Арзамас или Избавление от бед страждущих

Ольга Сангалова
       Арзамас это  провинциальный городок,  расположенный  среди  лесов на холме в живописной излучине реки Тёши, в центре нижегородского края. Старая часть города сохранила первозданный облик. Соборная  площадь устлана булыжниками  и украшена  величественными  храмами с золотыми головами, узкие улицы с двухэтажными домами, словно кадры из фильма «Женитьба Бальзаминова»
       Воспитавшие меня бабушка и дедушка были родом из деревень в окрестностях Арзамаса. Отец деда был мельником, его задавило  жерновами, когда  дедушке было лет шесть. Мама дедушки осталась одна с тремя детьми, старшего – моего деда, отдала в город Арзамас в услужение  к купцу, сама ещё раз вышла замуж. Благодаря заботливому хозяину, дедушка  окончил 4 класса школы,  вырос и стал купцом, звали его Василий Степанович Сангалов, был он 1891 года рождения. Дедушка организовал собственное  скорняжное производство, держал каретный двор  и лавку, в которой продавал в розницу  продукты. В Арзамасе скорняжное производство носило  крупный характер, в конце XIX века за год  выделывалось свыше 3 миллионов шкурок! 
       Моя бабушка Анна Васильевна, в девичестве Петелина,  родилась в 1900, она  была из зажиточной крестьянской семьи, имели свой земельный надел, она была четвёртой из 12 детей. Её старшая сестра вышла замуж за моего дедушку, родила девочку названную Лизой, когда дочки исполнилось 4 года, она умерла от воспаления лёгких. Тогда бабушку выдали замуж за дедушку. К тому времени Василий Степанович  в Арзамасе имел  двухэтажный кирпичный дом с флигелем  под железной крышей. Дом был выстроен в 1905 году, дедушка приобрёл его в 1910 году. Анна Васильевна помогала мужу во всём, привлекла к работе и своих младших братьев, часто  сидела  в лавке на кассе. Когда моих предков лишили имущества, шёл 1930 год. Бабушке  было  29 лет, она воспитывала племянницу, двух  дочерей и сына. Дедушка Василий был старше бабушку на 9 лет, под 40 лет лишиться имущества  тяжело, тем более он сам работал наравне с нанятыми работниками. Бабушка с дедушкой с детьми приехали в Москву, сняли домик в деревне, рядом с нынешней платформой Новогиреево. Василий Степанович устроился работать на Кусковский химический завод, кладовщиком. В 1933 году у них родился мой папа Владимир. Москва подступала,  деревни начали сносить.  Мои предки без хозяйства не мыслили жизнь, в 1946 году они купили  домик рядом со станцией Купавна. Василий Степанович не доработал до пенсии, перенёс инсульт, поглупел, лицо его перекосило, одну ногу  волочил. Помню, как он рассказывал, что  видел приезд  царя в Сароев. Ещё  любил говорить: « Вот, доживёшь до моих лет, а я на тебя посмотрю!». Умер дедушка в 1976 году, в возрасте 85 лет.
       Писала про переселение душ, хотелось проверить  догадку, что в моей дочери живёт душа  бабушки Анны, я  дочь в честь неё назвала. Мы с дочкой в городе впервые  с экскурсией, времени  мало, вместо осмотра музея Гайдара, мы отправились искать владения деда. Его дом на улице Октябрьская дом 21, нашли быстро, сейчас  в нём обычные квартиры. На нашу радость, из дома вышел пожилой мужчина, мы попросили его рассказать про строение. Мужчина сказал, что дом построен в 1905 году, многоквартирный, обещают скоро сносить. На вид дедушкин дом крепкий, по фасаду кирпич отштукатурен и  украшен элементами лепки, а на фасаде первого этажа  место для  барельефа.
      Трогаем стены дома, делаем фотографии, но память  прошлого у дочери  не возникает. Я вспоминаю  рассказ моей мамы, в девичестве она была Надежда Николаевна Лукина, а её мама происходила  из московских  мещан и  носила  фамилию Самарина, её родители жили  в собственном двухэтажном доме в Москве на Рогожской Заставе. Самарины пели в театре и изготовляли кружева на продажу. Дома давно нет, а мамина мама умерла в голодной столице в 1942, тогда  маме  было 5 лет.
       Возвращаемся на  соборную площадь, там много исторических зданий, но сердце ведёт нас в Никольский женский монастырь. Моя бабушка Анна  была верующей, училась в монастырской школе и несколько лет жила в монастыре, с собой в Москву привезла  больше десяти икон. Бабушка умерла  в 1982 году,  завещала все иконы, кроме одной, отдать в храм, так мы и сделали. Осталась в доме одна икона - Богоматерь Неопалимая Купина, она от пожара дом  бережёт.
       В  Никольским  женский монастырь, после  возрождения приносили иконы. Одна икона была темноватая, но угадывался образ Николая Чудотворца, стал более светлая. Вторая   икона была  чёрная, на ней в 1997 году появилось  светлое пятнышко, с середины 2000 года светлое пятно стало увеличиваться. Только в 2001 году, когда количество очистившихся деталей стало достаточным, удалось понять название иконы - Божья Матерь «Избавление от бед страждущих». Третья икона  вообще  была изрублена. В наше время на рубленой иконе, выше рубцов появились красноватые глаза, она  исцеляет зрение. Рассказывают, что эти  иконы совершили  множество  чудес. Приобретаем  списки чудотворных икон.
       В храме, перед образами меня охватывает трепет,  навертываются  слёзы. Гляжу на дочь, она вдруг говорит: « Я здесь раньше любила бывать!». Скажу, в доказательство переселение душ, что  доченька всегда называет название икон в новых местах на расстоянии, этому не училась.
      Наши купцы с каждого рубля жертвовали до 60 процентов на благие дела, вот бы нынешние предприниматели последовали их примеру! Сбылась моя мечта, я побывала в Арзамасе! Благодарю, доченьку  за поездку!
      
      Дополнение, были в Арзамасе в мае 2019 года.  В монастыре услышали рассказ, как одной очень больной женщине с кучей проблем  икона  "Избавление  от  бед страждущих", постоянно стала сниться. Больная стала икону искать и нашла её в Арзамасе. Приехав в монастырь, нашла  эту икону, но что-то было не так. Во сне возле иконы стоял букет цветов,тогда женщина  купила цветы и попросила Богоматерь о помощи. В скором времени, страждущая  выздоровела и решила все проблемы, об она  написала на сайте монастыря. Список чудотворных икон, мы с дочкой купили, тем более, что  образ Богородицы на иконе "Избавление от бед страждущих", мне мою бабушку очень напоминает. За это время в жизни моей семьи произошли хорошие  события, благодарю Богородицу за всё! Пишу в октябре 2020, в разгар второй волны  Ковид-19, пусть молитва и Вам поможет. Здоровья и УДАЧИ!
 На  фотографии икона Божьей Матери  «Избавление от бед  страждущих ».