Об Имматериальном 86 - 90

Дмитрий Захаров77
86. Главный аргумент против адвайты: если Брахман единственная реальность, то кроме реальности больше и быть ничего не может. Но откуда же тогда иллюзия? Никаких иллюзий быть не должно. Всё должно быть реально. И материальный мир тоже должен быть абсолютно реален. Тогда почему же адвайтисты утверждают, что он иллюзорен? И почему Шанкара говорит: «Отринь сей иллюзорный мир»? И почему "я" отождествляют с Брахманом, а не с телом? Да потому что материя иллюзорна – и это Истина, а Я – реально. И между иллюзией и Реальностью нет ничего общего – это тоже Истина. Так зачем же так принципиально отстаивать монизм, если явно виден дуализм?!

«Майю нельзя описать достаточно полно. Это тайна, раскрыть которую наше сознание бессильно. Эта тайна непостижима и неописуема (анирвачанья)», - говорит Свами Шивананда.

Но если майя абсолютно непознаваема, а Брахман познаваем, то получается, что майя могущественнее Брахмана, что является нонсенсом. Этими словами о непознаваемости майи Свами Шивананда только подтверждает скрытый дуализм. Майя, получается, это некая тайна, что-то одно, для нас недоступное, а Брахман – другое, нечто доступное для нас, с чем мы себя отождествляем, вернее то, что и есть мы без иллюзии авидьи (майи).

Если Брахман Один, самодостаточен, абсолютен, нерушим и безусловен, то зачем же Он создаёт некую иллюзию, условность, майю, из которой проистекает иллюзорный мир? На этот вопрос нет ответа в адвайте. Ответ возможен только тогда, когда есть имматериальный плюрализм пуруш (душ) или духовных абсолютных монад, или скажем абсолютно точно – плюрализм Брахманов. В силу того, что все Они разны и абсолютно свободны, некоторые из них могут обращать взгляд на абсолютно инертную и нулевую майю, которая под их взглядом начинает эволюционировать. Вернее происходит только некое «пробуждение» иллюзии из своей вечной летаргии, а уж собственно эволюция начинается значительно позже. Таким образом, абсолютные монады (Души, Пуруши, Брахманы – можно назвать как угодно) совершают ошибку, в результате которой создаётся иллюзия и иллюзорный мир. Майя по сути не существует, а лишь потенциально может существовать как нечто абсолютно отличное от духовных монад в результате их ошибки. Подчеркнём – ошибки, а не ошибок, ибо ошибка может быть только одна. В результате этой ошибки и может быть выявлена иллюзия, которая может быть устранена и больше никогда не допущена. Таким образом, это объясняет возникновение материального мира, его дальнейшую аннигиляцию и более непоявление его никогда.

Итак, основа материального мира не Дух, а иллюзия, то есть ничто. Но так как души обращают на эту скрытую иллюзию, на это ничто свой взор, то в иллюзии запечатлевается отражение Имматериального Реального Мира, который есть Множество Абсолютных Индивидуальных Душ, и поэтому все вещи материального иллюзорного мира стремятся индивидуализироваться (прежде всего материальные человеческие тела) и стремятся к состоянию равновесия или гармонии (что в физике называется энтропией), то есть по сути они стремятся к Имматериальному Миру, материя стремится к дематериализации. Но это, конечно, иллюзорное стремление, ибо сама материя и её эволюция – это иллюзия. Иллюзия стремится в действительности к иллюзии, к ничто, к тому, чем она и есть.

87. По учению санкхьи мир и его причина не разделены непреодолимой пропастью. Совершенно верно. Непреодолимой пропастью разделены мир и Дух. Ни мир, ни его причина не имеют отношения к Духу. Правда не будь множества Душ, некоторые из них не допустили бы ошибку, взглянув в сторону праматерии (иллюзии) и тем самым не выведя её из нулевого, небытийного, пустотного положения. То есть Души не являются причиной возникновения материального мира. Причина лежит в самой материи или точнее праматерии (первоматерии, пракрити), которая является абсолютной иллюзией. Ошибка Душ это не причина эволюции майи. Первоматерия может и не эволюционировать. Первоматерия эволюционирует не под влиянием Душ, а сама по себе, по своей собственной причине. Кстати, современная физическая гипотеза Хигенса это подтверждает.

Первоматерия-иллюзия всегда пребывает в скрытом и непроявленном виде как нечто совершенно иное по отношению к имматериально истинно реальным монадам. Если они не будут обращать внимания на эту иллюзию, она даже потенциально не сможет проявиться. Но в своей иллюзорной эволюции материя стремиться к своему первоначальному положению, т.е. к небытию и в конце концов она к нему придёт окончательно и бесповоротно. В результате же ошибки монады осознают, что выявление иллюзии бессмысленно, ибо иллюзия остаётся иллюзией и всегда стремится к своему небытию, и следовательно ошибка повториться не сможет. Таким образом пракрити (праматерия) всегда будет находится в небытийственном состоянии, а пуруши (имматериальные монады) всегда будут пребывать в состоянии абсолютного бытия и самосознания, за исключением конечно тех, кто добровольно выберет аннигиляцию вместе с материей.

