Об Имматериальном 45 - 53

Дмитрий Захаров77
45. Вслед за метафизикой следует отказаться от этики и эстетики. Уже не говоря о логике, от которой следовало отказаться ещё раньше метафизики. Что же тогда остаётся? Мистика. Если ограниченное индивидуальное «я» стремится к отождествлению с Абсолютным Я, а тем более если оно уже слилось с Ним в Единое, то вопросы метафизики, логики, этики и эстетики перестают существовать. Всё, что для ограниченного представляется проблемой и дилеммой, для неограниченного не существует. Только ограниченный индивидуум может совершать неэтичные поступки: лгать, воровать, убивать, мстить, льстить, шантажировать, мучить, предавать и т.д. и т.п., потому что он делает всё это для своего смертного тела и для удовлетворения своих смертных чувств. Тот, кто стремится к Абсолютному, естественным образом придерживается всех этических норм, для того этика становится самоочевидной и незаметной, как вдох и выдох.

 Дойссен, немецкий исследователь упанишад, живший в XIX в., писал: «Нравственное поведение содействует не прямо, а лишь косвенно достижению познания, которое приносит освобождение. Ибо это познание не является становлением чего-то, что не имело предшествующего существования и что могло вызвано соответствующими средствами, а является восприятием того, что существовало раньше, извечно». Он совершенно прав, однако это не исключает нравственное поведение. Достигший Жизни в Духе, конечно, может совершать безнравственные поступки, ибо для него не существует законов и установлений, он живёт в Абсолютной Свободе, но он не будет их совершать в силу того, что подобные поступки будут бросать на него тень материального мира, к которому он уже не имеет отношения. Конечно, такую же тень будут бросать и нравственные поступки, да и любые поступки вообще, однако тень от безнравственного поступка гуще и темнее; главное же – безнравственный поступок нарушает свободу другой личности и, так или иначе, преграждает ей путь к Абсолютной Свободе. Живущий в Абсолютной Свободе не хочет даже допускать возможности хотеть ущемлять свободу кого бы то ни было.

 Тот же Дойссен пишет: «Познание Атмана достигнуто, всякое действие, а поэтому также и всякое моральное действие лишено значения». Да, но так же и аморальное действие лишено значения, о чём немецкий учёный почему-то не говорит. Живущий в Духе вообще совершает минимум поступков. Он совершает самые необходимые поступки для поддержания материального тела, которому отведено определённое существование и отведён свой срок, и которое не нужно игнорировать. У осознавшего своё тождество с Абсолютом связи с материей ослаблены. Тот, кто Живёт в Вечном, преходящему почти не уделяет внимания. Само собой разумеется, что в подобном контексте и речи быть не может о безнравственных поступках, которые всегда направлены на сверхнеобходимое для плоти и для чувств, которые всегда тесно связаны с преходящим и тленным. Хотя, конечно же, и нравственные поступки здесь тоже могут не иметь места, однако же могут и иметь, зато уж безнравственные точно исключены.

Для того, кто Живёт в Духе, отпадают и все эстетические категории, ибо для него, как сказал Рамакришна, воды священного Ганга и воды канализационной трубы не имеют различия. А уж логика и метафизика просто не имеют значения – нечего доказывать и нечего объяснять, ибо кроме Абсолюта ничего не существует.

46. Любое сравнение хромает. Но без сравнений невозможно обойтись. Они иллюстрируют то, что вообще невозможно не объяснить, ни описать. Сравнение это как бы миниатюрная притча, это условная модель, которая наглядно показывает то, чего показать невозможно. Чтобы хоть как-то выразить трансцендентальный, мистический опыт, нужно прибегать к сравнениям и притчам, либо же вообще молчать. Как астроному, чтобы довести свои теории и гипотезы до других людей нужно создавать модели планет и звёзд или рисовать на листе бумаги галактики в виде маленьких окружностей, так и мистику нужно облечь свой мистический опыт в притчу или сравнение, иначе всё, что он скажет, будет звучать на тарабарском языке.

47. Дух и материя едины, но едины лишь на определённом этапе, на определённом отрезке бесконечной прямой. Дух – это бесконечная прямая, а материя – лишь отрезок на ней. Когда этот отрезок пройден, Дух дальше движется (и не движется) уже Один. Бросьте в реку ком грязи. Вода станет мутной. Какое-то время она будет течь загрязнённой, но вскоре муть осядет на дно, и вода вновь станет чистой.

