Об Имматериальном 34

Дмитрий Захаров77
34. Пневма (Дух) во всём противоположна материи. Материя враг для пневмы. Последняя, попав в плен к первой, стремится на свободу. Иногда ей приходится смиряться с тюремными условиями существования, чтобы затаившись, готовить побег. Но одно несомненно – пневма не может примириться с материей, покориться материи, а уж тем более раствориться в материи. Жизнь пневмы в материи – это вечная борьба с материей, то затухающая, то возгорающаяся, но никогда не гаснущая. Это вечный поиск выхода из материи, и по возможности, превращение самой материи в имматерию. Те, в ком пневма находится движущемся, беспокойном, ищущем, творческом, бунтующем состоянии, и называются пневматиками. Род духовных людей, для которых жизнь в материи несносна, для которых сама материя нестерпима и крайне враждебна. Род людей, которые всегда борются с материей, и помыслы которых всегда о горнем и духовном, что впрочем не исключает их временных падений и вынужденных остановок. «Кто не ходил и не падал, вряд ли радость сознанья имел» (С. Есенин).

Пневма, заключённая в материю, не может оставаться в своей абсолютности и ангеличности. Она подвержена материальным воздействиям и для неё неминуемы срывы и метания, отклонения от чистоты своей и погружения во тьму. Иногда она борется с материей методами самой же материи, извращая и искажая последнюю до невозможности, до полного её разрушения (примеры тому: либертинские гностические секты, Маркиз де Сад, Бодлер, Артюр Рембо, Эдгар По, Аш-Шибли) [впрочем все перечисленные скорее психики по духовному складу, чем пневматики]. Пневматик не обязательно обладает недюжинными талантами, главное – это то, что он противопоставляет себя материи и не принимает её строй и её законы.  Таковы почти все мистики, отшельники и аскеты вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Кстати сказать, они не обязательно обладают и какими-то сверхъестественными и экстрасенсорными способностями (то, что в индусской традиции называется одним словом – сиддхи). А также необязательно заслуживают венца святости. « <…> дар мистического гнозиса, дар мистического созерцания тайн бытия есть особый дар, совсем не тождественный со святостью» (Мэнли Холл).

 Главная способность пневматиков – возлетать, воспарять от материи к Духу. Среди представителей искусств их также немало, хотя в основном последние это люди с несколько ослабленной пневмой, которая смиряется с материей, хотя и не теряет связи с духовным. Такие люди называются психиками, то есть душевными. В основном это люди искусства и науки. К пневматикам же среди людей искусства можно отнести Андрея Рублёва, Лермонтова, Босха, Низами, Андрея Тарковского, Новалиса, Блейка, Нерваля, Мильтона, Данте и некоторых других весьма немногих, но которых просто сразу невозможно вспомнить.

Люди, у которых пневма затемнена в той или иной степени, относятся к «средним» и гиликам, то есть приземлённым, земельным, землистым, земляным, как говорил Иоанн Кронштадтский. Для многих из них дух и душа представляются материальными. Именно среди них и обретается большинство экстрасенсов, колдунов, знахарей, ворожей, гадалок, астрологов и т.п. Например, Кашпировский и Глоба явно относятся к «средним», а Григория Распутина я бы даже отнёс к гиликам. К «средним» (это переходная форма от психиков к гиликам) принадлежат также подавляющее большинство политиков, и в меньшей степени общественных деятелей и военных руководителей, немалая часть которых это всё же психики.

Те, у кого пневма замурована глубоко-глубоко под толстыми и многочисленными слоями материи, относятся к скотосам. Их тьма почти кромешна. «Почти», потому что надежда есть у каждого. Ведь все души божественны, как говорил индийский философ Виджнянабхикшу.

Лакмусовой бумажкой для определения человека ( кто он: пневматик, психик или гилик) являются Священные Писания (соответственно для каждого региона). Для славян это Библия, в частности Новый Завет. Если первое сознательное чтение Писания производит переворот в душе и вызывает неописуемое немеркнущее восхищение – значит человек – пневматик. Если человек не может или не хочет читать Писание, значит это гилик.

Первое деление людей по духовным родам встречается в Индии. Философия санкхья учит о трёх гунах («гуна» - санскр. букв.: верёвка), которые связывают дух с материей. Эти гуны: саттва, раджас и тамас. «Этимологически слово «саттва» происходит от «сат», или от того, что реально, что существует. <…> Не в этимологическом смысле «сат» означает также совершенство, и, следовательно, саттва есть то, что создаёт добро и счастье. <…> раджас, представляет собой источник всякого действия и производит боль. Раджас вызывает к жизни возбуждение, удовольствие и беспокойство. Третье, тамас, - это то, что сдерживает действие и вызывает состояние апатии, безразличия. Оно приводит к невежеству и лености».*  Как легко догадаться, саттва соответствует пневматикам, раджас психикам, а тамас гиликам.

В античном мире это деление встречается у орфиков, пифагорейцев, платоников и ессев; в Учении Христа: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12:36). Сынам света Он противопоставлял сыновей диавола: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины» (Ин. 8:44). Далее у Саторнила (дети света и дети тьмы), у апостола Павла (душевные и духовные) и далее у гностиков, манихеев, в Коране (Сура 22,5; Сура 71,13), у суфиев и у других (подробнее об этом в сочинении «Эвграмма» п.40).

Неявное разделение присутствует у северных народов, в шаманизме и других нецивилизованных народов в магических и колдовских культах. Шаманом, колдуном, жрецом у этих народов может быть только пневматик. В работе «Греки и иррациональное» Э.Р. Доддс, сравнивая шаманов со «стражами» (избранными) из «Государства» Платона и, кстати, предполагая, что идея бессмертия души была взята греками именно из шаманизма, пишет: «Фантастическое описание новой разновидности правящего класса часто приводилось как доказательство того, что оценка Платоном человеческой природы была весьма нереалистичной. Но шаманизм не имеет отношения к обычной человеческой природе; он стремится использовать возможности исключительного типа личности. И в «Государстве» тоже доминирует подобная направленность. Платон откровенно признавал, что только ничтожная часть людей обладает врождёнными способностями к тому, чтобы со временем стать совершенными стражами (Гос., 428е – 429а, ср. Федон, 69с). Для всех же остальных, т.е. для подавляющего большинства людей, он <…> допускал <…> наилучшим практическим руководством к хорошей жизни <…> разумный гедонизм (Федон 82ав, Гос., 500d)».

Познание самого себя и есть, собственно, обретение своей пневмы, которая есть Всеобщая Пневма. Познание пневмы и есть, собственно, выход из материи и противопоставление себя ей. Только для одних это более доступно и легко (хотя обязательно требует усилий и немалых), а для других это тяжелее и очень тяжко, но именно в силу своих устремлений, предпочтений, степени лени, живости, резвости, вялости, одним словом, подвижности души.

Пневматик стоит на самом пороге Мира Имматериального, остальные по мере затемнения своей пневмы материальной природой всё дальше и дальше от него. Но переступить этот порог может каждый. «Так бывает и с людьми: одни обладают различными дарованьями и способностями, и один бывает гораздо светлее в Боге, нежели другой; но пока они не засохли в духе, они не подлежат отвержению: когда же дух засохнет, то не годится ни на что, кроме как на дрова» (Якоб Бёме).



*Радхакришнан С. Индийская философия. Спб., 1994. Т.2. С. 235.