Л. Балашевич. Вспоминая юбилей Академии

Виталий Бердышев
Эти снимки я сделал 45 лет тому назад, и они нигде не публиковались, кроме портрета Краснова в моей книге "Прозрение". С их появлением связана длинная история. В 1948 году исполнилось 150 лет со дня основания Военно-Медицинской академии, в прошлом Императорской Медико-Хирургической академии. Академия готовилась отметить эту дату, но тут вдруг грянуло печально знаменитое "Ленинградское дело", начались репрессии, и было уже не до юбилея. Поэтому спустя 25 лет, когда академии исполнилось 175, её руководство решило широко отметить хотя бы эту дату, но... 175 по бюрократическим нормам не считалось круглой датой, чтобы отмечать её в масштабах страны.

И тогда командование академии решило добиться исключения из правил и попросить министра обороны разрешить празднование в порядке исключения. Начальник научного отдела профессор Борис Михайлович Савин, у которого я тогда служил младшим научным сотрудником, поручил мне написать для министра справку об истории и заслугах академии, так что мне пришлось более месяца провести в фундаментальной библиотеке, изучая вопрос. С задачей я справился, и провести юбилей разрешили. По этому случаю было решено провести в Ленинграде совместную сессию Академии и Академии Медицинских наук СССР (тогда ещё была такая академия).

Меня назначили командиром оперативных групп по подготовке сессии и приёму гостей, и я сутками не выходил из только что построенного нового корпуса у входа в метро "Финляндский вокзал", где имелся огромный конференц-зал, где должна была состояться сессия. Начальник политотдела академии генерал Сергей Сидорович Рязанов, которого офицеры называли просто "генерал СС", занимался лично развешиванием наглядной агитации в новом здании. Однажды он подошёл ко мне и заявил: "Капитан, срочно вызови плотника, пусть возьмёт веревки и гвозди, надо Политбюро повесить. И побыстрей!" Не помню, как мне удалось подавить смех, но Политбюро мы успешно «повесили» в холле перед актовым залом.

Во время Сессии офтальмологи из числа академиков решили посетить кафедру офтальмологии, и поскольку по долгу службы я их сопровождал, я успел сделать несколько снимков в музее кафедры. На них запечатлены корифеи нашей советской офтальмологии того времени Михаил Михайлович Краснов и Тихон Иванович Ерошевский в сопровождении начальника кафедры Венимина Васильевича Волкова и его заместителя Виталия Гавриловича Шиляева.

На втором групповом снимке на втором плане можно увидеть Петра Ивановича Лебехова, выпускника ВММА, который затем стал заведующим кафедрой в ГИДУВе. Он был довольно замкнутым человеком, его фотографий сохранилось не так много. Теперь это уже история...