48. Знаменитое гераклитовское «всё течёт» относится, конечно же, только к материи. Для Гераклита «всё» это только материя. Имматерия не течёт и не движется. Она – Абсолютный Покой и Абсолютная Тишина. Она – Абсолютная Неподвижность. В Имматерии нет ничего нового и вместе с тем она Абсолютно Нова в Самой Себе. Материя же, напротив, всё время создаёт нечто новое, но всё это новое, только забытое старое и, в сущности, в материи нет ничего нового, ибо она сама есть лишь переливание из пустого в порожнее. Как гласит французская пословица: «Чем больше нового, тем больше всё по-прежнему». Ибн Араби пишет: «В мире не существует покоя. Поистине непрерывное движение сохраняется вечно, днём и ночью… Бог проявляет себя в каждом дыхании и не повторяет того, что уже было проявлено… Каждое проявление влечёт за собой новое творение и устраняет прежнее». Да. Материя безжалостно зачёркивает и смывает сегодня то, что начертала вчера. И какой бы поверхностно упорядоченный вид не носило её движение, в глубине её действия – это Абсолютный Хаос. Мир материи – это «эволюция» майи (иллюзии), экстенсивное хаотическое её расширение. Оно продолжается постоянно, но не бесконечно. Конец её предопределён её появлением. Имматерия не имеет начала, поэтому и не имеет конца; материя же, образовавшись один раз, один раз и умрёт, как бы долго не продолжалось её хаотическое движение. И это вовсе не Бог провляется в материи, а материя «отражается» от Бога. Материя – это «отражение» Имматериального, а отражение не имеет реальности. Именно поэтому оно и течёт, что не имеет прочной и вечной основы, оно колеблется, вибрирует, как мираж, и в конечном счёте тает и исчезает. Навсегда!

49. Майя это «моментальное» отражение Единого, точечное отражение его. Затем из этой точки начинается «развёртывание» майи, вернее расплывание, таяние её. Так расплывается и тает мираж. Это есть дематериализация материи. На языке физиков это называется энтропией. Это расплывание майи не имеет никакого отношения ни к Единому как таковому, ни к отражению Его как таковому. Майя находится в хаотически-относительно-саморегулирующемся убывании.

50. Правда дуализма в том, что материя и Дух абсолютно разные и не имеют друг с другом ничего общего, но ошибкой всякого дуализма является возведение материи до уровня Духа, до уровня Его Вечности, Его Абсолютности, Его Реальности и Самодостаточности. Материя противостоит Духу, но как иллюзия, как тень, как отражение, как мираж. Она есть, и её в тоже время нет. Как фокус иллюзиониста, она лишь видимость. Но если фокус и иллюзионист взаимосвязаны, то материя и Дух – нет. Это фокус без иллюзиониста, тень без отражающего её предмета, отражение без зеркала, мираж, сплетающийся из пустоты.

51. Нирвана – антисансара. Нирвана – это не отрицание жизни и не уход из жизни. Это перенос жизни из сансары в Нирвану. Сансара – иллюзия. Нирвана – реальность. Единственная реальность. Жизнь в сансаре иллюзорна и мимолётна, временна, не просто стремящаяся к нулю, но и сам нуль. Ибо сансара возникла из иллюзорного ничто как иллюзорное нечто, и растворится навсегда в иллюзорном ничто. Следовательно, сансара это ничто, пустота. Ни как диалектическая единица в паре ничто-всё, а ничто как таковое. Нирвана – это Имматериальная Жизнь. Материальная же жизнь, т.е. сансара есть ничто, пустота. Следовательно, Нирвана, как антисансара, есть всё, Полнота, Плерома, Жизнь Вечная Имматериальная. Нирвана ничего не отрицает, ибо отрицать нечего. Отрицать сансару? Но сансара ничто. Как можно отрицать ничто? Сансара сама себя отрицает. Но и даже это выражение просто метафора, так как ничто не способно ни отрицать, ни утверждать. Иллюзия вообще ни на что не способна – она только появляется из ничего и исчезает навсегда в ничто. Собственно иллюзия ничего не может сказать о себе, и о ней нечего сказать. О Нирване же сказать ничего невозможно, ибо невозможно выразить Полноту, Плерому, тем более иллюзорными средствами сансары, каковыми и являются слова. Следовательно, единственным действием является Молчание и Бездействие.

