Чудовищница- 43. Крит. Дневник-2

Оксана Самоенко
 Обдумываю  кризис исторической науки.   Того не было. Этого не было.  Как? Почему?  БОльшая часть теории цивилизаций  разрабатывалась  в 19 веке в  Англии.  На  выводах того времени  базировались работы классиков марксизма- ленинизма,  учёных   иного толка. Некоторые понятия  содержаться ещё  в трудах французских гуманистов 18 века. 

 Сколько времени прошло!  Сколько открыто нового.  Усовершенствовались методы анализа  информации. Старые выводы и теории подверглись переосмыслению.  Появились стыковые, между отраслями знаний,  науки.
 Не всё поддаётся осмыслению.  Что- то останется загадкой. До чего- то ещё предстоит добраться. Как только позволят научные  дотошность и любознательность. Матёрые пески, глубины океанов  перестанут быть  непреодолимой  преградой нашим знаниям.

Не обязательно подозревать кого- то в умышленном сокрытии фактов. Не знают. Пока. Кому- то достаточно лёгкой несуразицы в данных для того, чтобы создать многотомную теорию. Кто- то сидит в пыли- грязи - отхожих ямах- кладбищах, собирая по меленьким фрагментам, наше прошлое.

Открытия  приводят  в замешательство, но, если вдуматься,  внимательно перебрать чётки знаний, выстраивается  единая история человечества, в которой нет места богам и пришельцам.
 Мы мало знаем, цепляемся за привычные стереотипы.  Так удобнее, спокойнее.

 В Междуречье или в странах Полумесяца открываются старейшие  города, объединяются в культуры- цивилизации. Тигр, Ефрат, современная Турция, Египет.  Пакистан.
5000 тысяч лет назад взрывное появление городов, объединение в государства, достижения, которыми мы пользуемся и сейчас. А взрыва- то и не было.  Городскому образу жизни предшествовали  тысяч 20  лет человеческого жития- бытия.  Бродили себе. Охотились, собирали, где- то задерживались, что- то строили- рисовали. Выделились люди, заставившие жить соплеменников кучно. Зачем? Возможно, чтобы кормили сильных.
 Первые города не имели дверей, окон, улиц. Люди попадали  в свои жилища прямо с крыш. Земледельцы оказались в сильнейшей зависимости от урожаев, а значит, от погоды.  Горожане  голодали. Прибывание на одном месте больших скоплений людей, скота влекло за собой болезни.
 Если сравнивать останки собирателей и земледельцев, приходишь к парадоксальному выводу. Бродяги крупнее. Их образ жизни  естественнее.  Не все перемены к лучшему. Что заставляло людей сидеть на месте вопреки здравому смыслу? Насилие? Что- то ещё? Можно объяснить появление канализации в древнейших городах желанием оградить себя от болезней. Чем объяснить развитие искусства в цивилизациях, рождённых насилием?
Оросительные культуры.  Не самые  большие  объединения  Междуречья, главной задачей которых было, справится с разливами рек и открытыми залежами нефти.
 Огромные города типа Урука.
 Плодородные благословенные разливы Нила, породившие монументальное строительство египтян. Говорят, древнейшая пирамида больше   соседок, что    моложе.  Почему?
Встречала комментарии: «Опять Египет! Мы всё о нём уже знаем!»
Да, неужели?
В Месопотамии найдены статуэтки из Мохенджо - Даро, нынешнего  Пакистана,  а в Мохенджо -  Даро найдены весы, сделанные где- то в Междуречье.
 Шумеры придумали письменность, которая как- то враз, стала использоваться всеми.

