Об Имматериальном 81 - 85

Дмитрий Захаров77
81. Тело – это имя прилагательное, ибо оно всегда только прилагается к душе. Душа существует всегда, а тело только иногда (или только один раз) прилагается к душе. Постольку поскольку душа направляет свой взор в сторону материи, к ней прилагается некое тело. Но стоит душе отвратить свои взоры от материи и она тут же освобождается от присутствия некоего тела. Тело и душа никак не связаны, кроме иллюзорной связи незнания и неразличения. Пока душа не отличает себя от тела, до тех пор ей кажется, что она связана с телом. Но когда она увидела и познала, что она и тело абсолютно различны и ничем не связаны между собой, тотчас же иллюзорная связь рассеивается как мираж.

82. Постольку поскольку душа отвращает взор от самой себя, она обращает его на нечто другое. Но нечто другое не существует как таковое, потому что существует только душа. Вследствие этого нечто другое есть нереальное, то есть иллюзия, которую создаёт сама душа. Таким образом душа впадает в ошибку. Она ошибается, отвращаясь от созерцания себя, и желая найти вне себя нечто другое. Она находит только иллюзию. Эта иллюзия и есть материя. В философии санкхья это называется пракрити. Эта пракрити находится в состоянии небытия, в состоянии пралайи, в состоянии анабиоза, в состоянии несуществования. Но взор души, брошенный на неё, как бы оживляет её и выводит из состояния ничто, переводя её в состояние как бы всего. Но ничто не может стать всем. Ничто так и остаётся ничем, но создаётся иллюзия всего, и создаётся иллюзия эволюции этой иллюзии. Души, устремившие взгляд на иллюзию, устремляются вслед за иллюзией и шествуют с ней рука об руку, не смешиваясь с ней, но однако же и не отставая от неё. Так продолжается до тех пор, пока душа не поймёт, что она находится под гипнозом иллюзии и не обратит взоры к самой себе. Душа совершает ошибку, но эта ошибка должна её научить не совершать более никогда ошибок.  Весь смысл иллюзорного материального мира в том, чтобы закончиться раз и навсегда и более никогда не появляться. Иллюзорный материальный мир в результате своей иллюзорной эволюции должен прийти не просто к очередному разрушению, к очередной пралайе, чтобы вновь когда-то возродиться, как учит философия санкхьи, а прийти к окончательному и последнему разрушению, к эсхатопралайе, за которой уже никогда не последует никакого иллюзорного возрождения.

83. Отец и Сын – Одно. Только Сын временно пребывает в материи, а Отец вечно пребывает в Имматерии. Когда материя разрушится и придёт в состояние эсхатопралайи, Отец и Сын уже будут Одно без той иллюзорной перегородки, какой является материя.
Самое грандиозное, что может совершить человек – это познать Свою Душу, Самого Себя. Тот, кто познал Самого Себя, тот понял, что Отец и Сын – Одно. Кто познал Самого Себя, тот отвратил взор от материи и увидел Душу. Иллюзия материи исчезла, та призрачная стена, что «отделяет» Отца от Сына. Но при Свете Знания исчезает не только иллюзия материи, но и иллюзия разделения Отца и Сына. Более того – исчезают Отец и Сын и остаётся только Одно Единое. Это Одно Единое и есть Душа. Каждая индивидуальная личная Душа, познавшая Самою Себя и есть Одно Единое и Абсолютное. Каждый Сын становится Отцом, когда познал Самого Себя, но не утрачивает своей Личности. При отсутствии материи уже нет ни Отца, ни Сына, но осталась только Чистая Душа каждого (и это есть Одна-Единственная Душа), кто познал Самого Себя.

84. Адвайта-веданта и буддизм отрицают индивидуальную душу, личность. Они считают её такой же иллюзией, как и весь материальный мир. Но душа не имеет никакого отношения к материи. Индивидуальная душа, которая сама себя познала, есть неограниченная и абсолютная монада. Когда она пребывает в авидье и майе, то она затмевается ими и поэтому кажется ограниченной и относительной. Монисты и буддисты не понимают имматериального плюрализма. Именно «личная» и указывает на то, что душа необусловлена, ибо когда теряется личность, теряется всё, а главное теряется сознание, вернее самосознание. Безличное Единое – это по сути ничто. Но у ничто нет самосознания. Самосознанием обладает только личность. Безликость бессознательна. Но именно таковой и является материя – безликой и бессознательной. Дух же всегда личен, самоосознан и самодостаточен. Вообще дух это то, что может видеть и осознавать самого себя и не в чём не нуждаться. Поэтому Дух и материя абсолютно различны и несоприкасаемы. Если личность иллюзия, тогда и Дух иллюзия, ибо безличного Духа быть не может. Но если Дух иллюзия и материя иллюзия, тогда вообще всё иллюзия и вообще ничего нет. Таким образом это уже абсолютный нигилизм. Но абсолютного нигилизма быть не может, ибо если кто-то может дать определение абсолютного нигилизма, назвать его, значит этот кто-то уже существует. И это именно кто-то, а не нечто безличное, ибо безличное ничего не может назвать, так как и называть-то ничего ему не надо, ибо безличное ничто, а вот это-то ничто и это-то безличное, как раз и может назвать и определить только кто-то, то есть личность. Таким образом, только личность как раз и существует, а всё остальное это иллюзия.