88. Если Имматериальную Индивидуальную Монаду (Душу) схематически обозначить окружностью, то пунктирная линия, которая якобы разделяет эту окружность, будет майей. Иллюзия якобы разделяет Единую Душу на Отца и Сына. Та «часть» Души, что «находится» в материи – это Сын, а та, что «остаётся» в Имматерии – это Отец (см. п.83). На самом деле никакого разделения нет, как нет ни Отца, ни Сына, как нет майи. Есть только Душа. В этом и состоит познание Самого Себя.

89. Без идеализма и аскетизма нет человека. Есть только животное. Пусть высокоразвитое, утончённое и в высшей степени умелое, но лишь животное. Suprapitec. Но человека нет. Я уже не говорю о сверхчеловеке и тем более о Боге. Без идеализма и аскетизма человек погружён в стихии природы, погружён с головой. Он живёт бессознательно и инстинктивно, как и подобает животному. Без идеализма и аскетизма человек продолжает оставаться язычником, продолжает оставаться частью природы, одним из её механизмов.

Что прежде всего отличает язычество? Многобожие? Нет. Политеизм есть один из признаков язычества и причём не самый главный. Главный же признак – бессознательная инстинктивная жизнь, жизнь диктуемая законами материи. Отход от язычества начинается там, где пробуждается сознание, и где человек начинает подниматься над законами материального мира. Но без аскезы невозможно подняться над законами материи. Нравственный идеал требует в той или иной степени аскезы. Невозможно жить стихийной, материальной, мирской жизнью и в то же время верить в некий Высший Идеал. В этом случае вера превращается в фикцию, в самообман. Чтобы подниматься (не подняться, а только подниматься) к Идеалу, нужны некие усилия, позволяющие оторваться от своей животности, животноэгоистичности, приземлённости, инстинктивности и бессознательности. Чтобы появились проблески сознания, без которых невозможно восхождение к Идеалу, нужно для начала противопоставить себя стихии, законам материи, попытаться отделить себя от сплошного безличного океана материального мира, вертящегося в бессмысленном круговороте.

 Это противопоставление и есть первое усилие над собой, и есть первый шаг аскезы. Все разговоры о нравственности и об идеалах пустой трёп, пока они не будут подкрепляться аскетизмом. Чтобы совершить мало-мальский нравственный поступок, нужно в чём-то ущемить своё эго, в чём-то ограничить себя, а это и есть первая ступенька аскезы. Не бывает нравственности без умаления себя, своего эго, без уничижения себя. А это и есть аскетизм. Христос мыл ноги своим ученикам, хотя с языческой точки зрения это они должны были бы мыть ему ноги. Пока человек не научится ограничивать себя – ограничивать себя во всём: в пище, одежде, жилье, удовольствиях (как материальных, так и психических и умственных), он не научится нравственности. А пока он не научится нравственности, он будет оставаться животным. Но зачем же рождаться человеком, чтобы оставаться животным? Как говорил Будда, родиться человеком – это очень редкое везение, в том смысле, что из всех существ только человек может достичь Нирваны, Имматериального Мира, Вечной Жизни, вырваться из круговорота сансары. И что же, загубить свой шанс? Будучи человеком, остаться животным и навсегда исчезнуть с материей?

90. Конрад Лоренц – австрийский зоолог, доказал, что человек ничем не отличается в своём поведении от животных. О том же, в сущности, говорил и его знаменитый соотечественник Зигмунд Фрейд. Но вот другие, не менее выдающиеся представители человечества, такие как Будда, Иисус Христос, Пифагор, Сократ, Аполлоний Тианский, Ориген, Василид, Антоний Великий, Шанкара, Бхагаван Шри Рамана Махарши, Рамакришна, Серафим Саровский, Симеон Новый Богослов, Бодхидхарма, Нагарджуна, Махавира, Макарий Великий, Прокл, Плотин, Порфирий Иванов и многие многие другие, перечисление имён которых заняло бы ни один десяток страниц, говорили (и доказали это своей собственной жизнью), что человек не просто отличается от животных, но в глубине своей вообще не животное, а Бог.

Нет, возможно, что пока человек не знает самого себя, он действительно ни чем не отличается от животных. Пока он живёт стихийной языческой жизнью, он действительно животное. Но всё же в глубине своей он человек и Человек, то есть Бог. И когда он начинает это осознавать, он уже не может оставаться животным. Раз сделав шаг по направлению к самому себе, к своей душе, то есть к Богу, он уже не может жить прежней животной жизнью. Все выкладки и доказательства учёных на счёт того, что человек лишь высокоорганизованное животное, касаются лишь телесных и психических реакций человека. Но ни один учёный ещё не заглянул в душу человека. И не заглянет никогда. Только сам человек может заглянуть в свою собственную душу. И если он там увидит животное… Нет, он не сможет там ничего увидеть, кроме Бога. Заглянуть в свою собственную душу это уже поступок сверхживотный и сверхчеловеческий, поэтому-то там и невозможно ничего увидеть, кроме Бога.