 Сколько сил отдал Тур Хейердал, пытаясь доказать связь инков с Полинезией,  трансатлантические  переходы  мореплавателей оросительных цивилизаций. Уже ни у кого не вызывает сомнения, что в 9- 11 веках викинги бывали в Америке. Вот это куда девать? 
 14-16 века -  империя ацтеков. Историки проводят аналогии с  Ассирией.  Был у ацтеков выборный император, которого величали «главный оратор».  Кроме войны и земледелия ацтеки занимались спортом, писали стихи, устраивали соревнования поэтов, любили театр.
Монтесума Первый имел брата близнеца  Тлакаелеля.  Даты жизни -  1398-  1487.  Зафиксировано. Не придерёшься.  Почти 89 лет «серого кардинальства». Переписал историю народа, сжёг его книги, пантеон ацтеков возглавил  бог  военной  касты  Тлакаелеля  Уицилопочтли.  Брат- близнец ввёл новую идеологию.
 Боги пожертвовали собой ради людей.  И что, что бог, бросившийся в огонь, страдал от какого- то заболевания, возможно,  бубонной чумы? Его поступок мог быть актом отчаянья, а не человеколюбия. Но жил как- то до этого. И дальше мог бы. Он своей жертвой запустил Пятое Солнце,  по каким- то причинам, не желавшее работать.  Теперь мы им должны. Кровью.  Но это не всё.
 Как нарочно перевёрнуты принципы взаимовыручки, дружбы, самопожертвования, разрабатывавшиеся в Старом Свете. Кто- то из первых посетителей что- то не так пересказал?  Или на испанцев насмотрелись,  переиначили?  По времени не подходит. Вслушиваемся.

Только твоя личная жертва важна. Только твоя собственная доблесть- заслуга. Тот, кто хочет помочь тебе - завидует. Стремится себе забрать твою долю жертвы, а значит, благоволения богов.  Твои усилия не будут зачтены. Пробел- прогул- поражение в правах. Крест тебе, а не слава в веках. Только сам!

Понятно, что  смена поколений  в таких условиях  происходила быстрее, чем обычно. 89 лет Тлакаелеля стали наказанием для многих  индейцев.
Но.
 Вспомним методы войны Старого Света. Начиная с Махабхараты. Сплошь - поединки.  Включая «Илиаду». И наших богатырей. И Пересвета с Челубеем. А все вокруг  стоят, благородно не вмешиваются.
 Только подросший Рим убрал поединки,  фаланги, ввёл в культ машину, подчинение приказу. Личная доблесть приветствовалась, но в рамках замысла полководца. Победителя судили, если военный гений  руководителя операции был обижен и чувствовал себя ущемлённым. 
Так, чем были поединки героев? Желанием спасти жизни многих жертвой одного? Или личной требой- жертвой  богам? К этому относились очень серьёзно. Во всех культурах, во все времена. По этой причине окружающие вмешивались в ход поединка только в случае, какой-  нибудь вопиющей несправедливости.  Со стороны богов тоже.
Как не били Тлакаелеля  по голове в личных доблестных поединках, не стоит, видимо, относиться к его  философии,  как к проявлениям боксёрской болезни. 
 Если фаланга-  порождение  архаичного  общества, её придумавшего,  то поединки отдельных героев - порождение обществ, ориентированных на вождя?
Тут стоит подумать над тем, что старше.

Встраиваем новые знания в  отечественную  историю.   Энтузиасты - скифоведы и скифолюбы  пишут о найденных городах степняков  с домами в два- три этажа и городской канализацией. Я не против, хотя города эти до сих пор где- то миражами бродят в скифских степях.
 Заманивают.
 Археологи не могут найти даже знаменитую столицу Хазарского Каганата. Если города скифов будут найдены, если в них обнаружат канализацию, это не будет Апокалипсисом.
 Цари Скифии хаживали в государства Месопотамии, говорят, лет тридцать держали их в страхе.

  Вопрос. Могли скифы принести с собой знания, привести пленных, построивших им города с удобствами в доме? Уже задавался вопрос. Могли скифы, служившие в полиции греческих полисов , принести домой грамотность и гомеровские сюжеты в местный фольклор?
Кто первый начал строить городскую канализацию, выяснится только тогда, когда города будут найдены.  Но и заимствование не являлось смертным грехом. В едином культурном пространстве это происходит естественно, не очень осознанно.
 « Сосед делает, здорово, давайте и мы изобразим. Я тут подсуетился -  спеца привёл. Жрёт много, но оно того стоит. Сами увидите».
Как- то так.
 Для меня главное то, что мы можем оказаться частью  древней  культуры. Да. Были проблемы. Великий Куруш (Кир) и Дарий Ахемениды имели в своих послужных списках провальные визиты к скифам. Численность войск персов, удалённость территорий  вызывают сомнения многих. 
  Меня озадачивают следующие соображения.   Геродот- грек. Персия- враг Греции.
Первый историк ещё не сочинял  так  самозабвенно,   как его последователи.  Собирал всякую всячину. Чему- то верил, что- то вызывало сомнение у него самого. Геродот активно присутствовал в  текстах.  Делился мнением и оценками.  Мог  он чуть- чуть сдвинуть акценты, что- то забыть,  не так понять,  подогнать факты под  поучительную  байку  о крахе заносчивого соперника его родины?  Впервые использовать историю, как идеологическое оружие?
 
