюда то, что мы называем смертью. В этом плане понятно выражение Шри Ауробиндо: «Когда-нибудь вы поймёте, что нет ничего материального». И действительно – всё имматериально, всё реально, всё многообразие форм, а материя, которая их наполняет, иллюзорна. Если материю исключить, а вместе с ней, как её неотъемлемые спутники, время и пространство, то останется мир чистых и не искажённых форм, наполненных духом. Это и будет Имматериальный Мир.

103. «В начале было Слово». В начале чего? В начале иллюзии, которой является материальный мир. Оно же и в конце этой иллюзии. «Я есть Альфа и Омега». Слово – Единственная Истина и Реальность. Слово – это Бог. Любая материя иллюзорна и «существует» только на отрезке от Альфы до Омеги, как ошибка Слова, которая никогда не повторится. Слово порождает только Слово, никакой материи Слово не порождает и не творит. Материя есть иллюзия Слова. Ошибка Слова в Самом Себе не порождает ничего и не является толчком к порождению чего-либо. Эта ошибка есть иллюзия для Самого Слова. И когда Слово осознаёт эту ошибку, иллюзия (т.е. ошибка) исчезает. Ошибка состоит в том, что Слово обращает «взор» «во вне». А «во вне» Оно «видит» только иллюзию, ибо само «во вне» не существует и есть иллюзия. Иными словами, отвлечение от самосознания, самопознания и самосозерцания ведёт к иллюзии. Отвращение от иллюзии возвращает на исходную позицию. Слово, Оно же Бог, Оно же Я, «видит» иллюзию, когда не видит Себя. Когда же Оно видит Себя, никакой иллюзии нет. Чтобы не было иллюзии, вернее не было «видно» иллюзии, нужно пребывать в точке самосознания, самопознания и самосозерцания. Это и есть Гнозис, т.е. знание того, что Я есть Я и больше ничего нет. С точки зрения иллюзии каждое ограниченное «я» должно равняться Абсолютному «Я». Но с точки зрения Реальности-Слова-Бога-Я вообще нет ни ограниченного «я», ни Абсолютного «Я». И то, и другое иллюзорны. Есть только Я. Это и есть чистейшая адвайта. Если за иллюзией признать хоть какую-то силу, то это уже двайта, дуализм. Но всякое признание за иллюзией чего-либо сверх иллюзии невозможно, это признание само есть иллюзия.

Следовательно, всякий дуализм иллюзорен. Значит есть только Я в Своём Самосознании и Своей Самодостаточности. Попытка отвлечься от Самосознания есть иллюзия. То есть попытки как таковой даже не существует, ибо она – иллюзия. Следовательно, всё иллюзия. кроме Я. Но если с этих высот спуститься на грешную землю, то получается, что каждая уникальная неповторимая личность иллюзорна. Нет, как раз получается с точностью до наоборот. Как только всякая уникальная и неповторимая личность познает уникальность, неповторимость и единственность Я в Себе, всякая иллюзия исчезнет и останется только неповторимое, уникальное и единственное Я, которое только и существует. Оно единственно, ибо кроме Него ничего нет. Оно уникально именно потому, что единственно. И неповторимо, ибо Его некому повторять. Таким образом многообразие и плюральность Плеромы и Единственность Я не противоречат друг другу. Каждый есть Бог, а Бог – Один. С точки зрения иллюзии это нонсенс. Но точка зрения иллюзии сама есть иллюзия. Поэтому есть только одна точка зрения – точка зрения Бога. Это-то и надо познать. Но познать только из Самого Себя, а не из иллюзии. Гнозис (Самопознание) выше Веры и включает в Себя Веру. Единственно, что требуется – это Познать.

Однако, здесь можно возразить, что Самопознание это чисто психологический уровень. То есть, субъект познал, что он не есть материя, а Дух, Имматериальное, но материя ведь от этого не исчезла, она продолжает существовать. Таким образом, чисто онтологически ничего не изменилось. Да, материя продолжает существовать и продолжает существовать как иллюзия – вот что важно; но субъект, познавший Я, уже не существует вместе с ней, уже не существует как иллюзия, но уже есть реальность. Это не только чисто психологический момент, - но именно онтологический, ибо онтологически материи не существует. Онтологически есть только Я. Поэтому акт познания Я есть вместе и психологический и онтологический. Я, погружённое в иллюзию, видит только иллюзию, оно не видит бытия. Но когда оно познаёт Самоё Себя, покрывало иллюзии спадает, и Я видит Себя, т.е. бытие. То, что иллюзия продолжает существовать для непознавших Себя, ни о чём не говорит, так как сам непознавший есть иллюзия. Таким образом Я и Самопознание тождественны и есть реальное бытие. Всё остальное ложное бытие или иллюзия.

Субъективисты говорят, что мир существует лишь в уме человека. Это не совсем верно. Мир существует как иллюзия «перед» Я. И так как Я составляет сердцевину, intimum (по выражению Сведенборга) человека, то таким образом мир как бы существует в уме человека, хотя сам человек как психосоматический (или точнее психо-ментально-соматический) комплекс, со своим ограниченным умом, как инструментом для познания окружающей среды, которая является иллюзией, сам есть иллюзия. Таким образом, всё материальное есть иллюзия, а Имматериальное есть бытие. Поэтому существует только Я, а мир лишь как бы существует.




*Радхакришнан С. Индийская философия. Т.2. С. 604.