Конечно, можно сказать: «Я не есмь», но тем самым как раз и будет подтверждено наличие я. Всякий, кто подтверждает своё я, отрицает своё я или сомневается в нём (воздерживается от суждения о нём), тем самым показывает наличие этого я, ибо без я не было бы ни утверждения, ни отрицания, ни сомнения (воздержания). Это железный, нерушимый и неопровержимый аргумент. Множественность я как раз и подтверждается тем, что одни сомневаются в своём я, другие утверждают его, третьи отрицают его, а четвёртые молчат о нём. Каждое я в материи действует по разному, потому что в Имматерии они различны и имеют разный уровень сознания и самосознания.

Однако приверженцы монизма говорят, что любое многообразие, любое множество должно сводиться к Единому, к чему-то одному, как к Высшему Принципу. Многообразия не может быть без Единого. Да, многообразия материального мира не может быть без Единого Принципа, на котором основывается этот мир, который есть причиной этого мира. Но Душа не является причиной этого мира, тем более его творцом. Душа всегда вне и абсолютно вне материального мира. Она всегда в Имматерии. В Имматерии не действуют законы логики, то есть законы интеллекта. Интеллект есть продукт эволюции майи и также не относится к Имматериальному Миру как и наше ограниченное эго, материальная особь. В Имматерии нет никаких законов, в том числе и законов логики и законов интеллекта.

Другой аргумент, выдвигаемый монистами тот, что множество душ является обусловленным, ибо они ограничены; не может быть множества неограниченных душ, так как между ними должны быть границы; не может быть несколько бесконечностей, несколько вечностей, несколько абсолютов; Абсолют он потому и Абсолют, что он один. Но опять же таки – это только с точки зрения логики. В материи элементы всякого множества всегда отграничены друг от друга и всегда обусловлены. Но в Имматерии ничего подобного нет. Само понятие границы там отсутствует. Впрочем, как и понятие не-границы или безграничности. Имматериальный Мир невыразим примитивным словесным аппаратом. Конечно, можно сказать, что в Имматерии есть много вечностей и бесконечностей, но это будет не совсем точно. Имматерия – это множество абсолютных монад, но сказать, что они конечны или бесконечны, ограничены или неограничены, обусловлены и безусловны – нельзя, так как сами эти вышеприведённые парные категории создают какую-то неабсолютность.
Конечно, с точки зрения материи, всё вышесказанное нонсенс и абсурд. Но с точки зрения Имматерии вся материя, то есть весь феноменальный мир, есть нонсенс и абсурд.

85. Я обеими руками за все принципы адвайта-веданты, кроме одного – непримиримого монизма. Адвайтисты – скрытые дуалисты. Когда-то я уже говорил, что всякий отрёкшийся от мира и тем более от своего эго, каких бы религиозных или философских учений он не придерживался, является дуалистом. Зачем отрекаться от мира и считать его иллюзорным, если всё едино? Но если ты отрёкся от мира, значит мир это нечто одно (пусть и нереальное), а Дух – совершенно другое, абсолютно отличное от мира. Абсолютными монистами были элеаты. Они не отрицали материальный мир и не считали его иллюзией. Адвайтистам никак не выкрутиться из скрытого дуализма, не став на путь пантеизма. Авидья (майя) – это то, против чего они всегда будут бороться, а значит это то, что для них неприемлемо. Но если для них приемлем только Брахман, то авидья (майя) это то, что противостоит Брахману. Как ни крути, но противоречие и противостояние авидьи (майи) и Брахмана не устранимо, кроме как признать, что авидья (майя) тоже есть Брахман, или что нет никакой авидьи (майи), и что материальный мир реален, так же как и Брахман, вернее, что он и есть Брахман. Но сказать, что нет никакой авидьи (майи) – это пойти против Истины, и этого адвайта-веданта сделать не может. Значит нужно честно признать дуализм авидьи (майи) и Брахмана и поставить на этом точку. По-моему в данном случае глупо идти на принцип и во что бы то ни стало отстаивать монизм. Ведь совсем неважно как будет именоваться система философии, монизмом или дуализмом, важна суть, важна Истина. А Она состоит в том, что Брахман (Дух) это одно, а материя (авидья, майя) это совершенно другое, и между ними непреодолимая пропасть.