Приближаемся по времени. Скифов сейчас считают прародителями хазар. Столица хазар не найдена. Не найдены и захоронения с иудейской символикой.  Степняки есть, а еврейской верхушки нет.
Жители Киева, говорят  Оскольду и Диру, что платят дань родственникам Щека, Хорива,  Кия - хазарам.
Выводы? Ни один  правоверный родновер  на них  не решится.

 Откуда- то из Малой Азии приходят русские. Носители той культуры или её не принявшие? Вытесненные оседающим населением?
 Ильменские славяне  ставят   город. Выплавляют  в своих печах валюту того региона - стеклянные шарики. В Старой Ладоге- Новгороде формируется  самостоятельный язык.  Другая страна.
 Отдельное мнение отдельной летописи. Старая Ладога строилась  выходцами из Скандинавии. 
 Но пришёл Рюрик.
Кто он? Славянин ободрид? Ободриды к тому времени имели своё королевство, крещёное арианскими священниками. Или Рюрик был вытеснен крещёными соседями? Тогда,  он тот самый сателлит - зондеркоманда Цезаря, выжигавшая библиотеки друидов. Чёткая разработанная тактика. Сначала жжёшь книги местного населения. Потом вводишь пантеон своих богов. Затем переписываешь историю и мифологию. Общая практика.

 Вспомним Тлакаелеля.  Только  его боги   не могли завести солнце.  Сварог Рюрика  не мог придать устойчивости новёхонькой земле, норовившей утонуть в водах первобытного   океана.
 Появляется старик Род, который запросто мог быть женщиной и по этой причине рожать, как все дамы, а не заниматься расчленёнкой.  Пока Сварог мучился с землёй, Род уже родил Вия,  Чёрного  Змея, ещё кого- то, не входящего в список солнечных  сущностей.
Род привычно, без пафоса  рожает под землёй змея Юшу. С понятным перечнем  задач.
 « Держи, держи. Шоб не утонула».

Обошлись как- то без  рек крови, кусков мяса, разлетающихся по окрестностям,  божественных кишок.  Но что- то пошло не так. Где- то здесь находятся причины постоянного конфликта древлян с потомками Реформатора, закончившегося гибелью  непокорного   племени. 

Рюрик скандинав? А там крещение местного населения началось  раньше. А там  был Ёрмунганд. С функциями, которого,   ещё предстоит разобраться. Его папа Локи теперь  может оказаться  старейшим скандинавским богом с полномочиями, напрочь   забытыми  новыми богами. Христиане  уже были вторичны. 

 С развитием общества роли богов меняются. Те, что старше, внушают страх и ужас, становятся злодеями,   «козлами отпущения».
Процесс  ужесточается,  если приходит чужеземец с собственным видением местных перспектив.  Немец, которого побил и обвинил во всех смертных  грехах  Ломоносов, утверждал, что Рюрик был захватчиком. Никто его не звал в Старую Ладогу.

 Не знаю, что привело академика к такому выводу. Его доклад  уничтожен Михаилом Васильевичем. А доклад имел только один список на латыни и был предоставлен русскому учёному для сореферата. Русский учёный, намахавшись кулаками, родил   «нормандскую теорию».  Тоже без расчленёнки.
 Нет. Уже с ней, так как, были  закреплены изменения истории и мифологии  «Тлакаелеля - Рюрика», сделанные  ещё до появления христианства.  Славянские боги стали солярными,  старыми сущностями пугали детей.
  Под реформы подводился мощный фундамент  крепостей, что строил Рюрик.  Подавление,  оземлячивание   аборигенов, разбегавшихся по лесам?
 Разведка, приведшая в Киев Олега.
Такая медвежуть - отсебятина.
О  захвате власти Рюриком говорят историки со знаниями, в разы большими,  чем у меня.