52. Никакого Творения никогда не было, нет и быть не может. Ни Творения из ничего, ни Творения из хаотической материи. Материя – это иллюзия, т.е. реально не существующая, т.е. материя – ничто. Как же можно сотворить ничто? Нирвана – это Абсолютное Бытие, Самодостаточное, Вечное, Неизменное, Бездвижное, Бездеятельное и Самосознающее. Бездвижна Она потому, что Ей некуда двигаться, ибо кроме Неё ничего нет; Бездеятельна потому, что невозможно создать ничего сверх Абсолютной Полноты, отсюда Она неизменна и, следовательно, Вечна. Отсюда следует Абсолютная Самодостаточность и ненуждаемость ни в чём. Самодостаточность же невозможна без Самосознания. Следовательно, Нирвана есть Абсолютное Самосознание. Исходя из всего этого, можно заключить, что никакое Творение невозможно и не нужно. Невозможность Творения была доказана ещё Нагарджуной (II в. н.э.), а затем Гаудападой, Шри Харши, Шанкарой и всеми последующими представителями адвайта-веданты. Доказательство их основывалось на отрицании причинности.

53. Правильнее говорить не о противостоянии добра и зла, а о противостоянии Света и тьмы. Добро и зло понятия довольно таки растяжимые. Все религии считают государство добром, хотя, увы, оно неизбежное зло, с которым приходится мириться. Оборонительная война – добро, а наступательная – зло. Примеры можно множить и множить. Добро и зло зависит от конкретных ситуаций, иногда совершенно непредсказуемых. Иногда (и не так уж редко) нужно воздерживаться от делания добра, ибо в итоге оно может обернуться злом и для делающего и для того, кому делаешь добро. Добро и зло относительны. А вот Свет и тьма абсолютны. Это глубинная сущность того или иного  индивида или особи вне зависимости от относительных действий, которые диктуются относительностью материального мира. Нельзя сказать, что материя есть зло. Материя – это отражение «отражения». Тьма есть «отражение» Света или лжесвет, абсолютный недостаток Света, абсолютно периферийная зона Света. Материя же есьб отражение тьмы. Поэтому материя инертна и пассивна.

 Сама по себе материя не есть зло. Зло происходит из тех или иных движений псевдодуха в материи, так же как и добро. Материя – это тьма тьмы, но не зло. Ну, конечно же, и не добро. То, что производится из материи, т.е. материальные вещи, есть тьма тьмы тьмы, т.е. отражение отражения тьмы. Те же материальные вещи, которые уже производит человек из первичных материальных вещей есть уже тьма тьмы тьмы тьмы. То есть отражение в четвёртой степени. Осуждать своё материальное тело или оправдывать его – совершенно бессмысленно. Тело безразлично. Не говоря уже о вещах, произведённых этим телом. За телом нужно выявить тьму или Свет – вот что важно. Свет и тьма – субстанциональны. Свет и тьма – это дух светлый и дух омрачённый. Изначально кто-то принадлежит к Свету, а кто-то к тьме. Но разница между Светом и тьмою в том, что тьма не вечна.
В процессе жизни, как материальной, так и духовной, индивид может перейти на сторону тьмы или же на сторону Света, его дух может омрачиться или же просветиться в зависимости от его желания и устремления. Материальное же тело при этом не  играет никакой роли, так как тело тленно и мимолётно, следовательно иллюзорно. Тело обречено. Дух вечен. Дух-то и выбирает, тело лишь пассивно следует за духом, но только на очень коротком и незначительном этапе.
Разделение на Свет и тьму не фатально. Каждому дана свобода. Но омрачение духа тоже не вечно. Собственно дух и есть Свет, тьма – это псевдодух, лжедух, по сути своей она тоже иллюзорна, но это длительная и мощная иллюзия. Тьма обречена также, как и материальное тело. Поэтому победа Света, победа Духа есть окончательная победа. Тьма просто исчезнет, аннигилируется навсегда, и кто сознательно её избрал, исчезнет вместе с ней. Никаких рая и ада нет. Есть Свет, Дух, Реальность, Вечность и тьма, лжедух, иллюзия, исчезновение.