Папина дочка

Анастасия Атакишиева
Дети войны - это особое поколение людей, чей жизненный опыт формировался и закалялся в безжалостное лихолетье. Стальные тиски того времени лишили их хрупкого, беззаботного детства.
Валентина Щукина родилась в Башкирии за год до начала Великой Отечественной войны. Недавно ей исполнилось 78 лет. Несмотря на почтенный возраст, множество перенесенных операций и потерю левой ноги, она не унывает и лишь изредка иронично сетует на предательски подводящее здоровье.
«Видели бы вы, как я раньше танцевала, кавалерам не было отбоя, - озорно улыбаясь, рассказывает Валентина. - В молодости я, ух, какая бойкая была! Внешностью и характером в отца пошла, до сих пор никакой работы не боюсь, всё делать умею!»

Одна судьба на двоих

До начала войны Константин Иванович Парфёнов (отец Валентины) в Ишимбае был знатным печником. Благодаря его золотым рукам во многих домах появились крепкие, дышащие теплом и уютом каменные печи. Многие из которых отменно функционируют до сих пор.
«Мама и папа родом из Омской области, но впервые познакомились только по приезде в Башкирию, - пересказывает семейную историю дочь Валентина. - При разговоре выяснилось, что они оба бежали из родительского дома в поисках счастья и независимой жизни».
Родители Ефросиньи хотели выдать ее замуж за очень богатого жениха, который пришелся не по нраву семнадцатилетней девушке. В этой истории удивляет то, что Константину тоже сватали в жены обеспеченную невесту, но молодой человек наперекор родительской воле собрал все свои скромные сбережения и уехал на заработки в Башкирию.
В 1935 году их объединила не только общая история ухода из родительского дома, но и судьба, тихо приоткрывшая дверь в семейное счастье. После свадьбы новобрачным удалось приобрести свое собственное жилье, изнутри и снаружи больше похожее на землянку. Но трудности их не пугали, а наоборот, сплачивали еще больше. Спустя несколько лет в их семейном гнездышке появились новые румянощекие жильцы - дочери Зоя и Валюша.

Крылья, опаленные войной

Вдоволь насытиться радостями семейной жизни чета Парфёновых не успела. Помешала война. Константина забрали на фронт, а Ефросинья осталась одна с двумя малолетними детьми (Зое было всего пять лет, а Вале - годик) и скупым продовольственным запасом, состоявшим всего лишь из двух мешков риса.
«Когда нужны были деньги, мама ходила на рынок и продавала по стаканчику крупу, - говорит Валентина. - Затем ей удалось устроиться разнорабочей на хлебзавод, а вечерами она подрабатывала грузчиком - таскала на спине мешки с мукой».
В конце 1942 года домой вернулся глава семейства. Получив тяжелое осколочное ранение, он навсегда остался инвалидом. На протяжении долгих тридцати лет открытая рана сочилась и страшно болела, постоянно напоминая о себе. А иногда из нее выходили маленькие обломки кости, Ефросинья их бережно складывала в носовой платочек, приговаривая: «На память. Главное, что живой вернулся».
Боль и страдания не помешали Константину на месте их старой землянки построить большой каменный дом. На работу его никуда не брали, поэтому приходилось торговать на рынке разными ремесленными изделиями, сделанными собственноручно, сколачивать ящики, чинить всякого рода бытовую утварь.
«Рассказывать о войне отец не любил, знаю только, что у него на глазах снарядом разорвало родного брата Ивана», - вспоминает Валентина Константиновна.
На фронте они встретились случайно в одном из окопов. О многом им хотелось поговорить, разузнать про родных, друзей и знакомых, вспомнить былое. Но неожиданно в небе появились вражеские самолеты, и проливным дождем вниз полились свистящие орудия смерти. Один из снарядов угодил прямо в их окоп. Отец Валентины чудом уцелел, а дядя сразу же погиб.
А еще у Константина Ивановича был фронтовой друг Александр Дегтярёв. После войны сослуживец часто наведывался в гости к Парфёновым, не забывая прихватить с собой баян и какой-нибудь сладкий гостинец «от зайчика» для девочек.
«В силу своего возраста я не понимала, почему при каждой встрече двое взрослых мужчин, как маленькие дети, радостно обнимаются, плачут и смеются одновременно, - рассказывает Валентина. - И только в 1973-ем году, похоронив отца, я узнала, что во время обстрела мой папа спас дядю Сашу от неминуемой гибели - под смертоносным огнем вытащил на себе с поля боя тяжело раненного друга».


Рассказывая об отце, Валентина Константиновна с трудом сдерживает слезы, голос предательски дрожит.
«Просто я его очень любила, - говорит женщина и, как бы оправдывая свои чувства, поясняет: - Для меня он всегда был и останется эталоном мужества и чести». И супруга она искала похожего на отца. Но судьба уготовила для нее бесконечную череду сложностей с редкими мгновениями счастья.
Легких путей во взрослую жизнь девушка не искала. Окончив фабрично-заводское училище в Стерлитамаке по специальности - штукатур-маляр, отправилась строить железную дорогу Кустанай - Джетыгара.
В 1983 году вдова приняла решение попробовать наладить быт и поискать счастье в далеком северном Уренгое. Девять лет она трудилась поваром на буровых. И в 1992 году вышла на заслуженный отдых и получила звание «Ветеран труда».
На женскую долю Валентины Щукиной выпало немало суровых испытаний. Она пережила военное детство, боль, страдания, потерю близких. Но не сломилась, достойно пережив все жизненные трудности благодаря железному характеру и силе духа, доставшимся ей от отца.