Попробую завершить тему Гомера. Впереди ещё Крит.  Тем не менее.
«Повесть о разорении Рязани Батыем». 1237 год. Исследователи летописи долго не могли понять  некоторые места источника. Упоминались какие- то возвышенности, топонимика, не совпадала  с рязанской местностью.  Пока не был найден византийский  документ, с которого летопись была списана. Слово в слово.
 В византийской хронике рассказывалось о походе на Константинополь Игоря Рюриковича.  Возвышенности встали на свои места. Но  и византийская повесть оказалась дословным списком. Матрёшка в матрёшке. Всё упёрлось в некую старую рукопись о  штурме  Иерусалима очередными варварами.
 Источниковед  Игорь Николаевич Данилевский сделал такой вывод. Не дословно.
 Русские летописи - не привычный календарь дат и событий. Дат долгое время не было вообще.  Автор  писал о событии, не,  как бесстрастная машина,  излагал не конкретный факт, а свои аллюзии.

(Аллюзия (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи).

Иными словами -  вкладывал в них свои смыслы. Чаще всего, библейские.  Писали- то монахи.
Ольга ездила в Константинополь, имела беседу с тамошним императором, как Царица Савская  с Соломоном.
  Малуша - мама Владимира Крестителя - не имя собственное. Тоже царское.
 Владимир - не пьяница- бабник- язычник.  Все его половые излишества списаны с библейских рассказов о Соломоне. Времена такие. Мужик должен быть гигантом секса. С египетских фараонов повелось. Может, раньше.

Владимир Крещением Руси не искупает свои грехи. Он по происхождению  имеет на них право. По Предопределению. Подумаешь,  брата убил, кучу женщин имел. Всё это мелочь по сравнению… чуть не написала «с мировой революцией».

  История с «Повестью о разорении Рязани Батыем» просто тычет  носом в  особенности  летописания, перенятые у византийцев. 
 О! Пока не забыла.
Летопись о том, как Владимир воевал Херсонес под предлогом мести за отказ  дочки тамошнего мера  выходить замуж « за робичича», оказалась старше летописи, в которой рассказывалось о страшной участи семьи Рогнеды, пострадавшей из-  за острого язычка девушки.
«Выйти замуж за робичича»- высказывание, которое тоже имеет библейские корни.  Робичич -  не раб. Не сын рабыни. Нехристь.
Понятно высказывание византийки. Владимир, видимо, как отец, был язычником. Рогнеда с семейством могли быть крещёными, что не удивляет.


 Но не забываем, что мы читаем. Толкование  событий с точки зрения набожного человека.
 
Теперь займёмся Историей Льва Диакона. Той частью, которая посвящена войне  со Святославом.
«Лев Диакон любил подражать древним авторам». Цитата.
 Это касается не только   описания  внешности Святослава, которое грек взял у Приска - дипломата, историка, писателя V века.   «Некоторые детали описания внешности Святослава Львом Диаконом допускают неоднозначное толкование. Так, вместо лат. barba rasa — безбородый, допустим перевод с редкой бородой, а клок волос может свисать не с одной, а с двух сторон головы. Именно таким — с редкой бородой и двумя косами — предстаёт Святослав на страницах «Истории» С. М. Соловьёва».

То есть, мы НЕ  знаем, как выглядел князь.    Мы упорно цепляемся за клок волос, похожий на казацкий оселедець. Нам так хочется.  И на мирных переговорах со Святославом Льву Диакону быть не полагалось по статусу. Ему, возможно, вообще не было дела до внешности Сфенельда.
 Мало ли в Бразилии донов Педро? Несметно число варваров, приходивших под стены Константинополя. Где они?...
  Лев Диакон пишет свой вариант «Илиады».

