Картошничество

Алексей Мазуров
Эзописто.

   Решил я как-то заняться картошничеством. Посадил картофель, целый год ухаживал за ним, выпалывал сорняки, поливал, удобрял. В итоге у меня получилось около 15 центнеров картофеля, хорошего на мой взгляд. Вкусного, рассыпчатого. И пусть я выращивал картофель впервые в своей жизни, я решил показать свой картофель соседям, и всем, кого знаю. И даже угостил их. Они картофель, выращенный мной, тоже хвалили, — Нормальный картофель, на вкус, как и у большинства картофелеводов, достойной такой. Можно, говорят, чтобы повкуснее был, покрасивше в тарелке лежал, но для первого раза пойдет. Очень даже.
   Подумал я немного, и решился выложить нести свой картофель в массы. Пусть другие люди тоже порадуются. Взял, да на околице деревни, развесил пакеты со своей картошкой, берите, ешьте, только комментарии свои оставьте, понравилось ли. И люди ели, много ели, но вот комментарии оставляли лишь некоторые. Кто-то хвалил, кто-то говорил, давай ещё, ждем мол, следующего урожая. Нашлись и те, кто критиковал.
— Говно, твоя картошка, я вот уже два ведра сожрал, и ещё взял, ем и понимаю, не то, вкус не тот, рассыпчатость слабая, вид какой-то не картофельный. Я вот у другого, правда знаменитого картофелиста картошку пробовал, вот там да, настоящая картошка, а у тебя с первой ложки пюрешки, как только она в рот попадает, видно, что дилетант картошку растил.
— Да, согласен с предыдущем комментатором, сразу видно, что картошка дерьмо, еле-еле 5 килограммов, из 10, что взял себе, осилил. Скучная, и нет в ней настоящего картофельного вкуса. Да и не отличается от других картошек совсем, я таких картофелин уже сотни видел. Зачем время мое обеденное тратить на то, что уже было. Я-то думал, что-то новое во вкусе картошки почувствую, но нет, обычная совсем. Даже расстроился. Не умеете растить, даже не пытайтесь начинать.
— Вот прямо с языка сняли. Те же ощущения. Видимо этот садовник дилетант. Либо поливал плохо и не вовремя пропалывал. Сразу видно – халтурщик.
Но, все-таки, в основном на том заборе писали — давай ещё, понравилось. Да и картошку всю разобрали. Ту, которую я на заборе развесил, и быстро так. Я даже повесил объявление на заборе, что те, кому картофель понравился, те, которые его уже съели, могут поблагодарить производителя, чем получится. Может кто редиски в обмен подкинет, или помидорков. Но нет, никто не сподобился, один даже написал, что ж ты хочешь, картошку то уже съели, зачем теперь -то платить.
Но, хвалить не перестали, вкусная, мол, была картошка, давай еще, но только бесплатно.
   Воодушевившись таким одобрением, я решил всё же попытаться продать свою картошку. А так как картошку самостоятельно продать очень сложно, в основном из-за того, что продавать ее можно только на больших овощных базах, да и перед этим нужно её упаковать в красивую упаковку, иначе никто не купит, то решил я обратиться в особые такие конторы, которые как раз и специализируются на продаже овощей.
   Разослал фото своей картошки по всем известным адресам, и засел в предвкушении. Вот сейчас, профессионалы возьмутся за дело, и все продадут. Да процент свой возьмут, пусть даже и большой, но весь мир будет мою картошку есть. Ну, или хотя бы вся область, в которой я проживаю.
   Прошел год полной тишины, ни ответа, ни привета от продающих картошку специалистов. А еще в местной газете напечатали интервью главного картошкопродавателя о том, что картошки выращивают сейчас много, продавать ее от кого ни попадя невыгодно, а выгодно только от известных картошковедов, а от начинающих так и вообще смысла нет. Только если сами вы к каждой картошке привяжете бантик и покрасите её, каждую, в фиолетовый цвет, и соберете на центральной площади нашего села несколько тысяч человек, готовых купить именно ваш картофель. Тогда мы придем, и продадим.
   Расстроился я, думаю, ну все, не продам картошку. А потом подумал, ну и ладно, пусть лежит, соседям давать поесть буду, они ее хвалили. Да и самому пригодится.
И тут из одной из тех картошкопродавательских контор приходит человек и говорит.
— А знаете, нам понравилась ваша картошка. И мы готовы ее продавать.
