В изысканной и выверенной фразе

Марина Ермошкина
В ИЗЫСКАННОЙ И ВЫВЕРЕННОЙ ФРАЗЕ…
(МЫСЛИ О ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ)

"Свет Поэзии - он доступен тем, кто своими глазами вглядывается в этот не угасающий мир - сквозь глаза поэта, как сквозь бинокли, догадываясь, что Сила Воображения - это не "лошадиная сила" лжи, усугубляющей детали "в пользу тех или этих", а сила, продвигающая к зареву, равно и к лучу той самой сути, которая нас проясняет - со всем нашим тяжким скарбом житейских рутин, угрызений, трудов, трагедий и душевных страданий."
Юнна Мориц

Думаю, что все мы, имеющие отношение к лирической поэзии, несём читателю, словно на вытянутых кончиках пальцев, Веру, Надежду и Любовь. Именно поэты-лирики силой своего дара способны самую яркую радость и самую горькую обиду, самое огромное разочарование и даже трагическую или рутинную действительность – трансформировать и облечь в струящийся свет слова. Не устаю удивляться, какие же потрясающие возможности есть у русского поэтического языка! Талантливый и владеющий ремеслом сочинительства поэт-лирик столь искусно извлекает чарующую и волнующую мелодию слов, сколь виртуозный музыкант – густые, тембра человеческого голоса, бархатистые звуки – из виолончели. Поэзию высокой пробы всегда отличает высота накала и напряжения мыслей, переданная очень точно поэтически, это и есть то, что на мой взгляд, имеет право называться настоящим стихотворчеством. За прозрачной, словно парящей в воздухе акварелью слов, остаётся невидимая нам творческая лаборатория автора, его титаническая кропотливая работа: скрупулёзная ясность и прозрачность слов, мучительный их поиск, их глубина; чистота и внятность языка, точная образность и разнообразие метафор, аллюзии и аллитерации, богатейшая лексика, свежесть рифм и творческих находок; глубокое отражение внутреннего мира лирического героя с его сложнейшей гаммой самых тонких переживаний и трепетными нюансами жизненных коллизий – всем этим насыщены настоящие стихи. Именно правдивость и искренность слов высвечивает ум автора, его сердечную теплоту, глубину эмоционального мира и нравственности. При этом форма самих стихотворений остаётся безупречной, независимо от того: упругий ли это строй рифм или льющийся свободно белый стих. При лаконичной и ёмкой концентрации мыслей, читателю в таких стихах – всегда просторно!
Настоящий лирик – это волшебник, омывающий читателя своей радостной или горько-проникновенной исповедальностью чувств, многокрасочной палитрой видения мира и многогранностью переживаний. Порой кажется, что это вовсе не поэт, а художник раскрыл над вашей головой купол огромного яркого зонта в сильный дождь, расписав его перед этим красками самой радуги. Настоящую лирику, как собственно любую настоящую поэзию, отличает авторский, исключительно свой голос, глубоко впитавший в себя культуру современной и мировой классики. Драгоценные звенья строк, где все слова крепко сцеплены и где каждое слово словно бы нанизано на ниточку жемчужного ожерелья, похожи на чётки. Они так искусно сплетены, так мастерски филигранно выписаны без малейшего намёка на пафосность, что не могут не затронуть струны души самого тонкого читателя:
***
В изысканной и выверенной фразе
Пленительная магия ума,
Так совершенна, будто бы сама
Весна смеётся в филигранной вазе.
Поэт всегда в мучительном экстазе
Слова фильтрует, коих кутерьма,
Одно лишь отыскать — шерстит тома,
Ему привычно быть в подобной фазе.
В том поиске, казалось, до черты,
Дойти он мог, но ставит чётко меты,
И расставляет вехи и посты
На той дороге, что выводит к свету,
И следуют прозрачному завету
Моих стихов тончайшие листы!

Хорошими стихами хорошего поэта всегда хочется поделиться. От них, этих особых словосочетаний, сладко пьянеешь, как от хорошего вина. Они вбираются, проглатываются читателем на одном дыхании. Читаешь… и будто сам становишься листком, исписанным твоими переживаниями, ты словно сам летишь, воспаряя в заоблачные высоты вместе с автором.
Замечательными стихами можно отогреть душу. В них затаились многоцветные переливы человеческой души, при условии, что и у самого поэта большая душа и певучее сердце. Хороших стихов ждут глаза, они рады ритму мастерски слаженных, самобытных, но близких читателю мыслей.
В страстной и высокой лирической поэзии спрятаны ключики к тайне понимания вопроса и ответа: а настоящие ли Вы сами пишете стихи?
Безусловно, ответить на это сможет только Время. Поэту же необходимо для себя самого изо всех сил стараться стать и маэстро, и магистром слова, стать мастером – вот задача автора. Похожесть и непохожесть поэта ... в главном. В любви к слову. В поиске тех единственно верных, важных и главных слов и строк, которые и делают стихи настоящими, ибо достать их возможно только из самой глубины души.
Поэту иногда можно, да и должно, брать паузу и помолчать. Это нормальная пауза для пополнения собственных ресурсов, накопления энергии мыслей и эмоционального напряжения. Как говорится, для того, чтобы было о чём сказать. А иначе поэты писали бы килограммами стихов. Слава Богу, что это чаще всего не так.
Стихи – драгоценность! Быть творцом, быть стихоТворцем – огромная радость и ответственность. Стихи сами говорят за поэта, они порою красноречивее автора зеркально отражают масштаб его личности.
Хорошие стихи абсолютно необходимы читателю, при условии, что они светлы, глубоки, искренни, художественны, без единой нотки фальши, профессионально написанные.
Что испытает читатель после твоих стихов? Какое послевкусие получит? Думай, поэт, это зависит только от тебя, от меры твоего таланта, твоего трудолюбия. Но если твой читатель снова и снова будет терпеливо и радостно ожидать встречи с твоими сокровенными откровениями,то, знай, это и есть, ни с чем несравнимое счастье творца:
***
Иметь талант – тащить не славы бремя,
На нет, как говорится, спроса нет,
А тут доказывай стихом всё время,
Что, может, и взаправду, ты поэт.
Поэзии нельзя служить корыстно,
Сладка её отрава, но не яд,
Тебя особым наполняет смыслом
Волшебных слов стремительный каскад.
Был искренним и даже чуть беспечным?
Собой остался в рифме и строке?
В твоих словах, не вечных – человечных,
Купаться кто-то станет, как в реке!..

Ищу строку, дыханье затая,
Но такова теперь судьба моя!