Несколько веков Рим не имел  в своей военной традиции  личных поединков. Византия, как правопреемница, тоже. О её военной науке немножко рассказывала, когда делилась деталями осады Владимиром Херсонеса. Подробная инструкция с тщательным расчётом запасов воды, пищи, отопления для обороняющейся стороны. Как,  из  чего делать консервы. Как хранить большое количество воды. Расписки оставшихся в осаждённом городе гражданских в том, что у них есть  всё ,  необходимое , из списка.
  Эти события случились  позже, но не на столько, чтобы тысячелетие военной практики было забыто ради руса, повернувшего оружие против работодателя. 
 Иоанн Цимисхий, как радушный хозяин, предоставил Святославу право выбора оружия?
 Здесь должно было быть нечто, вроде:
» Земля тряслась, как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди…»
М. Лермонтов.
Один за другим следуют поединки, в которых участвуют даже высокопоставленные византийцы. Имена героев- великанов  со стороны противника, чтобы читатель знал, как тяжело добывалась победа. Конечно, остальные благородно ждут, чем закончится каждая схватка.
 У Гомера река  Скамандр, повинуясь воле богов, выходит из берегов. И люди мечутся между обезумевшими водами.
У Диакона поднимается пыльная буря среди ясного дня.
 Боги Гомера постоянно вмешиваются в ход поединков.
  Диакон являет некоего  святого,  что   придаёт сил византийским воинам.
Историк  увлекается, постепенно перестаёшь понимать, кто- где.  Словно играет в шахматы сам с собой.  То обороняется, то наступает. Из деталей  и характеристик выстраивается  эпохальная битва.  Троя защищается, но в этот раз в Доростол постоянно отходят русичи. Греки нападают и выигрывают каждый поединок, всю войну. Византий берёт реванш за поруганную Трою, жители которой, основали Рим. Святослав- Агамемнон - и  тавроскиф одновременно.

Напряжение так велико, что чудится  гул работающей артиллерии, лязгают на откате пушки. Если бы в этот момент над поединщиками взвились в «позе атакующего кондора»  индейцы- ацтеки , это никого не удивило бы.
В маленькое мгновение перед тем, как месоамериканцам разнесёт открытую грудь пушечное ядро,  они  сносят   головы  лошадям   всех, имеющих жертвенную кровь,    оружием  с обсидиановыми лезвиями.
Так и воевали бы, плечо к плечу, русичи с русыми косами и ацтеки с косами смоляными. Апокалипсис в стиле «Потерянного Рая» Джона Мильтона. Какой экшн мог быть!
 Но уже подтянул   огнемёты Иоанн Цимисхий.
Святослав срочно вступает в переговоры с императором, стремясь вывести из- под угрозы  страшной смерти оставшихся дружинников.  Он помнит рассказы выживших о том ужасе, который спалил большую часть людей его отца.

Ну? И где здесь место под 20 тысяч болгар, посаженных на кол князем русичей?
 Не в качестве апологии   Святослава.

 Он защищается. Дружинники выматываются в вылазках, несут потери.  Не понятно, по какой причине, их князь похвастался перед византийским императором количеством воинов, в разы превышающим , реальный счёт его дружинников.  Цимисхий собрал силы со всей Империи.  По ночам люди  Святослава хоронят  павших товарищей.   Не просто собрали единый костёр, подпалили и разошлись. Тризна,  другие  составляющие  ритуала.

Сколько времени нужно на то, чтобы посадить на кол одного человека? А 20 тысяч? Дружине  отдыхать нужно. Будь ты,  трижды,  Перунов жрец.
Раз.
Динамика не та. События развиваются стремительно. Только успевай перечислять гибнущих героев обеих сторон. Всё! Огнемёты. Финита. И такой тормоз. 
Два. 
Стиль другой.  По правилам , существующим по сей день,  язычники обязаны мучить христиан.  Без этого попадание в рай для  последних   проблематично.  Грехи не пущають.    Знаете ли, а  так поглумились -  со святыми упокой…
 Но действо- то должно было соответствовать гомеровскому эпосу, в котором нет  пошлостей  со зверствами благородного соперника.
Три.
Возникает мысль о позднейшей вставке. После ознакомления специальной литературной комиссии с содержанием произведения.

 Как- то сама  собой напрашивается  следующая крамола. 
Святослав- цитата. 
Как он выглядит? Знает только Лев Диакон.
Все доблестные речи князя сочинены  греком.
Его войны на Балканах  написаны  Диаконом.
Обвинение князю составлено  им же.
Как погиб Святослав знает  византиец. 
Похоже, Святославу Игоревичу нужен Шлиман. Генрих Шлиман. Просто,  Шлиман!!!