Сердце у меня забилось, думаю, ну вот, оценили мои потуги по выращиванию картофеля, в душе так радостно и легко стало. Всё-таки увидит мою картошку наша область, да и я, глядишь заработаю на ней немного. Хотя бы на помидорки. Но тут представитель могущественной картошкопродавательской компании говорит:
— Картошка твоя потенциал имеет, конечно, но ее нужно еще в божеский вид привести. Видно, что ты её мыл, сортировал по размеру, и переворачивал, чтобы не залежалась, но с ней еще работать и работать. Я буду говорить, что делать, а ты будешь строго в соответствии с указаниями исполнять. И не спорь со мной, мне лучше знать, какая картошка продается. И вообще, много вас таких начинающих картшковыращивателей сейчас развелось, у меня на базе вон стопятьсот камазов стоит, по самый верх набитые этой самой картошкой всех видов и расцветок.
— Конечно, конечно, я все понимаю. А какие условия нашего с вами взаимодействия, — робко спросил я, ковыряя от стыда за свою меркантильность носком ботинка щебень дворовой дорожки.
— Вот все вы, начинающие картошкоделы меркантильные до глубины души, только о деньгах и думаете, — сразу же взъерепенился благодетель, — и ведь картошка у вас говно, и много кто теперь такое же говно выращивает, развелось картошковыращивателей на нашу голову. Я же уже это говорил! И не факт, что мы твою картошку продадим, может она у нас на складе будет годами лежать, потому что как картошкоделателя тебя никто не знает. А нас все знают, и, если мы продаем картошку, значит, это всем картошкам - картошка! Так что нам сначала нужно решить, будем ли мы ее вообще у тебя забирать. А ты не о деньгах думай, а о том, как твою картошку лучше продать. Я тебе, так и быть помогу, есть что-то в твоей картошке, но и ты сейчас быстро подпиши бумазею, что передаешь нам всю свою картошку, до последнего клубня. А мы тебе, если ее продадим, то с каждого центнера, проданного нами, отдадим 10 картошек. И еще, через месяц после того, как заберем у тебя весь урожай, помоем его, упакуем в красивую обертку с твоим именем, твоей фотографией, и нашим логотипом, пришлем тебе 10 упаковок по 1 килограмму с твоим картофелем. Сможешь выкладывать в интернете, что ты настоящий картофеледел, и продаешь картофель через такую известную овощепродавательскую компанию. Но только ты теперь 5 лет картошку выращивать не сможешь, и продавать ее тоже. Даже соседям. Редиску там, помидоры, можешь, а вот картошку нет. Всего 5 лет, правда. Но эти пять лет твоя картошка будет не твоя, а наша. Понятно?
— То есть, Вы у меня забираете всю картошку, я взамен получаю только 10 упаковок по одному килограмму, и возможно с каждого проданного центнера получу ещё по 10 картошек? А как я узнаю, что картошка продана? И мне самому за своими десятью картофелинами приезжать, или Вы привозить будете? Вообще-то неплохо бы договор посмотреть, а не подписывать сейчас бумажку, что я на все согласен. Не подумайте, я в принципе согласен, очень уж хочется настоящим картшкоделом прослыть, профессиональным, а не дилетантом каким. Но вот 5 лет без картошки, и даже без возможности продать через интернет хотя бы её фото, а я знаю, что сейчас уже и просто фото овощей покупают, нет не смогу, это слишком уж сурово. Для меня, по крайней мере. Может хоть это условие уберём?
— Договор будет когда картошку заберём. Сейчас просто бумажку подпиши, что ты с ним, с договором, согласен, я же тебе всё уже про него рассказал.
— Знаете, я привык смотреть внимательно, что подписываю.
— Эх, Вы, начинающие картошкоделатели, все вы о доходах только и думаете. А думать надо о том, чтобы свою картошку лучше сделать, чтобы её сразу «влёт» покупали у нас, а не о том, как вам сразу деньжищи урвать, за картошку свою. Да и картошка то у Вас говно, я, кстати, уже говорил. Только время своё бесценное да золотое на Вас потратил. Идите-ка Вы с такими требованиями к другим картошкопродавцам. Не будем мы Вашу дерьмовую картошку продавать, да и сами Вы дилетант-картошкоделатель, а не картошковед. Тьфу на Вас!
И ушел.
   А я подумал, ну и хорошо. Картошка у меня осталась, и она по-прежнему моя. Я может её все-таки сменяю на помидорки, ну или ещё на что полезное. Вывешу на заборе объявление ещё раз, в соседние села схожу, там тоже размещу. Соседей попрошу картошку мою хвалить, да их знакомым предлагать. Посижу в интернете, почитаю, как вырастить картошку получше, и как улучшить ту, что уже есть. Глядишь, что-то да получится. А так бы остался без картошки, без денег, и без возможности ее попробовать целых 5 лет.
Так что я при своих!